Ожившая статуя пигмалиона. История любви пигмалиона и галатеи

В древнегреческом мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе рассказывается, что он открыто выражал свое презрение к женщинам. Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой девушки Галатеи, им же самим созданную, и… … Словарь крылатых слов и выражений

- (иноск.) о страстной любви без взаимности Ср. Не видя, не любя, не внемля, не жалея, Погружена в себя и в свой бездушный сон, Она из мрамора немая Галатея, А я страдающий, любя, Пигмалион. Надсон. Не знаю от чего. Ср. Спрашивать (Ольге) было не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Пигмалион и Галатея - крыл. сл. В древнегреческом мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе рассказывается, что он открыто выражал свое презрение к женщинам. Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой девушки Галатеи, им же самим… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Пигмаліонъ и Галатея (иноск.) о страстной любви безъ взаимности. Ср. Не видя, не любя, не внемля, не жалѣя, Погружена въ себя и въ свой бездушный сонъ, Она изъ мрамора нѣмая Галатея, А я страдающій, любя, Пигмаліонъ. Надсонъ. „Не знаю отъ чего“.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Пигмалион и Галатея Pygmalion et Galathée Жанр короткометражный фантастика Режиссёр Жорж Мельес В главных ролях … Википедия

- (Pigmalion, Πυγμαλίων). 1) Брат Дидоны, царь Тира, убивший ее мужа Сихея, после чего она бежала и на берегу Африки основала Карфаген. 2) Царь на о. Кипр, влюбившийся в сделанное им самим изваяние девушки. По его молитве, Афродита оживила статую,… … Энциклопедия мифологии

Пигмалион - Пигмалион. Скульптурная группа Э.М. Фальконе Пигмалион и Галатея. 1763. Лувр. Пигмалион. Скульптурная группа Э.М. Фальконе Пигмалион и Галатея. 1763. Лувр. Пигмалион в мифах древних греков царь Кипра, ведший уединённый образ жизни. Чтобы… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Пигмалион - Пигмалион. Скульптурная группа Э.М. Фальконе Пигмалион и Галатея. 1763. Лувр. ПИГМАЛИОН, в греческой мифологии царь Кипра, скульптор, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея стала его… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

И Галатея. Книжн. О человеке, влюблённом в свое творение. /i> Восходит к древнегреческому мифу. БМС 1998, 446 … Большой словарь русских поговорок

У этого термина существуют и другие значения, см. Пигмалион (значения). Франц фон Штук. «Пигмалион» Пигмалион (др. греч … Википедия

Книги

  • Пигмакенштейн. Комедия в двух утопиях , Юрий Лифшиц. Блестящая интерпретация классической пьесы Б. Шоу «Пигмалион», с неожиданным развитием и умопомрачительным финалом. Поэту и переводчику Ю. Лифшицу удалось в остроумной и непредсказуемой форме… электронная книга
  • 990 тысяч евро , Зубарев Е.. Сержант российской армии совершенно равнодушен к мировому финансовому кризису… но только до тех пор, пока нелепая случайность не заставит его целую неделю изображать олигарха перед светской…

История Пигмалиона и Галатеи пришла из древнегреческой мифологии, и раскрыта в знаменитом произведении «Метаморфозы», великого римского поэта Овидия. Их любовь была настолько уникальна, что трудно придумать ей какую-то замену. Но из этой легендарной историей любви, становится ясно, что человек никогда не может любить неодушевленный предмет с такой же страстью, как он любит живое, дышащее существо. Любовь порождает желание и страсть без этого любая любовь остается незаконченным творением.


Пигмалион был искусным скульптором в Древней Греции. Целый день он создавал красивую скульптурную статую из огромного куска скалы. На самом деле, его творения были настолько замечательно, что тот, кто её видел, был загипнотизирован её чистой художественной красотой. Пигмалион же был красивым молодым человеком, который нравился всем: и мужчинам и женщинам. Многие женщины любили его за его дар и внешний вид.



Но Пигмалион никогда не обращал внимание на этих женщин. Он видел столько изъянов в женщинах, что, в конце концов, стал ненавидеть секс, и решил жить холостым. Он был скульптором, и однажды создал прекрасную статую из слоновой кости, которая было настолько реалистична, что трудно было поверить, что она была безжизненной. Красоты она была такой, что ни одна живая женщина могла бы конкурировать с ней. Это был действительно идеальное подобие девушки, которая, казалось, жива, но только лишена возможности перемещаться из скромности. Его искусство было настолько совершенным, что его произведение было похоже на творение природы. Пигмалион часами любоваться своим творением.




Постепенно восхищение Пигмалиона над собственной скульптурой превратилась в любовь. Часто он клал руку на неё, как будто чтобы убедиться, ожила она или нет, и не мог, считать, что она было только из слоновой кости. Он ласкал её, и делал ей такие подарки, какие любят молодые девушки - яркие раковины и полированные камни, птички и цветы различных оттенков, бисер и янтарь. Он украшал её драгоценными камнями. Он украсил ими её пальцы, и повесил ожерелье на её шею. На уши он повесил серьги и развесил нитки жемчуга на груди. Затем он одел ей платье, и она выглядела не менее очаровательно, чем когда была неприкрыта. Он положил её на кушетку среди финикийских пурпурно-красных тканей, и назвал её своей женой. Также он подложил под её голову подушку из самых мягких перьев, как если бы она могла ей пользоваться. Он дал статуе имя: "Галатея", что означает "сон любви".



Но что будет следствием влюбленности в безжизненную девушку из слоновьей кости?


На носу был фестиваль Афродиты - который праздновался с большой помпезностью на Кипре. Были подобраны жертвы, зажжены алтари, и запах ладана наполнял воздух. Когда праздник Афродиты начался, Пигмалион принял участие в церемонии. Он пошел в храм Афродиты, чтобы попросить прощения за все годы которые он не посещал её.


Когда Пигмалион исполнил свою роль в торжествах, он нерешительно молился за жену, как и его статуя девственной слоновой кости. Он стоял перед алтарем Афродиты и робко сказал: "О боги, которые могут делать все, дай мне, я прошу вас, для моей жены" - он не смел, произносить «моей девственницы из слоновой кости" но сказал, что вместо этого - "такой, как моя девственница слоновой кости".


Но богиня Афродита поняла, что бедняга пытался ей сказать. Ей было любопытно. Как может человек любить безжизненную вещь так сильно? Это было так красиво, что Пигмалион влюбился в свое творение. Так она посетила студию скульптора, когда он был в отъезде.


То, что она увидела, изумило её. Для скульптуры было идеальное сходство с нею. На самом деле, не было ошибиться, утверждая, что скульптура была образом самой Афродиты. Богиня Афродита была очарована созданием Пигмалиона. Она вдохнула в статую жизнь.


Когда Пигмалион вернулся домой, он пошел к Галатее и опустился на колени перед женщиной своей мечты. Он посмотрел на нее с любовью, с пылом любовника. Ему казалось, что Галатея тоже смотрела на него с любовью.


На мгновение показалось, Пигмалион, что это лишь плод его воображения. Он протер глаза и посмотрел еще раз. Но нет. В этот раз не было никакой ошибки. Галатея реально улыбалась ему.


Он положил руку на её ноги из слоновой кости и почувствовал мягкость прикосновения как будто запускал пальцы в воск из Химетоса. Оказалось, она теплой. Он встал, его ум колебался между сомнением и радостью. Опасаясь, что он может ошибаться, снова и снова с пылом любовника он касался объекта своей надежды. Она была действительно жива! Постепенно он понял, что его ожившая скульптура была результатом его молитвы к богине Афродите, которая угадала, его желание. Наконец, служитель Афродиты нашёл слова, чтобы поблагодарить богиню. Пигмалион смирился у ног богини.


Вскоре Пигмалион и Галатея поженились, и Пигмалион никогда не забывал благодарить Афродиту за подарок, который она подарила ему. Афродита благословила свадьбу, и этот союз дал сына по имени Пафос, в честь которого был назван город Пафос, посвященный Афродите. Он и Галатея привозили подарки для неё в храм на протяжении всей их жизни и Афродиты благословила их счастье и любовь в ответ.


Необычная любовь, которая расцвела между Пигмалионом и Галатеей приводит в восторг всех. Полюбить свое творение, а затем получить желаемый объект, в роли настоящей жены, было предначертано Пигмалиону. Даже и по сей день, многие люди и молодые влюбленные загипнотизированы этой исключительной любовью, которые существовала между двумя людьми в то время, когда цивилизация была в зачаточном состоянии.

МИФ О ПИГМАЛИОНЕ И ГАЛАТЕЕ

Boris_Velladzho_Pigmalion_i_galateya_

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит; казалось, что вот-вот она начнет двигаться, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Пигмалион целовал ее холодные уста, разговаривал с ней, называя самыми нежными именами. Он дарил статуе драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов и сделал ей ложе из сидонского пурпура. Как часто шептал Пигмалион:

— О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!

Но статуя была нема.

Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине руки и с молитвой прошептал:

— О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневить их такой просьбой. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и — о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Славя великую богиню любви Афродиту и полный благодарности ей за то счастье, которое она ему послала, Пигмалион в восторге обнял прекрасную девушку, спустившуюся к нему с пьедестала. Так дала богиня Афродита красавицу жену Пигмалиону.

Н.А. Кун. "Мифы Древней Греции"

ZHanLeon_ZHerom_Pigmalion_i_Galateya_1892_Metropoliten_SZH

Галатея (Ночной шёпот Галатеи ученику Пигмалиона)
Стихи Майи Борисовой

Перелепи моё лицо, скульптор,
В ладонях мни его, как мнут глину.
Поторопись меня лепить, скульптор,
А то я снова пропаду, сгину...
Твоя коморка так темна, милый,
Под лестницей, где белый свет клином,
Пигмалион сейчас пройдёт мимо
В опочивальню, и меня кликнет.

Lui_Gauffer_Pigmalion_i_Galateya_1797_Florenciya

Он будет ласков, а потом бешен,
А после - в непробудный сон канет.
Он не признается богам, бедный,
Что под его рукою я - камень.
Все говорят: Пигмалион - мастер,
Он мою душу вызвал из мрака,
А я увидела тебя, мальчик,
И позабыла вмиг, что я - мрамор.

Ivan_Parhomenko_Pigmalion_i_Galateya_2006_szh

Пигмалион сиял, как грош медный,
Касался рук моих, колен, стана,
А я дрожала - где ты, что медлишь?
Ведь для тебя живою я стала.
В легенде холодно мне, как в склепе,
Меня доверие небес давит.
Пигмалион себе ещё слепит:
Он всё же, в общем-то, не бездарен.

Loran_Peshyo_Pigmalion_i_Galateya_1784

Растрёпан факел молодым ветром,
Горячий отблеск на твоих скулах.
Чтобы лицо моё - к тебе вечно, -

Я умоляю - всех богов ради -
Ведь счастье роздано нам так скупо -
Чтоб нам не узнанным уйти рядом,
Перелепи моё лицо, скульптор!

Anolo_Bronzino_Pigmalion_i_Galateya_152930_Palacco_Veko_Flo renciya_SZH

LuiZHanFransua_Lagrene_Pigmalion_i_Galateya_1781_Inst

Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, произошедшая с царем Кипра, юным Пигмалионом, искусным в ваянии.

Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве — днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад — восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.

Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:

— О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.

Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.

Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.

— Ну что же ты еще спишь! — обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть.

Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты.

Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.

И Галатее - мастеру резьбы по камню и созданной им девушке-скульптуре, которую по его просьбе оживила богиня Венера . В работе запечатлён момент когда Пигмалион понял, что Галатея ожила, и они сливаются в поцелуе. Перед написанием картины, Жером вылепил из гипса и вытесал из мрамора несколько композиций с данным сюжетом, неоднократно повторённым им в разных интерпретациях в живописи и скульптуре. Пройдя через несколько частных собраний, в настоящее время картина выставляется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .

История

В 1878 году Жером заинтересовался скульптурой, в которой проявился его интерес к древнегреческому искусству . Как и большинство скульпторов XIX века, Жером сначала лепил полноразмерную гипсовую модель, по которой вырезал из мрамора готовую статую . В период с 1890 по 1893 год Жером создал несколько живописных и скульптурный вариаций «избитой» темы сказания о Пигмалионе и Галатее из поэмы «Метаморфозы » Овидия , в которой рассказано большое число мифов о том, как боги даруют жизнь фигурам из земли и камня . Именно этот сюжет оказался подходящим для воплощения Жеромом как академистом , стремившимся к скрупулёзной точности в деталях, из-за которых скульптура может показаться живой .

Одинокий кипрский скульптор Пигмалион никак не мог найти свою любовь, будучи разочарованным пороками и несовершенствами смертных женщин, ввиду чего начал высекать из мрамора женскую статую в натуральную величину, в которой бы воплотился его идеал, невозможный среди простых смертных. Чем больше времени он проводил у статуи, тем больше он привязывался к ней, целуя и обнимая её, но сознавая, что его прекрасное творение является лишь жестким и холодным камнем. Находясь в отчаянии, Пигмалион отправился на фестиваль, посвящённый богине красоты и любви Венере , где попросил у неё найти ему похожую на статую жену, не решившись из-за чувства стыда сказать о своём стремлении оживить мраморную женщину. Венера, услышавшая мольбу Пигмалиона и знавшая о его истинном желании, решила исполнить его мечту. Когда Пигмалион вернулся домой, он поднялся на пьедестал к каменной статуе и как прежде поцеловал её, ожидая того же обычного холодного ощущения. Однако его губы почувствовали тепло, а твердый камень под его руками стал смягчаться и отвечать на его прикосновения. В чувстве изумления и восторга скульптор продолжал целовать и обнимать своё ожившее творение, заверяя себя в том, что желание всей его жизни оказалось не просто мечтой .

Судьба

Данная картина является самой известной из трёх версий, написанных, вероятно, по полихромной гипсовой, а впоследствии мраморной статуе работы Жерома , выставлявшейся на парижском салоне 1892 года (коллекция Херст-касла , Сан-Симеон , штат Калифорния , США) . К тому времени уже было хорошо известно, что античные статуи являлись цветными . На всех картинах был изображён момент, когда статуя Галатеи обрела жизнь с помощью Венеры по просьбе Пигмалиона, но с нескольких сторон, в связи с чем зритель может наблюдать за происходящим с разного ракурса .

В 1892 году картина была куплена Чарлзом Тайсоном Йерксом у Жерома через парижскую компанию «Boussod, Valadon & Cie » за 11,250 французских франков . В то же время, одна уменьшенная копия картины была продана российскому императору . Оригинал хранился в Мендельсон-холле в Нью-Йорке, и через пять лет после смерти Йеркса, в 1910 году, за 4 тысячи долларов США был продан Филипу Генри Дугро , а в 1927 году куплен Луисом С. Рэгнером . В настоящее время картина находится под номером 27.200 в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк , США) .

Описание

На картине изображён наиболее яркий и характерный момент мифа, когда конфликт между холодной жёсткостью статуи и мягким теплом умелого резчика по камню сменяется пониманием Пигмалиона, что он своим поцелуем оживил Галатею . Первый взгляд на картину сразу направляется на полностью обнажённую женщину-статую как самую лёгкую и контрастную фигуру, являющуюся центром полотна. Галатея стоит спиной к зрителю на специальной поворачивающейся платформе, за которой работал скульптор. На основании статуи у её ног находится высеченная из камня рыба, являющаяся намёком Жерома на то, что Галатея фигурирует в греческой мифологии как морская нимфа . Превращение жёсткого камня в живую плоть начинается чуть выше колен Галатеи, таким образом мягко разделяя её тело на живую теплую розовую верхнюю и холодную белую нижнюю части. Пигмалион, стоящий на кончиках пальцев ног на деревянном ящике, тянется к Галатее, страстно целуя и крепко обнимая её. Галатея, согнувшись, отвечает объятьями на энергичный порыв Пигмалиона, признаком которого является развевающаяся рабочая синяя тога и лежащий на полу молоток, оброненный после того как он понял, что желание сбылось. В правом верхнем углу в воздухе парит бог любви Амур , направляющий стрелу на счастливую пару .

Слева Галатеи стоит ступенчатая лестница, соотносимая с положениями ног Пигмалиона и Галатеи, будто бы они в объятьях в какой-то момент продолжат своё движение. Прямо напротив Пигмалиона слева Галатеи находится ещё один деревянный ящик, вносящий в нижнюю часть картины некоторую долю симметрии при наличии сильной диагональной оси, создаваемой расположением лестницы. С правой стороны картины к стене прислонён щит воина, символизирующий некоторую жертвенность происходящего и победу над смертью. На полке стоят две театральные маски с гипертрофированными чертами лица - мужская и женская, представляющие традиционную пару комедии и трагедии, намекая на некую театральность сюжета и наигранность эмоций . На левой стороне картины полка продолжается, и на ней стоят три статуэтки, относящиеся к сюжету данного мифа: бюст Дианы , олицетворяющей целомудренную скромность, которую искал Пигмалион среди распущенных кипрских женщин; мать, обнимающая своего ребёнка, является символом материнства и отсылкой к Галатее с сыном Пафосом , рождённым от Пигмалиона; женщина, сидящая в кресле и держащая в руке зеркало, представляет презираемых Пигмалионом тщеславных киприоток, заботящихся лишь о своей красоте . Над статуэтками висит картина, изображающая пасторальную жизнь в античной Греции .

Во многих картинах Жерома, в частности в работе «Фрина перед Ареопагом », показаны сцены из жизни общества, в котором доминируют мужчины, а женщины считаются неполноценными. В данной картине Галатея стоит выше Пигмалиона, и для того, чтобы достичь её, он должен подняться до её уровня, либо она должна присесть, чтобы принять его любовь. Однако, так как чистая и нежная Галатея является созданием Пигмалиона, а значит, и его рабыней, она находится в вечном долгу перед ним за полученную жизнь и вынуждена любить его, несмотря на свои собственные желания . Возможно в картине также содержится отсылка к политической жизни Франции времён Жерома, когда победа демократии казалась фантастикой, как и ожившая Галатея .

Влияние

Репродукция картины висит на стене фона двух версий работы Жерома « Модель скульптора » 1890-1895 годов, где он изобразил себя лепящим статую танагрянки с сидящей около него натурщицей Эммой рядом с масками и доспехами гладиатором в нарочно театрализованной обстановке (Хаггин-музей в Стоктоне , штат Калифорния ; Художественный музей Данеша в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк ) .

Примечания

  1. Jean-Léon Gérôme (неопр.) . Modernist Journals Project . Проверено 6 января 2016.
  2. Jean-Léon Gérôme (неопр.) . Департамент парков и заповедников Калифорнии . Проверено 28 декабря 2015.
  3. The Artist and His Model (неопр.) . Хаггин-музей. Проверено 6 января 2016.
  4. Working in Marble, or The Artist Sculpting Tanagra (неопр.) . Художественный музей Данеша. Проверено 6 января 2016.
  5. Pygmalion and Galatea (неопр.) . Метрополитен-музей . Проверено 6 января 2016.