Проект экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора. Методическая разработка «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников» методическая разработка на тему. По дорожке ровной, гладкой

Тема: "Фольклор в экологическом воспитании дошкольников"

Цель: развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных)

Задачи:

1)Закрепить знания о домашних животных.

2)Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения.

3)Активизировать словарный запас детей.

4)Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

5)Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок, со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

-С добрым утром, глазки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце!

- Мы проснулись?

Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путь.

У меня лошадь большая, а у вас детеныш лошади - жеребёнок.

Садимся и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко - нарядись!

Красное - покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

(Появилось солнышко ). Что мы с вами делали? (Закликали солнышко). Вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик. воспитатель уходит за домик и одевает платок и юбку).

Здравствуйте, детушки - малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. А знаете ли вы, какие домашние животные живут в деревне? Отгадайте:

  1. Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок,

Пятачок - дырявый,

А крючок - вертлявый. (поросенок )

  1. Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком

Мяу! Как мне часто снится

Блюдечко с молочком. (кошка )

  1. С хозяином дружит, дом сторожит

Живет под крылечком, хвост колечком (собака )

  1. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

Грива вьется на ветру (лошадь )

Хорошо, умеете отгадывать загадки. А теперь давайте, поговорим о том, какую пользу приносят домашние животные людям: кошка, корова, собака, конь? Молодцы. Пока мы с вами играли, мои домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.

Игра "Путаница" - найдите, какие животные здесь спрятались.

У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? (Дети рассказывают мирилку)

Мирись, мирись мирись.

И больше не дерись.....)

Теперь они будут жить дружно.

А теперь давайте поиграем. Я знаю весёлую потешку, давайте её покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.

Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем.

Глазками похлопаем, ножками потопаем.

А коза бодается, а старик ругается.

Ребята, вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:

У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

Моя корова Ночка очень громко хрюкает.

А вчера кошка Мурка начала бодаться.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как её надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

Котя, котик, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать

Мою деточку качать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

Вот мы и отдохнули. Ребята, пока мы с вами отдыхали, мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стерли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать чего здесь не хватает.(Дети дорисовывают усы кошке, рога корове, хвост поросенку). Молодцы!

А теперь давайте поиграем в «Добавлялки»:

Ок-ок-ок-стоит в поле (теремок)

Су-су-су- петушок поймал (лису)

Цо-цо-цо-снесла курочка… .(яйцо)

Ёк-ёк-ёк-не садись на (пенёк)

Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы можем их развеселить, потешить-частушкой.

1 ребенок:

Я сидела на рябине,

Меня кошки теребили,

Маленькие котяточки,

Царапали за пяточки.

2 ребенок:

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы - женихи.

3 ребенок:

Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

Нет волос на голове,

Нацепила перья!

Вот мы сами развеселились и гостей потешили. Молодцы!

Ребята, а раньше в деревнях сочиняли и рассказывали сказки детям, давайте вспомним как звали животных в сказках?

1.Кошку, которая помогала деду и бабке тянуть из земли репку.(Кошка Машка)

2."Слепого" кота, товарища лисы Алисы. (кот Базилио)

3.Кота дядя Федора. (Матроскин)

4.Умного кота, который достался в наследство младшему брату.(Кот в сапогах)

5.Собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тянуть (Жучка)

6.Пуделя Мальвины. (Артемон)

Ребята, у меня есть мечта - я хочу развести лошадок. Помогите мне - подойдите к столам и давайте их разукрасим, чтобы они у нас ожили. Дети разукрашивают шаблон в виде лошадей и ставят их на заранее подготовленный макет "Деревня".

А теперь пришла пора прощаться: скажем, бабушке и её питомцам «До свиданья». (воспитатель уходит переодеваться за домик, младший воспитатель следит за детьми).

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Мы вернулись в детский сад. Вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?

А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

На этом мы заканчиваем наше занятие.

Статьи/Крымские татары/

Происхождение народа прежде всего связано с конкретной территорией, с конкретной географической средой. Люди приспосабливаются к ландшафту, подчиняя свои занятия и помыслы единственной цели - выживанию в этих природных условиях, накапливают обычаи, диктуемые географической средой, создают культуру, связанную с окружающим ландшафтом. Со временем природа начинает воздействовать и на антропологические черти и психологию человека, формируя тип, который наиболее приспособлен к соответствующей среде.

Культура крымскотатарского народа неразрывно связана с природой родного края - Крыма.

Народные традиции в отношении к природе многими учёными-педагогами трактуются как опыт, обычаи, связанные с природой, а также нормы поведения в природе, которые сложились исторически и передавались от поколения к поколению через народные приметы, фольклор, элементы обрядовости, праздники, трудовую деятельность, игры.

Крымскотатарские народные традиции в отношении к природе складывались в течение многих столетий и явились основой культуры крымскотатарского народа. Так, например, совершенно различны представления русского и крымскотатарского народов о временах года. Если в фольклоре русского народа зима белая, искристая, морозная (отражение российской природы), то у крымскотатарского народа зима "черная", понурая, зябкая (отражение зимы в Крыму), весна у русского народа с капелью и проталинами, у крымскотатарского народа - с зеленью и цветами и т.д.

Наблюдая за явлениями природы, крымскотатарский народ метко назвал месяцы года (апрель -"чичек айы - месяц цветов, июнь - "кирез айы" - месяц черешни; октябрь - "сары ай" - желтый месяц, ноябрь - "кузь айы" - понурый месяц, декабрь -"къара къыш" - черная (темная) зима и.т.д.). Первым признаком ранней весны "илькбаарь" считается появление подснежника "акъбардакъ" - в народе этот цветок называют "наврез чичеги" (цветок навреза). "Наврез" - это праздник встречи весны и нового года, который отмечается в дни весеннего равноденствия 21-22 марта, праздник встречи лета "Къыдырлез" отмечается 5-6 мая, в крымской природе он совпадает с опаданием цветков и появлением завязи на деревьях. Поэтому ознакомление детей с крымскотатарскими народными традициями взаимоотношения человека с природой было бы ценным вкладом в экологическое воспитание детей в Крыму.

Проявление крымскотатарских народных традиций отношения к природе наиболее ярко выражено в его фольклоре, как способе фиксирования и передачи социально-ценностного опыта старших поколений во взаимоотношениях с природой. Посредством фольклора появляются возможности в воспитании у детей бережного отношения к природе. Человек бережет и защищает то, что знает, любит, и то, что создает своими руками.

С целью экологического воспитания детей в условиях Крыма в учебно-воспитательном процессе целесообразно шире использовать Крымскотатарские пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни, которые отражают мудрое отношение народа к природе, дают знания, прививают любовь к ней, побуждают к созиданию.

В народных пословицах и поговорках поощряются или осуждаются определенные действия в отношении к природе: "Ерни терен сюрьсенъ, бол берекет алырсынъ" (Глубже вспашешь, получишь богатый урожай), "Къаида олсанъ анда ол, пердалязда эвде ол" (Где бы ни находился, в пердаляз будь дома. Пердаляз - предвесенняя неделя 14-20 марта. "В эти дни на день семь раз погода меняется" - говорит народ), или "Мышыкъ беслемеген - сычан беслер" (Кто не содержит кошку, содержит мышей); они дают рекомендации: "Бир кунь эвель сачсанъ, бир афта эвель алырсынъ" (Посадишь на день раньше, получишь на неделю раньше), поучают: "Итнинъ артындан кечь, атнынъ огюнден" (Обходи собаку сзади, коня спереди), остерегают в тех или иных действиях: "Ит агъызындан суек алынмаз" (Нельзя отбирать кость у собаки), прямо указывают на необходимость взаимодействия с природой "Къышны яздан къаршыла" (Встречай зиму летом), советуют: "Атына ишанмасанъ, ёлгъа чыкъма" (Если не уверен в коне, в дорогу не выходи).

Многие пословицы отражают гармонию жизни человека и природы, их взаимозависимость. Например: "Ер тоймаса, эль тоймаз" (Если земля не насытится, не насытится и народ), "Инсан ерни бакъар, ер де инсанны" (Человек кормит землю, а земля человека). В пословицах "Тереги чокъ олгъан коининъ мезары аз олур" (В селе, где много деревьев, мало могил), "Кунеш кирмеген эвге, хасталыкъ кирер" (В дом, куда не входит солнце, входит болезнь) показано значение природы для жизни и здоровья человека.

Следует знакомить детей с пословицами и поговорками, которые прививают интерес и любознательность, стимулируют желание наблюдать и изучать природу "Март къапыдан бакътырыр, къазма курек якътырыр" (Март двери открывает, но и лопаты сжигает), "Яз ягьмуры тез кечер" (Летний дождь быстро проходит), "Къаргъа кельсе, къар кетер" (Грач приходит, снег уходит), «Культе кельди, кузь кельди» (Пришел сноп, жди осени), «Апрельде тамсын, майыста ягъсын да ягъсын» (В апреле пусть задает, а в мае пусть льет).

В крымскотатарских традициях особое отношение к воде как к святыне. В народных пословицах показана важность воды в природе и жизни человека: "Ер хазине, сув онынъ джаныдыр" (Земля клад, а вода его жизнь), "Сув тонракъкъа къан берир, небадаткъа джан" (Вода земле кровь дает, а растениям жизнь), "Сув киби тендирист ол" (Будь здоров, как вода), "Сув ичкенде кишиге йылан биле тиймез" (Когда пьют воду, и змея не трогает), "Севап ичюн къую къаз" (Вырой колодец, и воздастся).

Особое значение имеют пословицы, которые призывают беречь, заботиться о природе, воспитывают чувство долга и ответственности перед ней:

"Алмагьа истесенъ, бермеге алыш" (Если хочешь брать, научись отдавать), "Бир алсанъ, эки бер" (Одно возьм¨шь, два отдай), "Атны бакъсанъ бинъ куньге, бакъмасанъ бир куньге" (Ухоженный конь на тысячу дней, неухоженный на один день), "Бал тамчыдан джыйылыр" (Мед собирается по капле), "Сачмагъан алмаз" (Кто не сеет, тот не получит), "Баарьдеки арекет - кузьдеки берекет" (Весенняя работа - осенний урожай), "Къачып кетсенъ - сачып кет" (Даже если убегаешь, убегай сея), "Багъны бакъ таре - юзюм олсун, оны да ашамагьа юзюнъ олсун" (Ухаживай за виноградником, чтобы был виноград, который не стыдно будет есть).

Прекрасным средством экологического воспитания являются сказки. В сказках героями являются растения, животные, явления природы, которые, общаясь с человеком, помогают в беде, поучают. Они доступны, понятны детям, захватывают их душу, прививают любовь к героям, в конечном сч¨те эта любовь переходит на действительные явления природы. Крымскотатарские народные сказки обычно сказочник начинает с присказки, где в небылицах в смешной, шутливой форме изображены животные, и, конечно, смеясь над небылицами, дети с радостью воспринимают их героев и переполняются чувством добра и любви к тем, кто их повеселил, развивается мышление детей. Например:

Давным-давно, когда время было временем

Воробей был судьей,

Дочь хана была ведьмой,

Лягушка парикмахером, а буйвол банщиком,

Черепахи окрылились улететь,

Рыбы в море собрались переселиться,

Минарет Акмечети наклонился

Из Салгира водицы напиться,

Я из дырявого котла бульона напился.

Наелся, напился и к вам прибежал.

Повесил на уши я несколько слов,

Изо рта потянул я сказок поток.

В сказке "Чокърачыкъ" ("Родничок" - где зайчик, белочка, ¨жик и лисичка, спросив разрешения у родничка, аккуратно набрали воды и напились, а медвежонок, не спросившись, сунул морду в родничок, вода разлилась, а медвежонок остался без воды), показано, как нужно относиться к роднику и к чему может привести неправильное поведение. В сказке "Эйиликке кемлик япма" (Не делай зло добру) маленькая лисичка спасает человека от дракона. В сказке "Чегертки ве къырмыскъа" (кузнечик и муравей) показаны взаимозависимость явлений природы друг от друга: выпадение одного звена может привести к нарушению всех остальных.

В сказке "Алтын Башнен Хыяр Баш" (Златовласка и Огуречные волосы) волшебница с помощью воды из речки награждает трудолюбивую девочку и наказывает ленивую.

В крымскотатарских народных сказках и легендах одушевляется вода. С помощью фантастических образов "Сув анасы" (Русалка), и "Деньиз баба" (Бог моря) наказывается зло, они же приносят людям добро. Например: "Алтын балта акъкъында масал" (Сказка о золотом топоре), легенды "Арзы къыз" (Девушка Арзы), "Къыз чокърагьы" (Девичий родник), "Аюв дагь" (Медведь-гора).

В крымскотатарском фольклоре большое воспитательное значение имеют притчи и притчи-анекдоты Ахмет ахая. Так, в притче "Чам тереги ве торгъайчыкь" (Сосна и воробышек) в увлекательной форме представлен познавательный материал о жизни деревьев и птиц зимой и осенью. В занимательной шутливой форме знакомят с природой, обучают поведению в природе, рациональному использованию даров природы притчи-анекдоты Ахмет ахая. Например, в притче-анекдоте "Тюбсиз чапчакъ" (Бездонная бочка) Ахмет ахай благодаря шутке сумел заставить все село полить виноградники и огороды и спас урожай от засухи.

В притчах и легендах наряду с реальными компонентами с воспитательной целью используются домысел и выдумка. Особенно полезно опираться на притчи и легенды, которые поясняют возникновение местного растения, такие, как "Кизил - шайтанова ягода".

Таким образом, сказки, притчи, легенды заматывают детей поэтическими образами, динамичными действиями героев, вызывают у них положительные эмоции, закрепляют светлое, радостное восприятие природы.

Богатейшим материалом в экологическом воспитании детей могут служить Крымскотатарские народные песни, чынлар (поэтические речитативы), мане (хороводные напевы), в которых ярко отражена природа Крыма, гармония природы и человека. Их напевы напоминают журчание горных ручьев ("Тым-тым"), ритмический прибой бушующих волн моря ("Ант эткенмек"), раскачивающийм ритм идущего каравана ("Чалбаш борай" - Седоголовый верблюд), горное эхо ("Дагъларнынъ ¨ллары" - Горные дороги), ширь степного простора ("Джанай"), они воспевают сады и виноградники, созданные трудом человека, красота человека сравнивается со стройным кипарисом, с нежной розой, могучим дубом. Например:

Айя десем ярашыр, айненни,

Гуль багъчалар долашыр, айненни.

Гуль багъчанынъ ичинде, айненни,

Алтын бешик ярашыр, айненни.

Салгьыр бою

Эй, яврум да Салгъырнынъ бою,

Озь тувгьынымнынъ да тою.

Кефеден, Керчьтен, Джанкойден келир Озюмнинъ арув да союм.

Босторгьай

Босторгьай деген къушчыкънынъ да

Йылгъада олур ювасы.

Ягъмур ягьса сель олур да,

Агьлап та къалыр анасы.

¨л янында босторгъай да.

Тары да септим ашады...

Колыбельная

Спою я ласково и нежно, баю-бай

Эхо откликнется в садах, баю-бай

Среди розовых садов, баю-бай,

Сверкает золотая колыбель, баю-бай.

Набережная Салгира

Ах, как прекрасны берега Салгира

Это свадьба моего брата.

Из Феодосии, Джанкоя, Керчи

Съезжаются гости: друзья и родня

Жаворонок

У жаворонка, бедной пташечки,

Гнездо бывает в оврагах.

Если весенние потоки снесут его,

Горько заплачет пташка-мать,

У самой дороги жаворонок,

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад № 70»,

реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитатель

Лапина Людмила Николаевна

Сызрань

2013

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передачи чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.

Начинала я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, сейчас я работаю в старшей группе и поэтому наряду с малыми фольклорными средствами я использую народные сказки, песни, поговорки, приметы.

Остановились мы на работе в огороде и цветнике – это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Участвуют в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой и уходом за зелеными насаждениями, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории нашего участка и детского сада имеется небольшой цветник и огород. Уход за растениями состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Этому способствует чтение потешек таких как:

«Иван –Иван

Вырывай бурьян

Чтобы выросла репка

Сладкая да крепкая

Чтобы вырос огурец

Длинноусый молодец!

Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- ведерышко». При появлении радуги « Радуга- дуга».

При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

« Как у нашего кота

Шуба очень хороша»

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:

*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

*Птицы сидят нахохлившись - к дождю.

*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.

После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.

*Неведимкой озорной: все играет он с травой

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)

*Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (одуванчик)

Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.

Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями мы сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и поговорки, загадки), подробно описала каждый месяц, жизнь животных и растений. Это было частью проектной деятельности.

В работе с родителями использую все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Я провожу беседы, консультации, оформляю тематические ширмы, провожу родительские собрание, где рассказываю о своей работе с детьми. Оформила экологический стенд «Стань другом природы», где размещаю стихи, пословицы, народные приметы, пословицы и поговорки. Совместно с родителями мы озеленяли и оформляли наш участок.

Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.

Пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому воспитанию дошкольников.

Обогатился словарный запас детей, образная и связная речь дошкольников

Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.


Экологическое образование может основываться не только на научных знаниях и представлениях, оно также может дополняться образами искусства и литературы. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов, направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманитаризации образования.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора способствуют развитию познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, экологическому воспитанию и воспитанию любви к народному национальному искусству.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Произведения народного фольклора бесценны. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, петушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Попевки, поговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество позволяет с самого раннего детства побуждать ребенка к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир животных, природы, вещей и отношений. Использование малых фольклорных форм полезно в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Пословицы, поговорки, потешки загадки, рекомендуется широко использовать в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности объекта и явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Экологическое воспитание дошкольников, как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения России, в последние годы стало приоритетным направлением в деятельности многих дошкольных учреждений. Например, изучение природы и истории родного края проходит в походах, экскурсиях на луга, озера, по историческим местам края . Некоторые воспитатели организуют регулярные прогулки на водоем, в лес в разные времена года. Это способствует формированию познавательного интереса к окружающему миру и физическому развитию детей. Стало доброй традицией проведение летнего праздника на лесной поляне. Свежие ягоды клубники, смородины, преподнесенные добрым сказочным персонажем, кажутся детворе гораздо вкуснее. Впечатления от такого праздника на природе остаются надолго. В доступной для детей форме сказки поднимаются серьезные вопросы о загрязнении окружающей среды, вырубке елей. Заботливо ухаживают ребята за обитателями уголка природы - птичками, рыбками, грызунами .

Дети уже с раннего возраста знают, в каких продуктах живут витамины, которые помогают детям быть здоровыми, веселыми, красивыми. Организуя экскурсии в ближайший лес, воспитатели учат детей золотому правилу: «Чего не знаешь, в рот не бери». Эколого-оздоровительная работа приносит свои плоды. В детском саду ребят учат не только обращать внимание на красоту, совершенство растений, насекомых, но и бережно относиться к окружающей природе: не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, убирать мусор.

Педагоги детских садов занимаются поиском наиболее интересных методов экологического воспитания детей. За последние годы проведено немало акций: «Птицы - наши друзья», «Не тревожьте муравья», «Берегите лес», «Украсим землю цветами» и другие. Дети вместе с родителями и воспитателями изготавливают кормушки и скворечники, огораживают муравейники, выращивают цветы, распространяют плакаты на экологические темы.

«Самый большой невежда - тот человек, который спрашивает про растение и животное: а какой от него прок? Если механизм Земли хорош в целом, значит, хороша и каждая его часть в отдельности, независимо от того, понимаем мы его назначение или нет…» - писал замечательный исследователь Л. Леопольд . Большую роль в экологическом воспитании сыграло ежегодное (начиная с 1993 года) проведение Центральным советом ВООП (в 50 субъектах РФ) Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных учреждениях, который способствовал: консолидации действий всех организаций, заинтересованных в экологическом воспитании дошкольников; созданию в ДОУ эколого - образовательно-развивающей среды, экспериментальных площадок; выявлению и отбору инновационных методик, авторских программ; обобщению и распространению передового опыта педагогической работы; подготовке и переподготовке кадров; экологическому просвещению родителей; укреплению контактов ДОУ с общественными, педагогическими и научными учреждениями.

За 1993-1998 годы по итогам смотра-конкурса отмечены в качестве победителей - 44 дошкольных учреждения, за участие в смотре-конкурсе - 320, за хорошую организацию работы по экологическому воспитанию дошкольников - 400 педагогических работников .

Материалы смотра-конкурса свидетельствуют, что во многих регионах страны наблюдаются прогрессивные тенденции расширения рамок экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребенка как части природы. В работе используются разнообразные формы и методы в зависимости от местных условий, наличия кадров и материальных ресурсов .

Вопросы, связанные с развитием и совершенствованием экологического дошкольного воспитания, повсеместно обсуждаются на заседаниях президиумов, пленумах местных советов Общества, на совместных коллегиях органов образования и охраны природы, на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, круглых столах и т.д.

Повсеместно создаются научно-методические центры, творческие группы ученых, практиков для изучения и внедрения положительного опыта педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников, для разработки и реализации программ, методических пособий, рекомендаций по различным направлениям эковоспитания, приобщения детей к практической природоохранной работе (в 1998 году их число составило 283). Лучший опыт работы ДОУ освещается в печати, по радио и телевидению.

В развитии экологического дошкольного воспитания большую роль играет создание в ДОУ экспериментальных площадок по внедрению инновационных методик, базовых методических центров регионов, где проводится работа по внедрению инновационных эколого-образовательных технологий, отрабатываются наиболее эффективные методы организации эковоспитания детей. В данных ДОУ создается хорошая материальная база, образцовые методические кабинеты, учебные участки, зимние сады, комнаты и уголки природы, живые уголки, мини-фермы, фито-бары, экологические тропы и т.д. .

На базе этих ДОУ для педагогических работников детских садов, родителей организуются различные формы учебы: курсы, постоянно действующие обучающие семинары, клубы по интересам, семейные гостиные, семейные мастерские, проводятся консультации, творческие встречи, открытые занятия, организуются выставки детского творчества по природоохранной тематике, проводятся научно-практические конференции и другие массовые экологические мероприятия.

Материалы смотра-конкурса свидетельствуют о творческом подходе педагогических работников дошкольных учреждений к экологическому воспитанию детей. Широко используются краеведческий аспект, народное творчество, национальные традиции. Воспитатели разрабатывают сценарии экологических праздников, экологических сказок, используя народный фольклор (песни, частушки, былины, легенды), произведения искусства (музыку, живопись). В детских дошкольных учреждениях оформляются уголки национального быта, создаются семейные мастерские, где родители вместе с детьми изготавливают поделки из природного материала, из различного бросового материала - вещей, бывших в употреблении. Развитие получили семейные гостиные, где проводятся творческие встречи, обсуждаются вопросы экологического воспитания детей .

В образовательном процессе детей дошкольных учреждений используются: занимательные занятия, игры, викторины, инсценировки сказок, различные конкурсы, развлечения, праздники, экскурсии, практическая природоохранная работа, наблюдения. Делается акцент на развитие у детей понятия о самоценности природы, о существующих в ней взаимосвязях, на воспитание у детей первоначальных навыков экологически грамотного поведения в природе и быту, бережного отношения к окружающему их миру - источнику духовного и физического здоровья, понимания своей роли и личной ответственности за сохранение природы.

Важным направлением в работе дошкольных учреждений является обеспечение физического и психологического благополучия ребенка, приобщения его к здоровому образу жизни. В экологическое воспитание включаются элементы валеологического воспитания, формируется представление о том, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье .

В рамках Всероссийского смотра-конкурса повсеместно проводились конкурсы на лучший уголок природы, лучший участок детского сада; конкурсы среди воспитателей дошкольного учреждения: «Воспитатель года», на лучший конспект занятий, авторскую экологическую сказку, сценарий праздников, игр, развлечений по экологической тематике. Улучшилось оснащение методических кабинетов, где накапливается материал по игровой и трудовой деятельности дошкольников, оформлению уголков и комнат природы, созданию экологических троп, музеев природы, зимних садов, уголков для родителей. Собраны подборки педагогической и художественной литературы, конспекты занятий, игр, сценарии экологических праздников, комплекты слайд-фильмов, диафильмов, видеокассет и прочих обучающих средств .

В помещении детских садов созданы уголки природы в группах, музей экологии, зимний сад, на участке - экологическая тропа, уголки леса и поля, огород, птичий столб, фито - огород, цветники. Для оздоровительной работы с детьми используются: физкультурный зал, кабинеты ЛФК, физиотерапии, массажа, тренажерный, фито-бар. В детских спальнях имеются люстры Чижевского, бактерицидные лампы.

На базе детских садов постоянно проводятся районные совещания, семинары, круглые столы, открытые занятия, педсоветы по проблемам совершенствования экологического воспитания дошкольников. Детский сады выступают авторами проекта «Оазис в городе», проводят работу по озеленению и благоустройству помещения и территории вокруг детского сада, умело подбирается видовой состав цветов, сажается фито - огород, где выращиваются лекарственные травы; на участке поля выращиваются кормовые растения для обитателей живых уголков, заложена экологическая тропа. В методическом кабинете накапливаете ценный методический материал в помощь воспитателю по проведению занятий, прогулок, экскурсий, наблюдений, дидактических игр, практической работы в уголках живой природы и на участке, по работе с родителями.

Большую помощь в работе ДОУ оказывают родители, участвующие во всех мероприятиях детского сада. Работа строится на принципах нового хозяйственного механизма: для осуществления уставной деятельности привлекаются источники дополнительного финансирования - средства родителей, спонсоров. Образовательный маркетинг осуществляется на основе договоров, Положения о платных услугах .

Коллективы детского дошкольного учреждения выполняют задачи: воспитание здорового ребенка в чистой экологической среде; формирование экологического сознания детей как основы экологической культуры, становление целостного отношения к собственному дому - Земле; воспитание социально-активной личности ребенка, нестандартно мыслящего и способного к осознанно-правильному поведению в природе. Для решения этих задач в детском саду созданы хорошие условия для формирования основ экологической культуры малышей.

В детских садах введена интересная форма общения детей с природой «ДУП», что означает «Доброе утро, природа!» Эта форма введена с целью создания у детей радостного настроения на грядущий день, с целью научить детей воспринимать природу, помогать ей, как живому существу, способному горевать и радоваться, болеть и выздоравливать .

Система работы по экологическому воспитанию обогащает личностные качества дошкольника, пробуждает в нем эмоциональную отзывчивость.

Ежегодно в детском саду проводится выставка «Дары природы и творение рук человеческих», в которой принимают участие воспитатели, родители, дети. Девизом выставки является: «Природа щедра к тем, кто дарит ей частичку своего сердца». Воспитание помощника - защитника природы невозможно без формирования у ребенка прочных нравственных позиций. Чтобы эта деятельность была увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой, каждый хороший поступок ребенка - маленький шажок к экологической культуре - заносится в «Именной лист» (своеобразную копилку добрых дел).

Многие детские сады активно сотрудничает со школами (совместно проводятся выставки, экологические праздники, природоохранная деятельность). В образовательном процессе детей широко используются игры: дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, подвижные; проведение простейших опытов (с водой, почвой, воздухом, растениями и др.). Дети учатся самостоятельно наблюдать, делать выводы.

Детские сады работают по реализации проекта «Работа с бросовым материалом». Дети с родителями готовят аппликации на темы «Я и природа», «Корабль и море», «Веселые ручьи», «Зимний лес»; игрушки-забавы из картона; эстампы, панно и др. .

Экологический комплекс детского сада включает экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, зону релаксации и др. На занятиях дети сочиняют экологические сказки, проводят простейшие опыты. Совместно с музыкальным работником дети готовят и проводят праздники, досуги, на которые приглашаются родители, дети других ДОУ, учащиеся гимназии.

На доступном для детей уровне рассматриваются проблемы загрязнения рек, опасность городского мусора, загрязнения воды, воздуха, почв и др. Это позволяет воспитывать гражданскую ответственность ребенка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении.

На базе ДОУ работает кружок «Природа и фантазия». Рисунки, коллажи, объемные композиции на темы природы и экологической опасности в мире отличаются разнообразием изобразительных материалов, способов передачи своего мироощущения .

Были проведены выставки, в оформлении которых большую помощь оказывают родители: «Сохраним наш мир», «У нас нет запасной планеты», «Войди в природу другом», «Соседи по планете» .

Интересно проходит выставка «Золотые россыпи помойки», которая является частью акции по проблемам утилизации городского мусора. Дети совместно с воспитателями и родителями готовят поделки из полиэтиленовых пакетов, пластмассовых и картонных упаковок, металлических баллончиков, пластиковых бутылок и других бытовых отходов и вещей, бывших в употреблении. Многие поделки, по мнению посетителей выставки, выглядят «настоящими произведениями искусства».

Ярким праздничным мероприятием была выставка «Чудо - птица», приуроченная ко Дню птиц. Посетителей выставки поражала фантазия взрослых и детей: в работе были использованы различные материалы - бумага, лоскутки материи, скорлупа яиц, нитки и многое другое. Детский сад является активным членом автозаводского клуба «Экология», совместно проводятся дни города, дни улиц микрорайона. Дети совместно с родителями участвуют в озеленении и благоустройстве своего микрорайона, стремятся сделать его экологически чистым и красивым.

Детские сады ведут работы по экологически грамотному озеленению помещений и территорий детских садов с учетом физико-географических условий микрорайонов. Проводятся мониторинга питания, водоснабжения, санитарно - гигиенического состояния помещений и территорий дошкольного учреждения, создаются «Экологические паспорта детских садов».

Несмотря на финансовые трудности, в 36 организациях Всероссийского общества охраны природы с привлечением средств от местных экологических фондов, спонсоров издавались книги, брошюры, плакаты, буклеты и другая наглядная агитация по экологическому воспитанию дошкольников, в помощь работы в ДОУ : программы по экологическому воспитанию дошкольников «Зеленый мир», «Гармоническое развитие личности ребенка средствами экологического, санитарно - гигиенического образования»; приложение к программам «Дидактический материал по экологии»; брошюры «Стихи, загадки, шарады, ребусы», «Календарь русской природы», «Стихи и загадки о растениях», «Стихи и загадки о животных», «Экологическая сказка для детей», «Экологический вестник», «Практические задания по экологии», «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников», «Животные, подлежащие охране», «Мы с тобой, природа» (сценарии массовых экологических мероприятий), «Люблю тебя, мой край родной» (конспекты экологических занятий в помощь педагогам ДОУ), «Я хочу дружить с природой»; книги «Игры-викторины», «Природные богатства края», учебно-дидактическое пособие «Про зеленые леса и лесные чудеса». Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается .

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Детский фольклор - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе . Первое направление - это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми. Второе направление - выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д. Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша .

Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам. Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.). Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3 аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная .

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям! Дошкольников следует воспитать таким образом, чтобы они осознали себя единым целым с тем миром, что окружает их, задумались о хрупкости этого мира, пронесли через всю жизнь желание находить разумные компромиссы между стремлением человека к техническому прогрессу и необходимостью защищать природу от последствий неразумного вторжения людей. Дети должны научиться наблюдать природу, приобрести навыки выращивания растений в открытом и закрытом грунте. На занятиях на доступном возрасту дошкольников материале следует рассматривать закономерности взаимоотношений живых организмов, специфику механизмов, поддерживающих устойчивость экологических систем, проблемы взаимоотношений человека с окружающей природой, пути решения этих проблем. Дети узнают, как изменялись взаимоотношения человека и природы в разные периоды существования человечества. Познакомятся с отечественными и зарубежными писателями, поэтами, философами, научными деятелями, писавшими о природе, о взаимоотношениях людей и природы. Теоретическая и практическая деятельность должна ориентировать детей на разумные, экологически обоснованные поступки, рациональное использование знаний о природе и активное участие в охране окружающей природной среды. Дети получат практические навыки выращивания овощных, цветочных, плодовых культур, разумного природопользования .