Программа литотерапия в работе логопеда. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста. Литотерапия. Примеры упражнений, включенных в программу

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка

В настоящее время для нас, педагогов и психологов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. В нашем саду из 60 обследованных детей 9,3% имеют выраженную агрессивность, у 23,1% детей высокий уровень тревожности, наличие страхов отмечается у 21% из обследованных детей. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад.

Я человек увлекающийся. У меня много различных хобби, в том числе и низание. Низание – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. Повсюду, где находят следы древнего человека, присутствуют и пронизи – камни, кости, раковины и другие предметы с отверстиями для нанизывания. Древний человек использовал их для украшения или как культовые предметы. Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания, легенды, суеверия, связанные с камнями.

Придумывание новых сочетаний из различных камней очень увлекательное и творческое занятие. Кроме того, так приятно прикасаться к прохладным разноцветным камням, чувствовать их гладкие грани под пальцами. Украшения, которых у меня получилось немало, привлекали взгляды окружающих, в том числе и детей. Ребята постоянно трогали бусы на мне, просили поиграть. Дети и натолкнули меня на мысль о включении «моих камней» в коррекционно-развивающие занятия.

Изучив педагогическую и психологическую литературу я не нашла какой-либо информации о методах применения литотерапии в данном направлении (только в книге Поваляевой М. А. «Справочник логопеда» есть упоминание литотерапии). Значит, есть возможность исследовать данное направление!

В средние века философия считала, что камни соединяют мир Вселенной (макрокосмом) с миром души и тела человека (микрокосмом). Каждый камень в представлении астролога был в подчинении одному из небесных тел и, получая от него космическую энергию, мог оказывать прямое воздействие на человека, врачуя его организм и помогая в делах. Современная наука это отрицает. Однако учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам – природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой – ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания – эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека – медитация. Поэтому в моей программе камни лишь вспомогательный предмет, вокруг которого все строится.

Камни – разноцветные, поэтому можно использовать цветотерапию, как более изученное в психологии направление («Цветовой игротренинг» Погосова Н.М.).
Кроме того, с 2011 году совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии в нашем саду внедряется программа оздоровления детей по теме «Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка». Чтобы работать в направлении ДОУ, я в свою программу я включила упражнения дыхательной гимнастики.

А без сказки нет общения с детьми! Сказкотерапия – помощник всех специалистов, работающих с детками.

В результате появилась рабочая программа под названием «Самоцветы», направленная на эстетическое и психоэмоциональное развитие детей.

Цели программы:

  • 1.Расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умения размышлять и делать выводы.
  • 2. Развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия.
  • Снижение у детей эмоциональных проблем – тревожности и агрессивности.

Задачи:

  • Развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
  • Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Развитие умения спокойно и ритмично дышать.
  • Воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам и т.д.

Оборудование и материалы (предметы конкретного цвета): компьютер, мультимедийный проектор, ягоды и цветы из бумаги, игрушки, ткани, бусы, нитки, коробочка, камни необходимого цвета, карандаши, краски, и т.д.
Прогноз:

  • Создание программы по эстетическому и психоэмоциональному развитию детей через исследовательскую деятельность, средствами сказкотерапии, цветотерапии и литотерапии.
  • Создание дополнительных программ развития детей с использованием нетрадиционных методов коррекционной и лечебной педагогики.
  • Повышение уровня развития культуры у детей, снижение показателей тревожности и агрессивности.

Ожидаемые результаты:

  • позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
  • снижение эмоциональной тревожности и агрессивности;
  • повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие самосознания;
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • закрепление положительных поведенческих реакций.

Примеры упражнений, включенных в программу

Цвет настроения (выполняется в начале и конце каждого занятия – Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»). Цель: определить общее настроение в группе. Каждому цвету присваивается определенное количество баллов:

Красный (+ 3) Восторженное
Оранжевый (+ 2) Радостное
Желтый (+ 1) Приятное
Зеленый (0) Спокойное
Синий (– 1) Грустное
Фиолетовый (– 2) Тревожное
Черный (– 3) Крайне неудовлетворительное.

– У каждого из вас бывает разное настроение. Сегодня мы веселые – желтое солнышко, завтра печальное как синий дождик, радостное, как красный цветок. А какое настроение у вас сегодня? Выберите соответсвующий цвет настроения. Посмотрим, каких детей сегодня больше – радостных или грустных.

«Ощущение цвета » – происходит анализ определенного цвета: какой он – спокойный или тревожный, успокаивающий или возбуждающий, грустный или радостный, мягкий или жесткий), дается характеристика цвета.

«Разноцветные камешки» (литотерапия – внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения)

– А теперь посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

  • Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте , какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите , какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение – визуальное, слух – аудиальное, ощущение – кинестетическое ).
  • Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?
  • Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания ).

Упражнения дыхательной гимнастики

  • Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т.е. производим «хватательные» движения.

Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами «шмыгнуть» носом 4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв на 3–4 секунды. Затем, после паузы, снова сделайте 4 коротких шумных вдоха; снова пауза в 3-4 секунды.

«Шмыгать» носом нужно 24 раза по 4 вдоха.

  • Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.
  • Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох – ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
  • Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Все упражнения повторяются 3-4 раза .

  • Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения ) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.
  • Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т.д.
  • Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Массажные упражнения

  • А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.
  • «Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.
  • «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар
  • «Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
  • «Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость ).
  • «Дракон играет с жемчужиной»

Физкультминутки:

1. "Камешки, солнышко, заборчик"
Камешки показывайте согнутыми кулачками, солнышко – растопыренными во все стороны пальцами, а заборчик – вытянутыми, и крепко прижатыми друг к другу.
Ведущий быстро говорит названия этих предметов, чередуя их и запутывая игроков.
2. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять «камешек»)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел.
Котик шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой «камешки»)
Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)
Загадайте желание и попросите камень его исполнить. Молодцы. Хорошо.
Когда-нибудь ваше желание непременно сбудется.

Кроме упражнений с камнями, в занятия включены и:

  • Упражнения на снятие агрессивности, тревожности, срахов.
  • “Вкус цвета” – детям предлагается продегустировать кусочки пищи различных цветов и описать вкусовые ощущения (Например: красный цвет – яблоко; оранжевый – морковь, хурма; зеленый – огурец).
  • “Психогимнастика” – передача образов с помощью пантомимики, жестов, перевоплощения в волшебных существ (сказкотерапия).
  • “Определение настроения” (своего, других, сказочных героев).
  • Подвижные игры.

В мире много невероятных чудес. И я решила показать ребятам одно из них – чудо рождения кристалла , сотворить это чудо вместе. Мы с детьми вместе вырастили кристаллы медного и железного купороса, кристаллы соли. Ведь деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В рамках своей программы я рассказываю детям о сиреневом чуде Сибирской земли – камне Чароите (создана авторская сказка и презентация), знакомлю с коллекцией самоцветов Забайкалья .

Основная задача ДОУ – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого комфортные психологические условия. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях, в том числе психологического, является приоритетной. А когда сюда добавляется и компонент патриотизма, воспитание гордости за свой родной край, воспитатель может считать свою задачу выполненной.

Путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок.

Во время выполнения данной работы мне хотелось приобщить ребят к миру камней, заразить их своей любовью к ним. Конечно детям в возрасте 4-6 лет невозможно в полной мере рассказать об образовании камней и минералов, об их строении, химических и физических свойствах. Таких целей я и не ставила. Развить любопытство, интерес, заложить основы знаний – вот основные мои задачи. По горящим глазам детей, по их удивленным лицам я могу сказать, что они выполнены.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Когда через несколько дней мы с детьми достали кристалл медного купороса, восхищенный возглас ребят раздался в группе. И наш кристалл с каждым днем становился все больше. Чудо произошло! Дети увидели чудо своими глазами – это самое главное!

Камнетерапия в работе с детьми и подростками

Stone therapy work with children and adolescents

*Столярова С. С., **Назметдинова И. С.

*ГБОУ СОШ № 000 г. Москва,
**Астраханский государственный университет, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, г. Астрахань
Россия

*Stolyarova S., **Nazmetdinova I.

*Secondary school № 000 Moscow,
**The Astrakhan state university, Astrakhan institute of in-plant training and retraining, Astrakhan
Russia

Игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникации, при психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности и для оптимизации психического развития.

Games with pebbles it is possible widely to use for providing of psychological help children and teenagers, to experiencing difficulty in communication, at a psychocorrection and psychoprophylaxis of conflict, reserve, to the anxiety and for optimization of psychical development.

В магические свойства камней люди верили и верят и в наши дни. Камнетерапию можно широко использовать в целях оказания психологической помощи как взрослым, так и детям, подросткам в индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

В работе с детьми и подростками можно использовать камушки, с которыми дети, так и подростки с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, да и некоторым подросткам, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.


Считаем, что игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в коммуникативных навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском и подростковом возрасте.

Камни, камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка и подростка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.

Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3-5 человек, если возраст детей от 3 до 9 лет) или индивидуально. В группе подростков количество можно увеличить. Охотно с камушками работают и взрослые.

Показания для применения игр с камушками:

− трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков;

− психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

− невротические и эмоциональные расстройства;

− кризисные состояния;

− развитие собственного представления о себе;

− оптимизация психического развития в детском возрасте.

Игры-упражнения для работы с детьми и подростками:

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Разложи камушки». Необходимое время: минут.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности , связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней.

Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабляющей атмосферы.

Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились. Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой, одинакового размера. Разложите камушки в следующем порядке:

− один большой, за ним 2 маленьких;

− один серый, три беленьких впереди и т. д.

Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Разложи камушки по бутылочкам. Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т. д.), разложив их на столе.

Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.

«Каменная картина» . Необходимое время: минут.

Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.

Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.

«Волшебный камень» . Необходимое время: 30-40 минут.

Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов.

Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.

Для подростков и взрослых

«Этот камушек похож на меня, потому что» Необходимое время: 40-60.

Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.

Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.

«Моя семья» . Необходимое время: минут.

Цель: диагностика семейных взаимоотношений , раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте.

Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями.

Мы предложили только несколько игр-упражнений для работы с детьми, подростками и взрослыми, но их может быть намного больше, и эта тема требует подробного изучения.

Занятие для детей дошкольного возраста с использованием игротерапии

Автор : Болдарева Светлана Александровна, педагог-психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.

Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений. Занятие содержит разнообразные методы и приемы работы для формирования у дошкольников любви к окружающей среде и чувства ответственности за свои поступки, развития познавательных навыков, психических процессов.

Тема . «Давайте жить дружно»

Цель :
- продолжить формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации;
- закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
- снять эмоциональное и мышечное напряжения;
- формировать позитивную я-концепцию, повысить самооценку детей;
- воспитывать доброжелательность, сочувствие, уважение.

Оборудование : клубок ниток, альбомы, краски, карандаши, магнитофон с записью разной по настроению музыки.

Ход занятия

Психолог . Доброе утро, дети! Я очень рада нашей встречи.
Упражнение «Доброе утро»
Давайте поздороваемся необычным способом: носиками, ушками, спинками… Какое у вас сегодня настроение?
Дети выбирают эмоцию, которая соответствует их настроению.

Упражнение “Передай улыбку по кругу”
Психолог. Какое разное настроение. У меня сегодня хорошее радостное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку (дети стоят в кругу дарят своим соседям улыбку ).
- Что вы почувствовали, приняв такой подарок? Приятно принимать подарки? А кто дарит нам подарки? (Ответы детей: родственники, друзья…)

Психолог . У кого из вас есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим? Одна народная мудрость гласит: «Будь друг, да не вдруг».
Как вы ее понимаете? Кто же такой «настоящий друг»? А как вы думаете, кто может стать вам лучшим другом? Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Они любят вас, всегда помогают в трудную минуту советом и делом. Относитесь к ним с любовью, добротой и уважением.
- Сегодня я хочу вас познакомить с основными качествами настоящего друга. Сначала нам с вами познакомится поближе. Давайте каждый назовет свое имя и любимое увлечение. С помощью этой игры мы больше узнаем друг о друге.

Упражнение «Клубочек»
Дети становятся в круг и перебрасывают клубочек друг другу по желанию, называют своё имя и увлечение. После того как не останется ни одного играющего без нитки - клубочек сматывают, при этом называния имя и увлечение того, от кого пришла нить клубочка.
Психолог . Вот мы и познакомились. Давайте проверим, как вы запомнили имена.


Упражнение «Имена»
Дети по команде собираются в группы по именам и хором проговаривают свое имя. А дети с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
Психолог . Молодцы, все справились с заданием.

Игра «Живая скульптура»
Психолог . А теперь давайте немножко пофантазируем. Я предлагаю вам создать одну большую фигуру - скульптуру. Кто самый смелый? Выходи в центр. Выбери любую удобную позу. А теперь по желанию каждый из вас может выйти и присоединится, выбираю любую позу. Когда займет место третий ребенок – первый освобождает место, доя четвертого и так далее.
- Давайте внимательно посмотрим, на что похожа наша скульптура?

Игра «Пишем буквы»
Психолог. А вы знаете, что вместе с другом можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься? Сейчас я вам это докажу. Я буду называть буквы, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур букв А, Б …

Упражнение “Приласкай меня”
Психолог . Дети, давайте вспомним, какие эмоции вы знаете?
Дети по желанию выбирают картинки с различными эмоциями и рассказывают про выбранную эмоцию.
- Дети, что нужно сделать, если человек сердитый, злой..?
А у кого сегодня нет настроения, кто хочет, чтобы его приласкали?
ребенок садится на стульчик в центре круга, а остальные дети гладят его по рукам, плечам…
- Что ты почувствовал, когда тебя приласкали? А что вы чувствовали, когда ласкали другого человека? да самое приятное это творит добро и делится с другими. Давайте мы сейчас поучимся делится с другими добром.

Когнитивное упражнение «Чаша доброты»
Психолог . «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чашку своего соседа, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза.

Рефлексия
Психолог . Вот и наша встреча подошла к концу. Расскажите, что чувствовали, выполняя разные задания?
До встречи!

Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos – «камень» и therapeia – «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная медицина весьма успешно использует нетрадиционные методы лечения, не последнее место среди которых занимает литотерапия.

Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье и здоровье. Особым почитанием магической силы камней отличалась древнеегипетская медицина. Об этом говорит содержание самого большого из известных медицинских папирусов, в котором подробно описано лечебное действие различных минералов.

Исследованиями минералов долгое время занимался Аристотель.

Его ученик Теофраст написал труд, посвященный магическим минералам. Ранее существовала наука, посвященная основным правилам лечения посредством драгоценных камней, – гемматерапия (происходит от слова «гемма» (драгоценный камень), которое в свою очередь восходит к латинскому gemma – «почка на дереве»).

Стоит использовать опыт поколений, разумно дополняя его научными исследованиями на хорошем современном уровне. Славяне с древних времен почитали камни как кладезь крепкого здоровья и общего благополучия. В древнеславянских рукописях содержатся исключительно интересные сведения о целебных свойствах минералов.

Образовавшись в земной коре за миллиарды лет, минералы являются активными агентами, которые обладают свойствами, еще не до конца изученными официальной наукой, хотя они хорошо знакомы народной медицине.

Медики США на протяжении долгого времени ведут поиск причин и особенностей действия минералов на человеческий организм. Десяток центров в США и два центра в Германии, исследовавшие кристаллы, уже готовят специализированные кадры для осуществления работ по литотерапии.

Более 500 американских и примерно 50 немецких врачей используют в терапевтической практике драгоценные и полудрагоценные камни.

Целительную силу камней может испытать на себе каждый. Ряд ученых подтверждают догадки о том, что существующая вокруг нас неживая природа в действительности живет, развивается, меняется по своим законам и нет четкой грани между минералами и всей остальной окружающей нас природой.

Прежде чем приступать к лечению, следует внимательно ознакомиться с информацией о противопоказаниях и ограничениях при лечении минералами и камнями. Только при соблюдении этих условий лечения будет достигнут результат и не нанесен вред здоровью. Всегда следует помнить, что неверно избранная методика лечения усугубляет болезнь, теряется драгоценное время, которое можно было бы потратить на применение более действенного метода.

Противопоказания . Как и в любом методе лечения, в литотерапии есть свои противопоказания. Связаны они, прежде всего, с несовместимостью влияния, оказываемого теми или иными камнями на то или иное заболевание. Поэтому на разных людей одни и те же камни могут действовать совершенно по разному. Исследователи показали, что камни, такие как морион, карбункул, хризолит, угнетающе действует на работу ЦНС, успокаивая человека, снимая повышенную возбудимость и раздражительность. Но эти камни противопоказаны людям с меланхолическим складом характера, а также людям в состоянии апатии. При нарушении обмена веществ, многих соматических заболеваниях также следует с осторожностью относиться к выбору камней. Принцип лечения человека, а не его болезни, здесь остается актуальным. Также важное значение при литотерапии имеет цвет камней. При выборе камня здесь необходимо ориентироваться на свою интуицию и собственное расположение к тому или иному цвету. Например, непрозрачные камни, имеющие темную окраску (гагат, агат), противопоказаны людям эмоционально непостоянным, с неустойчивой психикой, легко возбудимым натурам. Людям с холерическим складом характера необходимо избегать контакта с изделиями из опала, изумруда, рубина.

Уже существует методология и имеется отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая проводить строго индивидуальный подбор минералов и металлов для стабилизации функционального состояния человеческого организма, а также определение противопоказаний к ним. Выбирать индивидуально следует не только ювелирные украшения, но и стоматологический материал для пломбирования зубов, оправы для очков, так как они теоретически могут быть предрасполагающим фактором для развития патологии, подавляя или, напротив, стимулируя некоторые функции в организме. Грамотно и индивидуально выбранные вещи и материалы должны отвечать профилактическим и терапевтическим требованиям.

Необходимо учитывать, что минералы обладают свойством фосфоресцировать, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, которые излучают различные кристаллы, являются мощным терапевтическим фактором, который способствует оздоровлению организма. Доказательством данного тезиса служит утверждение немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, в соответствии с которым вокруг каждого человека присутствует биодинамическое поле, изменяющееся при перемещении человека в пространстве. Оно находится в серьезной зависимости от геологических изменений, происходящих в окружающей нас среде, что обязательно следует учитывать в лечебной и коррекционной педагогике.

Скрупулезный анализ многочисленных литературных данных, а также многовекового опыта разных народов дает нам реальную возможность создать классификацию минералов с непременным учетом их воздействия на организм человека. В основе уровня сформированности речевой функции лежат дефектно функционирующие системы головного мозга. Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения литотерапии. Предотвратить расстройства нервной системы, снять депрессию и просто улучшить настроение можно с помощью ношения определенных камней.

Особенно такой метод подходит людям со слабой нервной системой.

Камни обладают особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

Авантюрин – золотисто коричневый непрозрачный камень. Предотвращает расстройства нервной системы (уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума), избавляет от депрессии и апатии. Этот камень можно постоянно носить, так как он недостаточно сильно воздействует на организм. Он действует мягко, постоянно и с небольшой силой. Для улучшения самочувствия и предотвращения депрессивного состояния его необходимо носить на руке в виде кольца или перстня. Если это браслет, то на ночь его нужно снимать.

Аквамарин – камень цвета морской волны. Способствует снятию стрессового состояния, страхов, фобий. Чтобы вы не были подвержены стрессам, его нужно носить на шее или голове.

Стрессы, возникающие в процессе эмоциональной перегрузки, устраняются кулоном, а физическое переутомление – заколками, диадемами.

Александрит – оливково зеленый или зелено голубой камень. Уравновешивает процессы возбуждения и торможения нервной системы, делает человека более сдержанным, способствует созданию радостного настроения, проявлению открытости.

Его можно носить в виде кольца. Но делать это надо аккуратно, снимая его на ночь. Александрит – это очень сильный камень.

Лучше начинать лечение с нескольких часов, постепенно увеличивая время до 12–13 ч, т. е. весь день.

Амазонит – ярко зеленый камень. Снимает головные боли, успокаивает нервную систему, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах, способствует избавлению от фобий. Он укрепляет весь организм в целом. При фобиях его носят в виде браслета, серег, диадемы. От различных головных болей – в кулоне.

Амблигонит – бесцветный прозрачно розовый камень. Нарушения нервной системы, возникающие в процессе перегрузок, подвержены действию этого камня. Лечебный эффект достигается созерцанием этого камня в лучах солнца. Сеанс длится не более 30 мин, 2–3 раза в неделю.

Аметист – фиолетовый прозрачный камень. Способствует снижению чувства тревоги, прогоняет плохие сны. Для лечения необходимо поместить под подушку на 2–3 ч перед сном.

Бирюза – небесно голубой непрозрачный камень. Оправленный серебром, он спасает от бессонницы и кошмаров, способствует уравновешиванию эмоций. Носить его необходимо в виде подвески или «разговаривать» с ним перед сном.

Берилл. Чаще встречаются коричневые оттенки. Очень сильный камень. Снимает головные боли, улучшает, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики. Воздействие камня происходит при его рассматривании в течение 1 ч 2–3 раза в неделю. Его можно класть под подушку, но только во время дневного сна. Чтобы укрепить память, камень необходимо носить на голове или в ушах. На ночь в любом случае снимать.

Жемчуг бывает разных оттенков, от белого до черного. Если долго смотреть на жемчуг, это оказывает благотворное воздействие на чрезмерно возбужденную психику человека, приносит полный покой и умиротворение. Если человек болеет, то жемчуг меняет цвет.

Изумруд – зеленый камень. Это камень мудрости, хладнокровия и терпимости. Способствует излечению от бессонницы и ипохондрии. Проводят сеансы созерцания этого камня непосредственно перед сном. Можно носить кулон или подвеску.

Кошачий глаз – серо зеленый камень. Способствует укреплению характера, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.

Кварц – нежно голубой камень. При бессоннице его кладут под подушку.

Лабрадор – серый камень. Рекомендуется при неврозах, снимает эмоциональный стресс, успокаивает при нервном возбуждении. Этот камень сильный, и постоянно его носить не рекомендуется. Лечение проводится в виде сеансов созерцания камня, которые длятся 20–25 мин ежедневно. Для лиц женского пола его нужно оправлять в золото, для мужского – в серебро.

Лазурит – голубой камень. Этот камень применяется в психиатрии. Его необходимо носить постоянно в течение года.

Лунный камень имеет мутные оттенки различных цветов. Изменяет манеру поведения: резкость, прямолинейность уступают место мягкости и гибкости. Применяется при лунатизме. Его надо надевать на шею в те дни, когда болезнь проявляется особенно сильно. Только в этом случае он принесет пользу.

Опал – разноцветный камень. При расстройстве нервной системы его носят на шее. При меланхолии смотрят на камень по 30 мин, не больше.

Родонит – малиновый, красно розовый камень. Укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает состояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов).

Сапфир – синий, лазоревый камень. Оправленный серебром, помогает при страхе, гневе, при параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бессонницы.

Сердолик – оранжево красный камень. Просветляет мысли, помогает работе мозга. Его носят на шее: женщины – оправленный в круг, мужчины – в квадрат. Он дарит ораторскую силу, процветание.

Топаз имеет много оттенков: от голубого, зеленого до желтого. Камни светлых оттенков больше успокаивают, их необходимо оправлять серебром. Темные рекомендуются при апатии, но оправленные в золото.

В гемматерапии уже очень давно существует такое направление, как лечебно цветовая гамма кристаллов, где каждому цвету соответствует определенный камень и вид заболевания. Еще Б. М. Бехтеревым доказано, что каждый цвет, входящий в спектр, создает специфические световые эффекты, которые улавливаются, трансформируются различными средами глаза и передаются в головной мозг и другие органы. Эти световые эффекты создаются благодаря различной длине световых волн, излучаемых минералами, и способны вызывать те или иные ощущения. Ни один не может не оказывать на нас своего влияния. В результате целого ряда опытов было установлено, что каждый из цветов способен влиять на заболевание путем изменения скорости нервных процессов. Так, цвета, входящие в теплую цветовую гамму, обладают тонизирующим действием; близкие к зеленым – замедляющим, желтые – нейтральным, а фиолетовые – угнетающим. Изучив это влияние на человека, ученые пришли к выводу, что полученные знания можно использовать в медицине. Больше всего для этих целей подходят природные минералы, обладающие необычным цветом и оттенком. Они неровны, прозрачны, окрашены неравномерно, что расслабляет и дает необходимый эффект. Обычно созерцание камня способно оказать сильное влияние на организм, придает стройное течение мыслям. Всего в цветолечении камнями применяется 7 цветов: красный, зеленый, желтый, синий, голубой, фиолетовый и – реже всего – оранжевый. Все остальные цвета являются их составными, белый и черный – нейтральными и не несут информации. Само созерцание и контакт с цветной поверхностью камня необходимо проводить в полной тишине или в сопровождении спокойной музыки. Действие различных драгоценных и полудрагоценных камней рассматривается в системе, созданной Э. И. Ганикман: каждый камень рассматривают согласно лечебно цветовой гамме кристаллов, оказывающих лечебное воздействие при различных заболеваниях.

Красные камни укрепляют память. Постоянное соприкосновение зрения с минералами этого цвета заставляет постоянно находиться в возбужденном состоянии различные структуры головного мозга, оказывающие тонизирующее влияние на все внутренние органы. Но передозировка волновой вибрации способна привести человека к стрессу. Желтые камни (янтарь, сердолик, сардоникс, яшма, цитрин, берилл) возбуждают и оживляют. При нервном истощении успокаивают и восстанавливают утраченные силы, рекомендуется использовать при повышенной возбудимости нервных процессов. Зеленые камни (изумруд, малахит, нефрит, бирюза, хризолит) оказывают наибольшее влияние именно на нервную систему. Они производят расслабляющее действие, повышают работоспособность, улучшают зрение, так как дают глазам необходимый отдых. Эти камни следует помещать всюду там, куда чаще направлен наш взгляд. Голубые камни (аквамарин, лазурит, халцедон, циркон) снижают негативные реакции на окружающую среду. Они могут снять излишнюю нервную возбудимость. Однако в отношении голубых минералов существует ограничение: при чрезмерном увлечении возможно прогрессирующее развитие чувства страха.

Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

Наталья Магомаева Александровна

"Ум есть драгоценный камень,

который более красиво играет в оправе скромности".

Максим Горький.

«Книга камней» - это классика литотерапии написанная в 1067-1081г. г. Ученый Ренна Марбода, уверенно утверждал, что значительнее силы трав и растений является сила камня.

В средние века философия считала, что камни передают энергетические заряды Земли и Космоса наиболее чувствительным энергетическим центрам, расположенным на человеческом теле. Между минералом и его владельцем устанавливается незримая связь, которая способна предупредить или излечить многие заболевания.

Различные области литотерапии используются человечеством не одно тысячелетие. Китайская медицина известна своими методиками, заключающимися в стимуляции биоактивными камнями определенных точек для выравнивания энергетики. Тибетские ламы в своих медицинских практиках применяют более сотни видов минералов. Изготавливают из камней массажеры, шары, четки, пирамиды и т. д. Кварцами очищают и заряжают воду.

Литотерапия в логопедической работе с детьми .

К нетрадиционным методам работы с детьми и ее педагогической помощи детям дошкольного возраста является - "Литотерапия ". В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Разноцветные камешки. Ах уж эти красивые разноцветные камешки! Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски!

Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка : созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания и направленная на снятие у детей эмоциональных проблем.

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время

Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе , все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия . В логопедии , в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии , стоун – массаж, т. е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце) . Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т. к. тепло камней улучшит кровообращение.

Использования литотерапии на логопедических занятиях :

В. Кулаев

У прибоя возле скал

Вовка камешки искал.

Каждый камешек хорош :

Вот на солнышко похож,

Этот с синей полосой,

Тот вот с красной полосой,

Вот на рыбку, на кота!

Лучший выбрать – маета!

Мама смотрит – Вовки нет!

На песочке только след :

Вовка с сумкою идёт,

Снова камешки несет!

Но куда всё это нам?

Их ведь много по углам!

Камни в город мы везём,

Саквояж несём вдвоём!

Пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии

В сочетании с песочной (выкладывание дорожек, узоров на песке)

Массаж рук и пальцев (массирование пальцев камешками, сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке)

Перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание и т. д.

Игра «Умные камешки»

Цель : развитие мелкой моторики, автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха.

Оборудование : натуральные камни разного размера с нарисованными картинками различных предметов.

Ход игры : предложите ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.

Использование элементов литотерапии в занятиях с детьми поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными и качественным.

Публикации по теме:

Консультация «Исцеляющие звуки в работе логопеда» Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов: Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости.

«Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста» Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Федеральный.

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Аналитический отчет о логопедической работе учителя-логопеда за 2016–2017 уч. год АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЗА 2016-2017 уч. год МАДОУ ЦРР – д/с №17 Учитель – логопед Кудымова А. М. ЦЕЛЬ:.

Консультация для логопедов «Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе» Статистика приёма детей в наше учреждение показывает, что нарушения двигательной активности сказываются и на развитии речи дошкольников.

Консультация для родителей «Мандалотерапия в работе с детьми» Консультация для родителей «Мандала в работе с детьми». Подготовила: педагог –психолог Хулхачиева Д. С. В настоящее время специалисты.