Основы семейного уклада и семейных традиций: круглый стол в МИА. Круглый стол "Семья. Семейные традиции" Круглый стол духовные ценности семьи

Разделы: Работа с дошкольниками

Ход круглого стола

I. Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели.

  • Что понимается под понятием “счастливая семья” для каждого из присутствующих родителей.
  • Сколько детей должно быть в семье.

II. Основная часть.

Звучит музыка.

Ведущий: Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Ведущий: Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать своих детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.

Ведущий: Задача детского сада и родителей – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

(Звучит музыка)

Как появилось слово семья? Кто-нибудь из присутствующих знает?

(Варианты родителей)

Как появилась слово “семья”?
Когда-то о нем не слышала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: “Я”.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
– “Я, я, я” – Ева молвила – “Я”.
Сказала она знаменитых семь “Я”.
И так на земле появилась семья!

Вопрос ведущего: Уважаемые родители, мы просим Вас ответить на вопрос “Из чего складывается семейное счастье?” (Ответы родителей)

Вывод: – Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

А что касается вопросов ласки и объятий?

Так, например, “Известный семейный терапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

А какими ласковыми словами Вы обычно называете ребенка дома?

Проведение тренинга:Работа с деформированными выражениями ”.

а) Задача для двух групп. На карточках, разделенных на две части предложения-выражения. Ваша задача правильно соединить начало и конец предложения и прочитать их.

  1. Если ребенок ощущает поощрение, он познает свою стоимость.
  2. Если ребенок живёт среди похвал, он познает стоимость других.
  3. Если ребенок находит признание, он будет удовлетворен собой.
  4. Если ребенок живёт в доверии и приязни, он найдет в жизни любовь.

б) Расскажите о своем отношении к выражениям, подтвердите примерами из жизни.

Ведущий: Мы благодарим Вас за прекрасное выступление.

А сколько детей должно быть в семье, по Вашему мнению? (дискуссия )

Ведущий: Благодарим Вас за Ваши высказывания.

Ведущий: Считается, чтодля каждой семьи своё "оптимальное" количество детей - то, которое родители себе позволяют, в зависимости от ресурсов семьи, таких как: материальные, физические, эмоциональные и др. Поэтому каждая семья для себя выбирает самостоятельно, ведь для одной семьи оптимальным может быть один ребенок, а для другой не меньше троих.

По моему мнению, определением оптимального количества детей должна стать возможность дать детям максимум родительской любви.

Ведущий: В заключение нашего разговора о многодетных семьях, хочется привести слова одной многодетной мамы: “Представьте, что Вы просыпаетесь рано утром, а Ваш ребенок, еще теплый и мягкий после сна, обнимает Вас своими пухленькими ручонками, целует, прижимается к Вам, и всячески радуется тому, что вы у него есть. Представили? А теперь умножьте эту радость на количество Ваших детей!”.

III. Заключительная часть.

Ведущий: Самое главное для любого ребенка – любовь родителей, их забота и внимание. Поэтому любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к вам с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше вас для них не будет.

IV. Подведение итогов:

Звучит музыка.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. “Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит”. Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

На сайте

  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
  • - Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
  • Условия публикации:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

    • Дошкольное
    • Начальное общее
    • Основное общее
    • Среднее (полное) общее
    • Среднее профессиональное
    • Высшее
    • Дополнительное

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    Круглый стол с родителями "Семья, семейные ценности"

    Дата публикации: 22.03.16

    Круглый стол «Семья, семейные ценности»

    ВЕДУЩИЙ

    Шел по крыше воробей,

    Собирал своих друзей.

    Много, много, много нас.

    Познакомимся сейчас!

    Начнем с меня

    Меня зовут ….., у меня есть сынок …., ему ….лет.

    Продолжаем по кругу.

    После знакомства с родителями

    ВЕДУЩИЙ - Я очень рада знакомству с Вами.

    Как хорошо, что у вас есть детишки, вы просто счастливые люди.

    Ваш дом наполнен радостным смехом, а бывает и слёзками, с вами рядышком веселые почемучки, хвостики, зайки, воробушки, солнышки и так можно продолжать до бесконечности.

    Все это говорит о том, что у вас в семье есть ребенок. (СЛАЙД)

    «Дети – это живые цветы земли»

    А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с детским садом помогают детям развиваться, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к обучению в школе.

    В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

    Просмотрите, пожалуйста, видеоролик «Семья – глазами детей».

    ВЕДУЩИЙ Давным – давно на Руси в сундуках хранили самое дорогое и ценное, что было в семье.

    Перед вами сундучок

    Сундучок сей не простой

    Клад лежит там золотой.

    Ценность есть, но нет вещей,

    А закрыт на семь ключей.

    Эти ключи означают ценности,

    Что кирпичи для семейной крепости.

    Чтоб вы смогли сундук открыть,

    Их нужно силой наделить.

    Вы хотите узнать, что в этом сундучке лежит?

    Тогда помогите мне его открыть.

    Первый ключик добра. (СЛАЙД)

    На половинках бабочек написаны пословицы и поговорки о доброте и семье. Вам нужно их собрать две половинки, чтобы у вас получилась пословица или поговорка.

    Родителям раздаются бабочки, им нужно собрать половинки, так, что бы получилась поговорка или пословица.

    Пословицы для бабочек:

    В гостях хорошо … (а дома лучше)

    Не нужен клад … (когда в семье лад)

    Когда семья вместе … (так и душа на месте)

    Один в поле… (не воин)

    Мой дом… (моя крепость).

    Не красна изба углами, а... (красна пирогами).

    Как родители жили, так и нас... (благословили).

    Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).

    Матушкин гнев, что весенний снег – (много его выпадает, да скоро растает).

    При солнышке тепло, а при матери... (добро).

    Звучит музыка превращения,

    Наш ключ наделен добром.

    Второй ключ – ЛЮБОВЬ. (СЛАЙД)

    Любят в семье без особых причин -
    За то, что ты – внук,
    За то, что ты – сын,
    За то, что малыш,
    За то, что растёшь,
    За то, что на папу и маму похож.

    Семья без любви не может существовать.

    «Сердечки». Каждый родитель получает разрезанные бумажные сердечки в виде пазл определенного цвета. 2 больших сердца и 1 маленькое. За отведенное время кто больше и без ошибок соберет сердечки.

    Звучит музыка превращения,

    Наш ключ наделен силой любви.

    Третий ключ – забота(СЛАЙД)

    «Портрет своего ребенка» (на воздушном шарике мамы рисуют портрет своего ребенка, затем отпускают шарик из рук, меняя быстро траекторию полета шарики приземляется в разных местах зала - задача мам отыскать шарик с портретом своего ребенка, кто сделает это быстрее –победитель.

    Звучит музыка превращения, ключ наделен заботой.

    Четвертый ключ – Понимание. (СЛАЙД)

    Игра «Испорченный телефон»

    Давайте поиграем в игру «Испорченный телефон» (кот обожает сметанку)

    Чтобы в вашей семье было всегда взаимопонимание, нужно слышать и слушать друг друга.

    Итак, наш ключ наделён пониманием.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    Солтүстік Қазақстан облысы

    Тимирязев ауданы

    Северо-Казахстанская область

    Тимирязевский район

    Ақсуат орта мектебі

    Аксуатская средняя школа

    Бастауыш сынып мүгалімі :

    Учитель начальных классов:

    Мухаметова Татьяна Владимировна

    Круглый стол: «Семь и я- моя семья».

    Круглый стол: «Семь и я- моя семья». Задачи:
    1. Воспитание у учащихся духовных потребностей любви и уважения к окружающим; развитие познавательных качеств личности.
    2. Научить соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; больше уделять внимания родным людям.
    3. Формировать положительное отношение к членам своей семьи, доброжелательным взаимоотношениям.

    1. Звучит песня «Родительский дом».

    Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, хочу услышать ваши мнения, мне нужна ваша помощь и взаимопонимание. Думаю, что наше сотрудничество будет плодотворным и результативным.

    2. Определите тему «круглого стола», прослушав стихотворение.

    Семья – это мы. Семья – это я.
    Семья – это папа и мама моя,
    Семья – это Владик, братишка родной,
    Семья – это котик пушистенький мой.
    Семья – это бабушки две дорогие,
    Семья – и сестренки мои озорные.
    Семья – это крестная, тети и дяди,
    Семья – это елка в красивом наряде.
    Семья – это праздник за круглым столом,
    Семья – это счастье, семья – это дом,
    Где любят и ждут, и не помнят о злом.

    Давайте составим «ромашку» к слову семья.(на лепестках ассоциации к слову семья).

    Учитель:8 сентября 2013 года впервые в Казахстане отметили День семьи.С тех пор эта дата стала традиционной. Как отметил глава государства, в нашем обществе семья всегда была и остается связующим звеном между разными поколениями, хранительницей духовных и культурных традиций. Любовь к Родине начинается с любви к семейному очагу. Воспитание, полученное под родным шаныраком - это залог здорового и успешного будущего всего нашего народа. У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.


    Теплом встречает отчий дом,
    И провожают в путь с добром!

    2)Отец и мать, и дети дружно
    Сидят за праздничным столом,
    И вместе им совсем не скучно,
    А интересно впятером.


    Родители - во всем мудрей,
    А мама ближе всех, родней.

    4)Любите! И цените счастье!
    Оно рождается в семье,
    Что может быть ее дороже
    На этой сказочной земле

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Учитель: В Конституции РК (ст. 27) написано «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях». Кто, по вашему, создает все чудеса на свете: храмы, пирамиды, космические корабли? Так вот, человек – главное чудо света, и он бесценен. Каждый из вас – это чудо, ваша семья – чудо. Для мам и пап очень важно сохранить вас и ваше здоровье. Но вы сами тоже должны заботиться о родителях, родственниках.

    Как вы заботитесь о них? Расскажите.

    3 – Какая должна быть современная семья? Подберём прилагательные. Семья (какая?) …..,……… .

    Учитель:В словаре С.И.Ожегова дается толкование слову. «Семья – группа живущих вместе близких родственников» - Кого мы считаем близкими родственниками?

    Учитель:Сценка «КТО КОМУ КТО?» В-внучка, Б-бабушка.

    В- Бабушка, бабушка, я чья дочка?

    Б- Ты Марата дочь, моего сыночка!

    В- Мой папа большой, а совсем не сыночек!

    Б- Сыночек. Брат четырех моих дочек.

    Помнишь, мы были у старшей Майры?

    В- Да разве у дочки мы были? У тети!

    Б- Тетю твою я в люльке качала…

    В- Бабушка, стой, объясни-ка сначала!

    Что, совсем запутались? Попробуем вместе.

    4 Игра «Угадай, кто я?»

    1. Сын моей матери. (Брат)
    2. Мой родитель. (Отец)
    3. Брат отца или матери. (Дядя)

    4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)
    5. Та, что дала нам жизнь. (Мама)
    6. Сестра мамы или папы. (Тетя)
    7. Сын моего ребенка. (Внук)
    8. Мой наследник. (Сын)
    9. Сын моей сестры или брата. (Племянник)

    Расскажите о своих родственниках.

    В семейном кругу мы с вами растем

    В семейном кругу все корни твои,
    И в жизнь ты входишь из семьи.

    В семейном кругу мы жизнь создаем,
    Основа основ – родительский дом.

    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    5 Упражнение “Дорисуй”(на овале дорисовать: бабушек, маму, дедушек, папу, брата, сестру, тётю, дядю.)

    Составляем древо.“Вся семья вместе и душа на месте”.

    Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных с ними мы связаны незримыми нитями. ”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.

    – Знаете ли вы откуда родом?

    – Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? Что оно обозначает?

    – В честь кого вас назвали? – Есть ли у вас родословное древо. -Кто его составлял?

    6 Игра «Каких больше имён?».(счёт по именам, дети разделяются на группы, подсчёт учащихся в группе.) 1 группа- на букву А, 2 группа- на букву Б… -На какую букву имён оказалось больше?

    7 Из чего складывается семейное счастье? Конкурс « Составь пословицу.»

    Не нужен клад,(когда в семье лад.)
    В гостях хорошо, (а дома лучше.)
    Когда семья вместе,(и сердце на месте.)
    Дружная семья и землю (превращает в золото.)

    8 Какие обязанности у вас в семье? Отгадайте загадки.

    Отгадайте, о ком идёт речь.

    Ароматное варенье,

    Пироги на угощенье,

    Вкусные оладушки

    У любимой... (бабушки).

    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый... (дед).

    Дедушка и бабушка

    Были молодыми,

    А теперь состарились,

    Стали... (пожилыми).

    Он научит вас трудиться,

    От души повеселиться,

    Всем ребятам он пример –

    Наш родной... (пенсионер)!

    Осень праздник подарила

    И поздравить не забыла

    Ясным солнышком к обеду

    Наших бабушку и... (деда)!

    На портрете парень бравый –

    Это дед мой молодой.

    И горжусь я им по праву,

    Хоть он стал совсем... (седой).

    С бабушкой моей вдвоём

    Всем пример мы подаём.

    И гостей мы встретим с ней

    В праздник пожилых... (людей).

    Острый нос, стальное ушко,

    В ушке – ниточка-подружка.

    Сшить обновки помогла

    Нашей бабушке … (игла).

    Будто цапли – длинноносы,

    Нить они сплетают в косы.

    Свяжут шарф и рукавицы

    Нам проворно сёстры – ... (спицы).

    Поскорее мне скажите,

    Что за мяч из мягких нитей?

    Он похож на колобок,

    С длинным хвостиком... (клубок).

    Близкий родственник метлы

    В доме выметёт углы.

    Он, конечно, не бездельник.

    Сор убрать поможет... (веник).

    Был толстяк когда-то в моде,

    Славу заслужил в народе.

    Выдыхая жаркий пар,

    Чай готовил... (самовар).

    Подготовим место,

    Раскатаем тесто.

    Вот повидло, вот творог.

    Мы хотим испечь... (пирог).

    Сварит бабушка из ягод

    Что-то вкусненькое на год.

    Ах, какое объеденье

    Ароматное... (варенье).

    9 Упражнение “Какая будет ваша семья?”. Придумать слова, характеризующую семью на буквы:с, е, мь, я. Напишите. С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, сообразительная, спортивная и т.д.

    Е – единственная, единая

    Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная

    Я – яркая, ясная

    Учитель: «Что может быть семьи дороже?»

    1)Что может быть семьи дороже?

    Теплом встречает отчий дом,

    Здесь ждут тебя всегда с любовью,
    И провожают в путь с добром!

    2)Отец и мать, и дети дружно.
    Сидят за праздничным столом,
    И вместе им совсем не скучно,
    А интересно впятером.

    3)Малыш для старших как любимец,
    Родители - во всем мудрей,
    Любимый папа - друг, кормилец,
    А мама ближе всех, родней.

    4)Любите! И цените счастье!
    Оно рождается в семье,
    Что может быть ее дороже.
    На этой сказочной земле!

    10 Музыкальный конкурс.

    Угадайте, какая это песня.

    Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого. (В траве сидел кузнечик)

    Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке на глазах у изумленной публики, отмечая очередную годовщину своего рождения. (Пусть бегут неуклюже)

    Эта песня о девушке, которая скучала о милом человеке на берегу реки в то время, как кругом цвели плодовые деревья. (Катюша)

    Эта песня о веселом мальчике, который хитростью увильнул от работы в поле по сбору урожая картофеля. (Антошка)

    Эта песня об одном географическом объекте, расположенном в тропиках, на котором жители веселятся и питаются экзотическими фруктами. (Чунга-Чанга)

    Эта песня о том, что идти в поход лучше всего в обществе хороших друзей, а петь песни в большом хоре. (Вместе весело шагать)

    Эта песня о веселом выражении лица, которое вызывает хорошее настроение у друзей и способствует возникновению природного явления в виде разноцветных полос. (Улыбка)

    Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, живущие у немолодой женщины. (Жили у бабуси…)

    Что на свете всего дороже?

    А что значит семья?

    Это – семь я.

    Без чего не может быть она?

    Без папы, мамы и меня.

    А чем же скреплена она?

    Любовью, заботой и теплом.

    Ведь все мы связаны семьёй.

    Пусть всё это только игра,

    Но ею сказать мы хотели:

    Великое чудо семья!

    Нет в жизни важнее цели!

    Храните её! Берегите!

    Всем спасибо за активное участие. Не забудьте беречь и любить свою семью, а значит и себя.

    Круглый стол « Дела семейные» в 10-11 классе

    (Эпиграф: «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем не сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский).

    Ведущая. Семья действительно похожа на маленькую вселенную, уже хотя бы потому, что она тоже полна загадок. Многие семейные загадки человечество решает до сих пор. Почему именно этого человека мы выбираем в спутники жизни? Почему пара молодых, а иногда и не очень молодых людей решает пожениться? Почему приходит и уходит любовь - чувство, которое считается стержнем супружества, началом всех начал семейной жизни? Почему это чувство так необходимо в семейной жизни? Почему одна семья выдерживает, решает большинство загадок-проблем семейной жизни, а лодка другой разбивается о банальные заботы семейного быта? Об этом и многом другом мы и поговорим с вами сегодня.

    Семья - мир сложный, неповторимый,

    Где ждет любимая, где есть любимый.

    Мы рядом, вместе, есть ты и я.

    Пока вдвоем мы, мы семья.

    Все в этом мире начинается с любви. И тем более семья. Ведь именно любовь является источником доброты и всего возвышенного, того теплого и светлого, что есть на нашей земле. Но, как говорили мудрые люди прошлого: «Не насытится око зрением, руки делом, ум знаниями, а сердце любовью». Человек не может жить только одним этим чувством. И природный, и духовный мир человека столь разнообразен (человеку необходимы интеллект, приобретение новых знаний, впечатлений, развитие своего профессионализма и т. д.), что оказывает влияние на все стороны человеческой жизни, в том числе и на любовь. Поэтому в этой вселенной под названием «любовь» и возникает масса загадок и проблем.

    Ведущая. «Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений» - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. И это действительно так, потому что тот поток общения, в котором находится постоянно человек, приводит его ко многим драмам, в том числе и семейным. Люди разные, две неповторимые индивидуальности на основе чувства любви объединяются в семейный союз. Мы часто слышим такую фразу: «Хоть бы в семье отдохнуть от проблем». Так чего же ищут люди в семейной жизни, на что надеются?

    Обсуждение вопроса учениками

    Подведение итогов дискуссии. Думаю, что каждый, вступая в брак (за редким исключением), верит в любовь, надеется на обогащение своей жизни, наполнение ее новым смыслом.

    Любовь, ты истинна тогда,

    Когда нас путами не вяжешь,

    «Я - не оковы для тебя», -

    Когда такое ты мне скажешь.

    Любовь всегда сильна, когда

    Она - волнующее море,

    Меж берегами наших душ

    Манит и плещет на просторе.

    Многие женщины мечтают о мужчине, который будет любить только их, никогда ни на кого не глянет, будет уважать и ценить только ее, единственную и т. д. Надо заметить, что и мужчины в большинстве своем мечтают о женщине, которая будет благодарна ему за заботу, будет считать его самым мудрым, нужным, полезным, любимым и уважаемым. Каждый мужчина надеется стать королем в своем семейном царстве, а женщина - королевой.

    Ведущая. Да, но как насчет подданных, тех, кто будет обустраивать семейный быт?

    Обсуждение вопроса учениками

    Подведение итогов дискуссии. Думаю, что эти две роли в семье необходимо совмещать, притом разумно. Иначе - то, о чем мы говорили с вами в начале, - загадки и проблемы. Чтобы сохранить мир и согласие в «королевстве», необходимо решать многие жизненно важные проблемы. И в первую очередь не следует забывать о том, что современная женщина, добившись равноправия, должна всегда помнить о тех различиях, которые в мужчине и женщине предусмотрела сама природа.

    О женщине как о слабом и неверном существе говорили очень долго. Уделом женщины были забота о семье и ублажение мужчины. Говоря о женской неверности, древнеиндийская мудрость гласит: «Пусть достанется ей сам бог любви, она пожелает другого мужчину». Расул Гамзатов так пошутил в одном из своих стихотворений: «Если муж хороший, плохо все равно». Но, возможно, это с точки зрения мужчин? А если посмотреть на жизнь женщины и все ее заботы другими глазами?

    Обсуждение вопроса учениками

    Подведение итогов дискуссии. Далеко не легка семейная ноша женщины. Древние индийцы говорили, что «хорошая жена - это шесть лиц в одном». А учитывая современные нагрузки женщины, сколько еще ролей мы можем ей добавить?! Уж точно не одну. Да, современная женщина может многое. Видимо, именно поэтому многие мужчины, восхваляя женское равноправие, стараются переложить на ее плечи как можно больше ответственности за семью (быт, занятость на работе, воспитание детей и т. д.). К большим физическим перегрузкам добавляются и психологические. А все уже вместе взятое переносить женскому организму часто бывает не под силу.

    К тому же женщина, осознавая высокие результаты своих усилий и высоко оценивая себя, рано или поздно приходит к заниженной оценке роли мужчины в семье. Начинаются упреки и недовольство. Часто это приводит к тому, что завышенная женская самооценка и ее высокое служебное положение унижают мужчину, лишают его возможности проявить свои способности, ум и талант.

    Большинство из нас за равноправие в семье. Что вы считаете таким равноправием?

    Обсуждение вопроса учениками

    Подведение итогов дискуссии. Я тоже считаю, что в доме должна быть женщина и должен быть мужчина. Зачем в доме феминизированный мужчина? Ведь он, в конце концов, становится неинтересным. Его перестают любить, ему начинают изменять. А вот с появлением в семейной жизни измены приходит ревность и наступает драматический период во взаимоотношениях.

    Но почему же все-таки это происходит? Есть семьи, которые хорошо осознают роль мужчины и женщины в семье и прекрасно справляются с этими ролями. А драмы не обходят и их. Где же те составляющие семейного счастья, которые дают возможность укреплять семью?

    Обсуждение вопроса учениками

    Подведение итогов дискуссии.

    1. Семейный уют. 2. Общность взглядов. 3. Материальное благополучие. 4. Сексуальная близость. 5. Привычка супругов друг к другу. 6. Супружеский долг. 7. Любовь к детям. 8. Взаимная забота супругов. 9. Общая жилплощадь. 10. Культурный уровень супругов.

    Обычно молодые люди завышают значение эмоциональных факторов для семейной устойчивости. Они представляют для себя семейные ценности только идеально, поэтому романтизируют брак. И их неудачи в браке связаны с собственным невежеством в вопросах семейных отношений.

    Мера удовлетворенности отношениями в браке зависит еще и от тех мотивов, по которым люди вступают в брак. Более прочные браки основаны на общих интересах и потребностях.

    (Проводит тренинг.)

    Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.

    (Участники высказывают свое мнение.)

    Задание 2. Расставьте эти же мотивы вступления в брак, которые используются, на ваш взгляд, молодыми людьми в настоящее время в большей степени.

    (Подводят итоги, обсуждают результаты.)

    Задание 3. Предлагаем ответить на вопросы анкеты:

    1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?

    а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.

    2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?

    а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.

    3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?

    а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.

    4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:

    а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.

    5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?

    а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.

    (Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек.)

    Ведущая.По результатам анкетирования явно просматривается, что некоторые из вас, требуя от своей половины чего-то большого и стоящего, не особенно беспокоятся о том, чтобы совместить свои запросы и представления о себе и другой половине.

    А ведь в любви не должно быть только «я» (я такая распрекрасная, поэтому ты меня любишь и я позволяю тебе себя любить). В любви не должно быть только «ты» (ты - это все и даже больше, а меня как личности уже практически нет). В каждой семейной паре должны быть «ты», «я» и «мы». Кто не понял этого, у того все трепетные чувства ранней влюбленности разбиваются о ссоры, разочарование и непонимание. Злость, нервозность и боль приходят на смену любви.

    Многое происходит потому, что люди, вступающие в брак, часто, по существу, не знают друг друга. Сексуальная совместимость, конечно, важна в супружеских отношениях, и именно этот мотив часто выбирают молодые люди для вступления в брак. Но сексуально привлекательными вы можете быть для многих. А вот совместить свои характеры, превратить ваше чувство любви еще и в настоящую дружбу, сделать взаимопонимание нормой семейной жизни - это дано не каждой паре.

    Часто возникающие вопросы лидерства в семье тоже добавляют своих трещин в супружеские взаимоотношения. Принимая на себя роль лидера, необходимо помнить, что глава семьи не только получает дополнительные права, но и возлагает на себя дополнительные обязанности. Психические и физиологические перегрузки тоже значительно увеличиваются, поэтому «мы» в семье - это лучший выход.

    Ученик. Думаю, что, как бы ни любили люди друг друга, ссор и размолвок им не избежать. Семейная адаптация не может происходить без размолвок. Я читал о том, что именно в первые годы брака супруги особенно ранимы. Каждое сказанное слово и брошенная без задней мысли шутка могут вызвать обиды и ссоры. Наверное, спасет высокая культура взаимоотношений и память о том, что рядом с тобой человек, которого ты любишь, с которым ты решила прожить всю жизнь.

    Ведущая. Это действительно так. Культура взаимоотношений предполагает в первую очередь внимание к любимому человеку, понимание его внутреннего мира, учет его вкусов, интересов, желаний. Мы уже много говорили с вами о методах улаживания конфликтных ситуаций. Не спешите делать негативные выводы о словах и поступках любимого человека, сумейте разобраться, проявите снисходительность к мелочам. Вам помогут откровенность и доверчивость, желание всегда увидеть в человеке лучшее, что есть в нем.

    Быть друг с другом - это целое искусство. Не пытайтесь «перекраивать» друг друга. Каждая личность неповторима. Постарайтесь уверовать в то, что именно тот человек, который идет с вами по жизни рядом, ценен и значим для вас, как никто другой.

    Ученик. Часто в жизни нам приходится слышать такую фразу: «Их лодка любви разбилась о быт».

    Обсуждение вопроса учениками

    Подведение итогов дискуссии. К сожалению, этой фразой очень часто подводят печальный итог. Эту фразу можно было бы дополнить еще одним словом - неустроенный. Именно неустроенный быт - причина конфликтов, разногласий, разводов. И тон здесь чаще всего задают женщины, вопрошая: «Почему все заботы на мне? Я что вам - рабыня?» Но женщина, вступая в брак, не должна забывать, что семейное счастье добывается ежедневной и многолетней тратой времени и сил на обыденный домашний труд. Хотя современные новшества и облегчают домашний труд, работать все-таки приходится достаточно. После трудового дня это особенно тяжело. И тем не менее женщине лучше самой научиться пришивать пуговицы, а не ехать в ателье через весь город. Как говорят умные люди, не следует забывать о том, что любовь не может жить в неприбранной квартире, а тем более, с плохим питанием и невымытой посудой. Правда и то, что все, что сделано по дому, должно быть по достоинству оценено другим человеком.

    От искусства ведения хозяйства зависит во многом экономика семьи. Это касается умения приготовить великолепный обед из сравнительно недорогих продуктов, сшить или связать, испечь самой, а не переплачивать и т. д. Немаловажным условием для правильного налаживания быта является разумное ведение семейного бюджета. Большинство семей в качестве главного источника семейного бюджета рассматривают зарплату. Значит, ссоры и упреки по поводу того, что кто-то просиживает на работе, просто неуместны. Ведь именно профессиональный рост даст возможность улучшить материальное положение семьи. Надо думать не только о дне сегодняшнем, но и о перспективе тоже. При этом только помощь друг другу и взаимопонимание помогут молодой семье сдать экзамен на прочность чувств. Ведь не всегда есть возможность пополнить бюджет семьи за родительский счет. Так что многим молодым семьям просто необходимо считать и рассчитывать, планировать и уступать.

    Планирование своих доходов и расходов, учет истраченных средств (питание, одежда и обувь, хозтовары, досуг и отдых), разумный контроль - это тоже необходимые составные семейного бюджета. Планируя и подсчитывая расходы, надо обращать внимание на то, что деньги из семейного бюджета чаще всего уходят неизвестно куда не крупными, а именно небольшими суммами. Модный журнал или аксессуар, перчатки, фаст-фуд и жевательная резинка, а в результате вопрос: «Куда деньги пропадают?» Умейте отказаться от того, что необязательно. Постарайтесь продать вещь, которая не понадобилась вам хотя бы раз в году. Не старайтесь пустить пыль в глаза обилием блюд на праздничном столе. Сколько потом пропадает! Лучше продумайте сервировку и свое отношение к гостям. Стоит еще помнить и о том, что принцип «ты заработал, а я истрачу» не укрепит ни ваш быт, ни семейные отношения.

    Действительно, одной романтикой и чувствами не проживешь, от повседневности никуда не денешься. Поэтому семьи, соединив воедино свои чувства и серьезный повседневный труд, могут рассчитывать на долгую совместную жизнь. Каждая семья относится к распределению обязанностей по-своему. Если в семье царит атмосфера бытового творчества, то все семейные дела выполняются совместно. Каждый из супругов должен быть готов выполнить ту работу, которую другой не успел сделать ввиду своей занятости. И споров тогда не возникнет.

    Есть семьи, в которых основные дела по дому выполняются вместе, а некоторые из них становятся обязанностью одного из супругов (например, закупка продуктов). Это тоже хороший вариант, способствующий налаживанию семейного быта.

    Но ведь достаточно и таких семей, в которых царит дух бытовой неустроенности или бытовой эксплуатации мужчины или женщины. Перекладывание обязанностей друг на друга приводит к тому, что домашние дела так и остаются несделанными, а в доме постоянно нет то хлеба, то соли, потому что кто-то обязательно забудет это купить. Не лучше и бытовая эксплуатация, когда жена, а в некоторых случаях и муж превращаются в раба дома. Бытовое сотрудничество - это, конечно, идеальный вариант ведения хозяйства. При таком сотрудничестве участие в домашних делах принимают и дети.

    Ученик . Думаю, что быт семьи никак не должен исключать понятие «отдых», который тоже лучше планировать вместе и с учетом интересов друг друга.

    Ведущая . Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д.

    Все, о чем мы сейчас говорили, свойственно гармоничному семейному союзу. Но достичь семейной гармонии и счастья - задача не из легких. Чем больше вы будете знать о построении семейных отношений, чем чаще вы об этом станете задумываться, тем вероятнее, что вы сможете избежать ошибок и разумно построить свою дальнейшую жизнь. Сейчас я хочу ознакомить вас с неблагоприятными типами отношений в семье.

    Есть семьи, которые со стороны выглядят благополучно. Жизнь идет размеренно, тихо, спокойно. Но это только на первый взгляд кажется, что все так хорошо. В подобных семьях могут царить скука и повышенное чувство ответственности. Искренность чувств уже пропала. Превалируют негативные чувства, но эмоции сдерживаются. В такой внешне спокойной семье царят усталость, депрессия, тоска.

    Другие же семьи, наоборот, постоянно выясняют отношения. Ссоры и скандалы, уходы и возвращения постоянно чередуются. За оскорблениями следуют эмоциональные признания в любви. Жизнь супругов полна стрессов и нервного перенапряжения.

    Существует такой тип семьи, которая носит название «семья- санаторий». Явная дисгармония здесь заключается в том, что один из членов семьи ограничивает свои обязанности (из-за повышенной тревожности перед окружающим миром), заставляя других находиться в постоянной тревоге за него и проявлять особую заботу. Другие же члены семьи испытывают при этом недостаток в любви и внимании, а частое чувство тревоги создает большие нервные перегрузки.

    Есть «семьи-крепости», в которых четко усвоены представления об агрессивности, угрозах и жестокости внешнего мира. Члены таких семей выплескивают все негативные эмоции, возникающие в семье, как на окружающий мир в целом, так и на отдельных его представителей. Сыплются упреки и даже угрозы. Обычно эмоциональный мир внутри семьи нарушен, нет естественной теплоты, но есть жесткий регламент, пассивное подчинение. Здесь только видимость солидарности и содружества. В таких семьях чаще всего один из родителей деспот, а другой мелочно заботлив.

    В «семье-театре» обычно один из супругов остро испытывает необходимость в любовании и внимании. А контакт с детьми заменяется материальными благами. В такой семье многое напоказ, даже любовь и забота.

    Психологическая незрелость супругов приводит к образованию семей под названием «третий лишний». Эмоционально значимыми остаются только супружеские отношения. А в отношениях с ребенком - скрытое неприятие.

    В дисгармоничном типе семей есть и такой - «семья с кумиром». Все свои нереализованные чувства родители переносят на ребенка, превращая его в кумира, преувеличивая его реальные и мнимые достоинства. Себе же оставляют самоотречение и жертвенность.

    Отношения в семьях типа «семья-маскарад» построены на несогласованности действий родителей. Например, на слишком завышенной требовательности отца и всепрощении матери. Постоянные противоречия рождают чувство тревожности и растерянности.

    Дисгармоничные отношения в семьях отрицательно влияют на воспитание детей. Страдают не только супруги, вся дисгармония их брака сказывается на здоровье и на становлении личности будущего взрослого человека и гражданина.

    Не всегда супруги понимают и могут самостоятельно разобраться во внутренней сущности семейного неблагополучия. Им приходит на помощь психологическая служба.

    Мы затронули только некоторые вопросы азбуки семейных отношений. Вам в будущем строить свои семьи и семейные отношения. А для этого, кроме чувств, нужны знания и большой труд. Надеюсь, знания помогут вам построить правильные семейные отношения.

    Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

    Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании современных детей.

    Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

    Форма проведения - круглый стол.

    Цель. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Задачи: Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

    Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

    Оборудование: Звучит спокойная, приятная музыка. «Цветок настроения». Памятка для родителей «Как общаться с ребенком». Плакат со словами А. Макаренко «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Демокрит «К родителям относись так, как ты желал, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

    Ход второй встречи.

    Педагог. Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и снова мы собрались сегодня здесь, чтобы продолжить наш разговор о семейном воспитании и проблемах в воспитании детей, которые возникают на современном этапе.

    Но перед началом разговора я предлагаю немного расслабиться и поиграть. Игра называется «Цветок настроения»

    Цель: Создать прекрасное настроение, желание общаться.

    Педагог. Возьмите цветок - оторвите лепесток(вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

    - Как вы думаете, что означает слово «семья»?

    Педагог. Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. По определению С. И. Ожегова «Семья - это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами».

    Перед тем как продолжить наш разговор очень хочется прочитать вам одно стихотворение «Как появилось слово семья»

    Как появилось слово “семья”?

    Когда-то о нем не слыхала Земля…

    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

    Сейчас я тебе семь вопросов задам;

    “Кто деток родит мне, богиня моя”?

    И Ева тихонько ответила “я”,

    “Кто их воспитает, царица моя”?

    И Ева коротко ответила “я”

    Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

    И Ева все так же ответила “я”

    “Кто платье сошьет?

    Постирает белье?

    Меня приласкает?

    Украсит жилье?

    Ответь на вопросы, подруга моя!”

    “я”, “я” …тихо молвила Ева - “я”, “я”…

    Сказала она знаменитых семь “я”

    Вот так на земле появилась семья.

    С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Попробуем их вспомнить: я начинаю, а вы продолжаете:

    В гостях хорошо, а … (дома лучше).

    Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

    Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

    Семья сильна, когда … (крыша над ней одна).

    Семья в куче, не страшна и … (туча).

    - А что значит семья для ребенка?

    Педагог. Семья выполняет 5 функций. Давайте остановимся немного на каждой из них.

    - Воспитательная функция полагается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. “Воспитание великое дело: им решается участь человека", - сказал В.Г. Белинский.

    - Хозяйственная функция проявляется в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т.д.

    - Эмоциональная функция осуществляется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.

    - Функция первичного социального контроля проявляется в контроле родителей за поведением детей и обучении их правилам поведения в обществе, выполнении социальных норм, обучении их человеческому достоинству.

    - Функция духовного общения выражается в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества.

    Педагог. Семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь ребенок учиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. (И.А. Ильин).

    Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно - личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи - защита, убежище. Функция родителей - научить ребенка жить. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей - ребенок.

    - Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка?

    Педагог. Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Школа является помощником семьи, создавая необходимые условия для образования.

    Ещё на прошлой нашей встрече мы выяснили, что каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Задача педагогов и родителей - совместно, внимательно наблюдать за ребенком, не пропустить ростки самых ценных черт характера при формировании личности.

    Без союза с детьми, без нашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив и здоров. Для формирования полноценного человека, обладающего всеми качествами нравственности, для развития у него адекватной самооценки, рядом должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек, а обеспечить такой постоянный контакт возможно только в семье.

    Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

    Все развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест, взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

    Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих. Он может привести к опасению перед общением.

    Общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей. Семья - это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень восприимчивы и склонны к подражанию. К сожалению, дети нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся отрицательные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Губительна для нервной системы ребёнка и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои мнения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом и с другими людьми. Каждому ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих его родителей.

    В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка. «Дети - зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

    Хочу дать один совет, всегда помните, что ваш ребенок - это не ваша собственность, а самостоятельный человек. И это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени - не должно звучать из уст родителей. «Умел дитя родить, умей и научить», - гласит народная пословица. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. «Люди, воспитанные без родительской любви, - часто искалеченные люди,» - так считал А.С Макаренко. «Любить детей, - писал А. М. Горький, - это и курица умеет. А вот уметь их воспитать их - это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни». В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

    Предлагаю вам небольшое практическое занятие по составлению памятки «Как общаться с ребенком». Перед вами листочки с неправильными правилами общения, постарайтесь исправить то, что на ваш взгляд неверно.

    Практическое задание «Как общаться с ребенком».

    Никогда не принимайте активное участие в жизни семьи.

    Не ищите время, чтобы поговорить с ребенком.

    Не интересуйтесь проблемами ребенка, не вникайте во все его трудности.

    Не помогайте развивать способности и таланты.

    Оказывайте на ребенка нажим, чтобы помочь ему самостоятельно принимать решения.

    Презирайте право ребенка за собственное мнение.

    Не относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

    С непочтительностью относитесь ко всем остальным членам семьи.

    Не давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

    Памятка для родителей «Как общаться с ребенком» после обсуждения.

    Принимайте активное участие в жизни семьи.

    Находите время, чтобы поговорить с ребенком.

    Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.

    Помогайте развивать способности и таланты.

    Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

    Уважайте право ребенка за собственное мнение.

    Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.

    С уважением относитесь ко всем остальным членам семьи.

    Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

    Педагог. Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости?

    Мнения родителей.

    Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.

    Педагог. В конце встречи хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал участие в беседе за нашим круглым столом. Я надеюсь - все сегодня услышанное вами ляжет на благодатную почву вашего понимания. Поможет вам в таком трудоемком, но благодарном деле - воспитании ваших детей.

    Предлагаю нашу встречу закончить ритуалом прощания «Свеча по кругу», передавая свечу, постараемся ответить на вопросы друг друга. Например, «Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи? О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече» и т.д.

    Семья

    Семья - это счастье, любовь и удача,

    Семья - это летом поездки на дачу.

    Семья - это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    Семья - это труд, друг о друге забота,

    Семья - это много домашней работы.

    Семья - это важно!

    Семья - это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

    Какая хорошая Ваша семья!