Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в волшебный мир театра. Конспект занятие по театрализованной деятельности в старшей группе Сказка в старшей группе конспект занятия театрализация
Готовить детей к театрализованной деятельности.
Формировать артистизм, средства эмоциональной выразительности: интонацию, мимику, позу, характерные движения, ходьбу; умение отражать настроение через цвет.
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, внимание, память.
Тренировать речевой аппарат детей во время занятия.
Учить составлять сказку, используя стимул — образы (игрушки).
Формировать выразительность детской речи.
Вызывать радостное настроение, раскрепощенное состояние во время игр.
Воспитывать положительные эмоции, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: большой желтый мяч, бубен, фонарик, скороговорка, музыкальное сопровождение в записи, зеркальца, шаблоны гномиков, краски, кисточка, вода, волшебная шкатулка, игрушка Гнома, разноцветные кубики.
Ход занятия в старшей группе:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: — Дети, вы любите сказки? А путешествовать?
— Сегодня я предлагаю вам сказочное путешествие. А какое оно будет, нам подскажет наша волшебная шкатулка. (Дети заглядывают в ящик и находят игрушечного гнома)
— Дети, кто это?
— А кто знает, где живут гномы?
— Не знаете? Послушайте, что я вам расскажу.
Сказка о гномах.
Глубоко, глубоко под землей есть настоящий маленький город, в котором живут гномы. И все у них было бы хорошо, если бы туда доходили солнечные лучи. Но гномы нашли выход: среди города на высоком столбе у них висит большой солнечный шар. Ежегодно гномы выходят на поверхность и заряжают шар солнечной энергией, которой хватает и для растений, и для животных, и для самих гномов на целый год.
Вот сегодня именно такой день. Давайте превратимся в гномов и зарядим шар для жителей волшебного города (большой желтый мяч). Но пойдут в поход только те, кто успешно пройдет испытания.
1. Упражнение на совершенствование внимания, реакции и координации движений «Машинка»:
И. п.: руки согнуть в локтях ладонями вперед вверх. Предплечья прижаты к корпусу.
— раскрыть пальцы правой руки;
— сжать в кулак пальцы левой руки
— хлопнуть в ладоши;
— хлопнуть по коленям.
Воспитатель. — Вижу, все пойдут в путешествие. Держите вот эти волшебные колпачки — они помогут вам в пути
… Дело в том, что неподалеку от города гномов живет подземный дракон. Он боится света и поэтому он пытается помешать гномам выйти наверх.
Становитесь в круг — мы попробуем зарядиться волшебной энергией от волшебной свечи.
2. Психогимнастика «Свеча»
Дети протягивают руки вперед ладонями вниз и концентрируют на них внимание, пытаясь «почувствовать» тепло от свечи;
— «зажженную» свечу медленно передают друг другу между ладонями, чтобы можно было почувствовать ее тепло;
— переносят «свечку» с закрытыми глазами. Те, кто «почувствовал» в ладошках тепло, сами «превращаются» в пламя и танцуют «танец огня» (пластичные движения, напоминающие движения пламени).
Воспитатель. — А сейчас, когда мы зарядились волшебной энергией, нам не страшен дракон. И мы отправимся по подземным лабиринтам.
3. Упражнение «Волшебные сигналы».
Дети двигаются между разноцветными кубиками, реагируя на сигналы:
— Сигналы бубна:
«1р.» — остановиться;
«2р.» — присесть;
«3р.» — продолжать движение в противоположном направлении.
— Световые сигналы (фонарик):
«1р.» — продолжать движение, высоко поднимая колени;
«2р.» — руки в стороны.
4. Упражнение «Разная походка»
(передача хода людей в различных ситуациях):
— Показать походку и выражение лица гномов, которые о чем-то задумались;
— Походку гномов, которые переходят пропасть по узкому мосту;
— Походку и мимику радостных гномов.
— Дети, впереди у нас волшебный коридор. Пройти его можно только говоря заклинание (скороговорку).
5. Упражнение на тренинг речевого аппарата
— Произносим скороговорку, четко произнося звуки в разном темпе (от самого медленного до самого быстрого).
Осложнения: произносить скороговорку разным тембром голоса:
— как «сердитый волк»;
— как «маленькая мышка»;
— шепотом, как «змея».
— Впереди у нас тяжелый участок пути.
Осложнения: произносить скороговорку во время ходьбы, одновременно выполняя упражнения на координацию движений:
«1» — руки в стороны;
«2» — руки вверх;
«3» — руки в стороны;
«4» — руки за спиной.
— Гномы устали и сели отдохнуть. А чтобы развлечься во время отдыха, решили сочинить сказку.
6. Упражнение «Составляем сказку»
(как опорный материал использовать мягкие игрушки)
— … В некотором царстве, игрушечном государстве, жил зеленый медведь. Он чувствовал себя очень одиноким. И вот, однажды … (продолжают дети по желанию)
— Наконец гномы добрались поверхности. Они радовались, танцевали, передавая шар друг другу, пока он не наполнился солнечной энергией.
(Современный танец под музыкальное сопровождение, которое передает радостное настроение).
— Когда гномы вернулись в свой подземный город, их встречали все его жители. Это был настоящий праздник. Гномы радовались без границ. Как вы думаете, можно эту радость нарисовать?
— Давайте попробуем в память о путешествии нарисовать веселых гномов.
7. Дидактическая игра «Я — веселый гном»
(зеркало, силуэты гномиков)
Под запись веселой музыки дети разрисовывают шаблоны гномиков.
Воспитатель подводит итоги рисования и предлагает заглянуть в волшебный сундук. Дети находят диск с мультфильмом «Белоснежка и семь гномов». Воспитатель предлагает его посмотреть.
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений);
Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений;
Побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;
Развивать артикуляционный аппарат, мимические способности;
Воспитывать любовь к театру и культуру общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся быть актерами»
Цели:
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений);
Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений;
Побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;
Развивать артикуляционный аппарат, мимические способности;
Воспитывать любовь к театру и культуру общения.
Предшествующая работа:
Работа над сказкой «Три медведя»: пересказ, анализ характера и внешнего вида персонажей, рисование иллюстраций к сказке.
Проведение комплексов артикуляционной гимнастики.
Проведение игр-перевоплощений «Угадай, кто я?», «Делай как Я», «Море волнуется раз…»
Оборудование и инвентарь:
Маски-шапочки трех медведей;
Мебель и посуда для инсценировки отрывка из сказки «Три медведя»;
Бутафорское яблоко.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в театре? (Ответы детей ) А что такое театр? А для чего театр нужен людям? (Ответы детей ) (подводит итого услышанному: «Во все времена люди приходили в театр отдохнуть. Туда приходят с семьей, с друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живет волшебная сказка.) И сегодня на нашем занятии мы попробуем научиться стать чуть-чуть актерами.
Воспитатель: Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно могло изобразить все наши чувства. Я превращу вас в гномиков.
Волшебной палочкой вращаю,
Всех вас в гномов превращаю.
Гномы, в зеркало вглядитесь,
Все как один развеселитесь! (Дети изображают радость, веселье )
Ну-ка, хватить веселиться,
Нужно всем вам разозлиться! (Дети изображают злость )
Ну, нельзя же вечно злиться,
Предлагаю удивиться! (Дети изображают удивление )
А такое развлечение:
Покажите огорчение. (Дети изображают огорчение )
Воспитатель: Молодцы, хорошо потренировались. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь необычную сказку? Необычная она будет, потому что вы не произнесете ни одного слова. Говорить буду только я, вы будете показывать то, что я говорю. Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Начнем!
Сказка-пантомима «Зайчик и ежик».
Воспитатель: Ярко светит солнце. Воспитатель приглашает исполнителя роли Солнца . Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.
Воспитатель: Неожиданно подул ветер. Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.
На солнце набежала маленькая тучка. Выбегает девочка и заслоняет Солнце.
Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья .) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик .) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец .) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика .) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца ). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок .) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой. Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.
Воспитатель: Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика – движения лица и пластика тела.
Не для кого не секрет, что артисты должны уметь хорошо, четко, красиво говорить. Для этого мы потренируем наши язычки. Скажем волшебные слова: «Чоки-чоки-чоки-чок! Поработай язычок!»
Артикуляционная гимнастика.
1. «Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то верхней, то нижней губы.
2. «Часики». Рот приоткрыт. Кончиком языка поочередно касаемся левого и правого уголка губ.
Воспитатель: А еще артисты должны правильно дышать и уметь говорить и громко и тихо. Давайте потренируемся вместе.
Игра «Гудок»
Дети стоят в ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «У» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Вначале воспитатель сам показывает действия, затем вызывает двоих детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играют все дети.
Воспитатель: Все молодцы! Теперь давайте попробуем разыграть сценку из известной вам сказки «Три медведя». И сейчас мы уже будем не только изображать главных героев, но и говорить за них разными голосами. (распределяют роли, надеваются маски-шапочки медведей ). Давайте подумаем, как надо показывать папу-медведя Михайло Иваныча. Как вы думаете, какой у него характер? (Он строгий, у него очень громкий голос, большой, ходит вперевалку, сердитый ). А Настасья Петровна? (Она говорит не очень громким голосом, добрая ). А какой Мишутка? (Голос у него писклявый, он обидчивый, расстроенный, ходит мелкими шажками, косолапит ). Теперь мы расставим мебель и посуду.
Инсценировка отрывка сказки «Три медведя»
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
Кто хлебал в моей чашке?
А мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
Кто ложился в мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
Кто ложился в мою постель и смял ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Воспитатель: Ну что, понравилось наше выступление? Зрители могут похлопать нашим артистам! А теперь давайте вспомним, чем сегодня мы с вами занимались? Я превращала вас в гномиков, для чего? Мы тренировали лицо, чтобы показывать разные эмоции, чувства. Мы делали гимнастику для язычка и голоса, чтобы научиться четко говорить и уметь управлять своим голосом. Мы показали сказку-пантомиму. Как мы ее показывали? Без слов, только руками, лицом, танцами. И еще мы разыграли сценку из сказки «Три медведя», где изображали разными голосами и движениями семью медведей. Молодцы, вы сегодня уже стали немного актерами
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»
Программное содержание:
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Материалы и оборудование к занятию:
Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.
Ход занятия
Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.
– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?
Дети: – ТЕАТР!
– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?
Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.
– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей)
– А вы хотели бы стать артистами?
Дети: – Да
– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:
–Раз, два, три - повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!
Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.
– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.
Дети рассказывают сначала о маске радости.
– Когда у нас бывает радостное настроение?
– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).
Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.
– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).
– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.
На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.
– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).
– Здравствуйте, ребята!
Я– забавный старичок
А зовут меня - Молчок
Мне, ребятки, помогите.
Скороговорки расскажите.
И увидите вы то,
Что уж знаете давно.
– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).
Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.
– Что же дед хранит в шкатулочке?
– Театральные ложки.
– А сможете вы их оживить?
– Вспомните потешку.
«У медведя во бору».
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит
– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.
– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).
Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).
– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?
Дети: – Надо научить ее говорить.
Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».
– Здравствуй, киса. Как дела?
Что же ты от нас ушла?
– Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.
– А чему еще мы учим кукол?
Дети: – Учим двигаться.
– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».
Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.
– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.
Подошли к зеркалам.
– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.
– Свет ты зеркальце, скажи
Нам всю правду расскажи.
Что ребятам надо сделать
Вам задания я дам
Выполнить спешите.
– Удивитесь, как Незнайка,
(дети показывают движением, мимикой удивление)
– Загрустите, как Пьеро,
(дети показывают грусть, опускают руки)
– Улыбнитесь, как Мальвина
(дети показывают улыбки)
– И нахмурьтесь, как дитё.
– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.
Дети прощаются с королевой зеркал.
– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?
– (Дети: Куклы с «живой рукой»)
– А, почему они так называются?
(Ответы детей).
– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).
– Мишка, ты куда идешь?
И в мешочке что несешь?
– Это меда три бочонка,
Для малютки, медвежонка
Ведь без меда он, бедняжка,
Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.
– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).
– Это что еще за домик
На пути у нас стоит
Подойдем к нему поближе
Кто живет в нем, поглядим.
(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)
– Маски–шапочки живут.
В гости всех нас они ждут.
Мы сейчас наденем их.
И расскажем всё про них.
(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь
– Я тут! Я на чеку-у!
– Я всех вас допеку-у!
– Кукареку! Кукареку!
Уснули дети. Свет потух.
(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).
– молчи, горластенький петух!
(петушок тоже приседает)
Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.
– Славный домик, милый крот!
Только слишком узкий вход.
– Вход, лисичка, в самый раз.
Он не впустит в домик вас.
Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).
– А сейчас время для музыки.
Я предлагаю вам потанцевать.
Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)
Кот: – Мяу, мышка!
Спляшем польку.
Подадим гостям пример.
Мышка: – Я сплясала бы, но только
Мышке кот не кавалер!
Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.
Танцевальная импровизация.
Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.
– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).
Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.
– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.
Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)
– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.
Спасибо всем!
Ирина Епихина
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию открытое занятие, которое я провела для студенток из педагогического колледжа. Заранее прошу прощение за неудачное качество фотографий, к сожалению, не очень удобно было снимать. Занятие скомпилировано из разных источников, список приведен в конце конспекта. Буду рада, если кому-нибудь пригодится этот материал.
Цели:
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений);
Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку заданных движений;
Побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;
Развивать артикуляционный аппарат, мимические способности;
Воспитывать любовь к театру и культуру общения.
Предшествующая работа: Работа над сказкой «Три медведя»: пересказ, анализ характера и внешнего вида персонажей, рисование иллюстраций к сказке.
Проведение комплексов артикуляционной гимнастики.
Проведение игр-перевоплощений «Угадай, кто я?», «Делай как Я», «Море волнуется раз…»
Оборудование и инвентарь:
Маски-шапочки трех медведей;
Мебель и посуда для инсценировки отрывка из сказки «Три медведя»;
Бутафорское яблоко.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в театре? (Ответы детей ) А что такое театр? А для чего театр нужен людям? (Ответы детей ) (подводит итого услышанному: «Во все времена люди приходили в театр отдохнуть. Туда приходят с семьей, с друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живет волшебная сказка.) И сегодня на нашем занятии мы попробуем научиться стать чуть-чуть актерами.
Воспитатель: Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно могло изобразить все наши чувства. Я превращу вас в гномиков.
Волшебной палочкой вращаю,
Всех вас в гномов превращаю.
Гномы, в зеркало вглядитесь,
Все как один развеселитесь! (Дети изображают радость, веселье )
Ну-ка, хватить веселиться,
Нужно всем вам разозлиться! (Дети изображают злость )
Ну, нельзя же вечно злиться,
Предлагаю удивиться! (Дети изображают удивление )
А такое развлечение:
Покажите огорчение. (Дети изображают огорчение )
Воспитатель: Молодцы, хорошо потренировались. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь необычную сказку? Необычная она будет, потому что вы не произнесете ни одного слова. Говорить буду только я, вы будете показывать то, что я говорю. Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Начнем!
Сказка-пантомима «Зайчик и ежик».
Воспитатель: Ярко светит солнце. Воспитатель приглашает исполнителя роли Солнца . Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.
Воспитатель: Неожиданно подул ветер. Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.
На солнце набежала маленькая тучка. Выбегает девочка и заслоняет Солнце.
Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья .) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик .) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец .) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика .) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца ). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок .) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой. Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.
Воспитатель: Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика – движения лица и пластика тела.
Не для кого не секрет, что артисты должны уметь хорошо, четко, красиво говорить. Для этого мы потренируем наши язычки. Скажем волшебные слова: «Чоки-чоки-чоки-чок! Поработай язычок!»
Артикуляционная гимнастика.
1. «Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то верхней, то нижней губы.
2. «Часики». Рот приоткрыт. Кончиком языка поочередно касаемся левого и правого уголка губ.
Воспитатель: А еще артисты должны правильно дышать и уметь говорить и громко и тихо. Давайте потренируемся вместе.
Игра «Гудок»
Дети стоят в ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «У» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Вначале воспитатель сам показывает действия, затем вызывает двоих детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играют все дети.
Воспитатель: Все молодцы! Теперь давайте попробуем разыграть сценку из известной вам сказки «Три медведя». И сейчас мы уже будем не только изображать главных героев, но и говорить за них разными голосами. (распределяют роли, надеваются маски-шапочки медведей ). Давайте подумаем, как надо показывать папу-медведя Михайло Иваныча. Как вы думаете, какой у него характер? (Он строгий, у него очень громкий голос, большой, ходит вперевалку, сердитый ). А Настасья Петровна? (Она говорит не очень громким голосом, добрая ). А какой Мишутка? (Голос у него писклявый, он обидчивый, расстроенный, ходит мелкими шажками, косолапит ). Теперь мы расставим мебель и посуду.
Инсценировка отрывка сказки «Три медведя»
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
Кто хлебал в моей чашке?
А мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
Кто ложился в мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
Кто ложился в мою постель и смял ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Воспитатель: Ну что, понравилось наше выступление? Зрители могут похлопать нашим артистам! А теперь давайте вспомним, чем сегодня мы с вами занимались? Я превращала вас в гномиков, для чего? Мы тренировали лицо, чтобы показывать разные эмоции, чувства. Мы делали гимнастику для язычка и голоса, чтобы научиться четко говорить и уметь управлять своим голосом. Мы показали сказку-пантомиму. Как мы ее показывали? Без слов, только руками, лицом, танцами. И еще мы разыграли сценку из сказки «Три медведя», где изображали разными голосами и движениями семью медведей. Молодцы, вы сегодня уже стали немного актерами!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
3. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия/ авт. -сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Тема: театр теней «Петя и Тошка»
Цель: дать представления детям о нравственных качествах «честность» и «дружба».
Воспитательная: воспитание у детей гуманных чувств (сострадания, сопереживания)
Образовательная: закрепление имеющихся у детей знаний о виде театра теней, о правилах поведения в общественном месте, театральных понятий;
Развивающая: прививать интерес к театрализованной деятельности; развивать внимание, память, воображение и умение самостоятельно решать проблемные ситуации; формировать умение детей творчески перевоплощаться.
Материалы и оборудование: ширма, театр теней, фильмоскоп, афиша, билеты, «контролер».
Ход занятия.
1 Организационный момент. Дети с воспитателем заходят в группу, встают полукругом. - Здравствуйте дорогие друзья и гости. Меня зовут Мария Владимировна. Я рада вас видеть. У меня сегодня прекрасное настроение, а у вас?
2 Вы хотите отправиться туда, где всегда присутствует хорошее настроение? А куда мы с вами отправимся догадайтесь сами… там есть афиша… занавес… сцена, актеры. Догадались? Конечно, я приглашаю вас в театр. А вы знаете, что театры бывают разные? В одном из них мы побываем с вами сегодня. А что это за театр, мы узнаем из афиши. Афиша – это объявление о представлении. - Кто из вас умеет читать? Давайте попробуем прочитать вместе. (читаем) Для того чтобы попасть в театр, мы должны приобрести билеты. Билет получит тот, кто вспомнит правила поведения в театре, что нельзя делать в театре (нельзя: шуметь, бегать, разговаривать, кушать, вставать с места… - А почему? (потому, что это мешает артистам, зрителям) - При входе в зрительный зал, оставляйте свои билеты у контролёра и занимайте свои места. 3 Работа по теме. Итак, мы с вами попали в театр. - А какой это театр, вы помните? (теневой)
Вспомните, как называется спектакль?
Ребята, кто в театре показывает спектакль?
А кто смотрит спектакль? (значит, вы зрители) - Как зрители приглашают актеров на сцену? (аплодисментами) Представление начинается, желаю вам приятного просмотра.
4 Показ спектакля.
«В одном небольшом городке жила обычная семья, такая же, как у вас и у меня. В этой семье рос мальчик Петя. Он был веселым и озорным. Петя очень любил играть. У него было много друзей, но самым лучшим и преданным другом был пёс Тошка: Тошка, Тошка, ты где? Иди скорей играть в мяч. Лови! Еще лови! Но тут их позвала мама. Как жаль, что пора идти домой. Тошка, а давай поиграем тихонечко в комнате, пока мама готовит обед. И они стали играть. Петя высоко подбросил мяч и он попал в вазу. Ваза упала и разбилась: что же я наделал? – сказал Петя. На шум в комнату вошла мама и спросила: «Кто разбил мою любимую вазу?. » А Петя ответил: «Это Тошка разбил вазу». Мама рассердилась и сказала: «Тогда нам не нужен такой пес! », и выгнала его. «А раз ты Петя вел себя хорошо, я угощу тебя конфеткой». Петя взял конфетку, опустил глаза и заплакал.
5 Обсуждение. Ну, вот спектакль и закончился. Да непростая история произошла с Петей и Тошей. Ребята, как вы считаете, почему Петя заплакал? Ведь мама не ругала его, а даже угостила конфетой?
А вам тоже жалко Тошу? А почему? - Как вы думаете, он виноват? - Разве настоящие друзья так поступают? - Как бы вы поступили на месте Пети? - Как бы вы поступили с Тошей? -А как вы думаете, у щенка можно попросить прощения? Мне очень понравился бы такой конец истории.
6 Динамический этюд. А вы хотите попробовать себя в роли актеров? Я предлагаю вам стать актерами и разыграть сценку, как мы пошли в лес. Звучит музыка. Я буду говорить, а вы должны показать это с помощью жестов, мимики, движений.
Ребята на нашем пути течет ручеек, как же нам его перейти? А я пройду по камешкам. Кажется, я застряла! Кто мне поможет? (подаст руку). Спасибо Саша, ты настоящий друг. Вот до леса дошли – появились комары. Вдруг в небе появилась туча. Дети, вы взяли зонты? Тогда скорее раскрывайте. А я забыла дома. Что же делать? (какие вы внимательные). Снова выглянуло солнышко, закрывайте зонты. Ребята вы не только оказались хорошими актерами, но еще и добрыми, внимательными и отзывчивыми детьми.
7 Ребята, а вы хотите стать актерами теневого театра? Тогда давайте пройдем за кулисы. Знакомство с теневым театром (оборудование, показ кукловождения). Оборудованием теневого театра являются силуэты кукол, вырезанные из черного картона…
Ну, вот вы и познакомились с кукловождением теневого театра. А вы хотите показать спектакль? Давайте еще раз вернемся к истории мальчика Пети. Мы придумали счастливый конец. Давайте его покажем. – Для спектакля нам нужно 3 артиста. Кого же выбрать, вы все такие молодцы. Что же делать? (может кто-то уступит роль). А я предлагаю выбрать актеров считалкой. Я знаю интересную считалку (она должна быть доброй и короткой) .Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. «1, 2, 3, 4, 5 – выходи тебе играть». Артистов выбрали, теперь нужно распределить роли. Остальные ребята будут зрителями. Ведь театр без зрителей не бывает.
8 Повторный показ спектакля детьми.
Услышав шум, в комнату вошла мама…. Петя взял конфету, опустил глаза и заплакал. А мама спросила: «Почему ты плачешь? » Пете стало стыдно и он признался: «Прости мама это я разбил твою любимую вазу, а Тошка здесь не причем. Давай возьмем его обратно». «Хорошо »- сказала мама. - Тошка, Тошка иди скорее сюда. Тошка подбежал к мальчику. Петя наклонился к нему и сказал: «Прости меня друг». В ответ Тошка, только лизнул Петю теплым языком.
9 Ну, вот и закончилась наша история про мальчика Петю и его лучшего друга щенка Тошку.
Артисты выходят на поклон. Вам понравился театр теней. Я вам его дарю.
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе.
«Путешествие в волшебный мир сказок»
Составила: Воспитатель
Пушкарёва Анастасия Васильевна.
Кемерово 2014
Программное содержание: Поддерживать стремление детей принимать активное участие в розыгрование сказок, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать, самостоятельно использовать (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять импровизацию.
Развивать фантазию, артистические способности.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей в приёмной.
Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам, совершить путешествие в не обычный сказочный мир. В мир, где происходят чудеса и превращения, где оживают сказочные персонажи. Вы догадались, что это за мир?
Дети: Мир сказок.
Воспитатель: А знаете ли вы, кто живёт в этом мире? Кто играет сказочных героев?
Дети: Артисты, сказочные персонажи.
В: А кто создаёт сценарий сказок?
Дети: Режиссёр
В: А вы хотели бы попасть в этот сказочный мир и превратиться в сказочных персонажей?
В: Тогда, строимся друг за другом, и на сказочном трамвайчике отправляемся в путешествие.
В: 1-ая остановка сказка « Волк и семеро козлят» сейчас с помощью волшебной палочки и волшебных слов вы превратитесь в персонажей этой сказки. (Дети закрывают глаза, педагог говорит волшебные слова, одевает на детей заранее подготовленные маски)
Раз, два, три - повернись
И в козлят с волком превратись.
В: Ну вот вы теперь не дети из группы соловушки, а волк и семеро козлят. А я превратилась в режиссёра этой сказки. Давайте вспомним, как начинается эта сказка?
Ответы детей.
В: А как она заканчивается?
Ответы детей.
В: Т.к. вы превратились в артистов и стали сказочными персонажами, а я режиссёром, то мы теперь можем изменить концовку у сказки. Что бы все остались живы и жили дружно. Давайте попробуем придумать другой конец этой сказки.
(Воспитатель, выслушивает варианты ответов детей если дети затрудняются воспитатель помогает)
Например: Когда волк, смог обмануть козлят, и они открыли ему дверь, он хотел их всех съесть. Но потом волку стало жалко маленьких козлят и вместо того чтобы ими по обедать, он принёс им гостинцы. А когда пришла коза, то очень удивилась, козлята спокойно гуляли на лужайке, а волк колол им дрова и смотрел за козлятами, что бы те далеко от дома не уходили.
В: Ну вот, в этой сказке мы навели порядок, теперь козе и козлятам некого бояться. Ведь самый злейший враг стал их другом. Отправляемся дальше.
(Дети строятся друг за другом и передвигаются по группе)
2-ая остановка сказка «Колобок».
1. Как эта сказка начинается?
2. Какие герои участвуют в этой сказки?
3.Что они постоянно хотели сделать с колобком?
В: А мы придумаем такую концовку, чтобы колобок остался не съеденным.
Раз, два, три- повернись
В колобка с лисой превратись.
Выслушиваются варианты детей.
Например: Лиса говорит колобку:
Сядь камне на носок да пропой ещё разок.
Колобок обрадовался, что его песня понравилась, запрыгнул к лисе на мордочку и запел, а лиса его не съела, а говорит ему:
Колобок тебе надо быть певцом, давай у нас в лесу для лесных жителей устроим концерт, ты будишь песни петь, а я на балалайке играть. Колобку очень понравилась идея лисы, и отправились они готовиться к выступлению.
В: В этой сказки тоже всё закончилось хорошо. Садимся все на наш сказочный трамвайчик и едим дальше.
3-остоновка сказка « Заюшкина избушка».
Как начинается эта сказка?
Какие герои участвуют в этой сказке?
Кто помог зайке отвоевать избушку?
Кто остался жить с зайцем?
А лиса куда делась?
А мы закончим эту сказку, чтобы некто без домика не остался.
Раз, два, три – повернись
В зайца, петуха и лису превратись.
Вместе с детьми придумывают дужный конец.
Например: Лиса собирается, выбегает из домика. Петушок с зайчиком заходят в дом и остаются там жить вдвоём. На следующие утро, постучались к ним в дверь, петушок открыл, а на пороге стоит лиса с капустой для зайчика и с пшеном для пети и говорит:
Простите, меня, пожалуйста, я вот вам гостинцев принесла.
Петушку и зайчику жалко стало лису, и они пустили её к себе жить. Днём каждый своим делом занят, а вечером собираются за круглым столом чай пьют, сказки рассказывают.
В: Ну вот в этой сказке тоже полный порядок, а нам пора возвращаться в группу. Но сначала мы должны превратиться в обычных детей.
Раз, два, три- повернись
И в ребяток превратись.
Дети строятся друг за другом и под весёлую музыку отправляются в группу. По возвращению дети зарисовывают сказку, которая им больше всего понравилась.