Грузинский национальный костюм рисунок. По заявкам: грузинский национальный костюм. Почему вы решили заниматься именно чохами

Костюмы разных стран всегда связаны с историей и легендами. Они несут в себе богатство традиций и память о давно ушедших в небытие временах. Грузинский национальный костюм не ограничивается определенными критериями. Ведь в разных регионах Грузии есть свои особенности и нюансы, применяемые к одежде. Есть повседневные и праздничные, женские, мужские и детские наряды.

Женщины

Грузинский женский костюм отличается особой женственностью и грациозностью, уникальными деталями. Грузинские платья длинные, нарочито подчеркивающие талию, руками мастериц были отделаны золотистой тесьмой, бисером, жемчугом, вышивкой. Лиф плотно облегал. А неизменный атрибут – пояс выполнялся из бархата или шелка, концы вышивались золотом и легкими лентами ниспадали по всей длине юбки.

На фото древних времен в Тбилиси радужных расцветок не рассмотришь. Но на самом деле они были разными. От скромных и вполне классических белого и черного, до ярких – синего, зеленого, желтого, красного. Верхняя одежда грузинских женщин – катиби шилась из шелка или бархата. А подкладку из войлока утепляли стеганой ватой или мехом.

Мужчины

Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.


Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).

Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

Воинственный гордый народ был обязан носить при себе оружие дабы суметь в любой момент защитить честь и достоинство. Даже небогатые старались приобрести кинжал, который был гордостью грузина. Более знатные дворяне в особенных случаях надевали на пояс саблю и пистолет.

Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Одежда Грузии выглядит элегантно, подчеркивая широкие плечи грузинского мужчины. Интересен и рационален аджарский костюм. В нем нет лишних деталей, он не сковывает движений и очень практичен. Он состоит из рубахи, уникально скроенных штанов.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Свадебный наряд

Грузинская национальная одежда для торжества в мужском варианте представляет собой белую льняную рубашку, брюки и черкеску. На рубаху надевался расшитый золотом плащ. Штаны отшивались из кашемира или дубль-сатина. Черкеска делалась из приборного сукна или шерсти. Пояс украшался серебром и обязательным кольцом для кинжала. А рукоятка оружия была отделана под слоновую кость. Данный акцент подчеркивает особую мужественность грузина.

Женское платье для шилось из шёлка или атласа. Сейчас цветовая палитра не ограничивается белым цветом, в отличие от древних времен. Популярные расцветки широкого спектра, но мягких тонов – голубых или розовых. Рукава широкие, двойные. Данный элемент мог подчеркнуть плавность движений главной героини праздника.

На талию грузинки шился роскошный пояс с рисунком, орнаментом, но обязательно однотонный с платьем. Нижние рукава и грудь вышивались шелком, бисером и золотом. Открытые рукава и концы пояса отделывали серебром.

По крою свадебные платья были многим похожи на повседневные. Богатое убранство и отделка, вот то, что отличало праздничный наряд. Фата у кавказских девушек необычная. На голову невесты надевали бархатную шапочку, а под низ легкий ажурный платок, который прикрывал лицо. Он обрамлялся изящным кружевом. Ободок расшивали мелким жемчугом, шелком, золотом.

* о традиционной грузинской одежде, не удержалась. Выкладываю ее здесь. Этим постом начинаю продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому. Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах. Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:) Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю. Обновлено 26/02/11 21:46 : Работы грузинского ателье Самосели пирвели - Одеяние первое. Художники ателье работали с экспонатами музеев, частными коллекциями и воссоздали эти модели, которые можно носить и сейчас 1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками. 2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками. 3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев 4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра. 5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра. Обновлено 26/02/11 21:46 : 6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском. 7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков. 8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом. 9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой. 10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой. Обновлено 26/02/11 21:46 : 11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки. 12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи - сделан из бархата и расшит бисером. 13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца. 14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили. 15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками) 16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию) 17. Дворянское женское платье. Шелковое или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой 18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца 19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули. Обновлено 26/02/11 21:47 : 20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги. 21. Гурийско-аджарская мужская одежда чакураБархатная куртка украшена золотой крученой тесьмой и кантом. Ахалухи (сорочка) из атласа. Головной убор -папанаки-расшит золотом. Кушак узорчатый. Поверх кушака широкий кожаный пояс, за который затыкается огнестрельное и холодное оружие. На поясе также кожаный кошелек и кожаная пороховница. Брюки заправлены в кожаные сапоги. 22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда чакураБархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги 23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье. 24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги. 25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена) Обновлено 26/02/11 21:47 : 26. Традиционная общегрузинская мужская одежда. Серая шерстяная чоха с закрытым воротником-стойкой, нагрудными карманами. Поверх носится кабалахи- деталь одежды из тонкой шерсти, расшитое или орнаментированное. Обычно носится на плечах, связывается тесьмой. Легко превращается в головной убор, защищающий всадника от ветра, холода и пыли. 27. Витрина дизайн-студии по адресу Грузия, Тбилиси, проспект Чавчавадзе, 22. Телефоны указаны. Принимаются заказы. Цены не маленькие, но оно того стоит. 28. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец. 29. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги:)) 30. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата. 31. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили. 32. Чакура №4. Гурийско-аджарская мужская одежда. Отличается цветом и высотой сапог Обновлено 26/02/11 21:48 : *Мария Эксер, сценарист, живет в Тбилиси, работает на телевидении. Бонус: небольшое видео от грузинского ансамбля Erisioni Обновлено 26/02/11 22:05 : Видео из ателье: Обновлено 26/02/11 22:06 .

: По заявкам: грузинский национальный костюм

"Этим постом продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому.
Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах.
Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:)
Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю"...

1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.


23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.

Грузинская национальная одежда

Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах. Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое".

Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:) Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю.

Работы грузинского ателье Самосели пирвели - Одеяние первое. Художники ателье работали с экспонатами музеев, частными коллекциями и воссоздали эти модели, которые можно носить и сейчас.

1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.

3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев.

4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра.

5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра.

6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском .

7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков.

8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом .

9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой.

10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой.

11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки.

12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи - сделан из бархата и расшит бисером.

13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца.

14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили.

15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками).

16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию)

17. Дворянское женское платье. Шелковое или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой

18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца.

19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули.

20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги.

21. Гурийско-аджарская мужская одежда чакура - Бархатная куртка украшена золотой крученой тесьмой и кантом. Ахалухи (сорочка) из атласа. Головной убор -папанаки-расшит золотом. Кушак узорчатый. Поверх кушака широкий кожаный пояс, за который затыкается огнестрельное и холодное оружие. На поясе также кожаный кошелек и кожаная пороховница. Брюки заправлены в кожаные сапоги.

22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда чакура - Бархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги.

23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.

24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги.

25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена).



Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/moda/26301_gruzinskaya_nacionalnaya_odezhda

26. Традиционная общегрузинская мужская одежда. Серая шерстяная чоха с закрытым воротником-стойкой, нагрудными карманами. Поверх носится кабалахи- деталь одежды из тонкой шерсти, расшитое или орнаментированное. Обычно носится на плечах, связывается тесьмой. Легко превращается в головной убор, защищающий всадника от ветра, холода и пыли.

27. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец.

28. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги:))

29. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата.

30. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили.

31. Чакура №4. Гурийско-аджарская мужская одежда. Отличается цветом и высотой сапог.

по материалам Марии Эксер, (сценарист, живет в Тбилиси, работает на телевидении). Бонус: небольшое видео от грузинского ансамбля.

Тбилиси, 30 июня /Синьхуа/ - Грузинскую чоху можно рассматривать как один из типичных образцов народного костюма, который наилучшим образом объединяет в себе традиции, фольклор, ремесло и престиж. Чоха представляет собой не только мужское одеяние, как это принято считать. В некоторых частях страны женщины также носят чоху, сшитую специально для них. Как и большинство традиционных костюмов в целом ряде стран, чоха из повседневной одежды, берущая свое начало с конца 9 века, превратилась в наши дни в одежду для торжественных и официальных мероприятий. Впервые чоха появилась в горных деревнях Южного Кавказа, ее название пришло из персидского языка как отпечаток давней персидской экспансии в регион. Персидское слово "чоха" означает "материя для одежды" и в дальнейшем употреблялось для обозначения тканей, используемых для изготовления чохи. Некоторые историки утверждают, что слово "чоха" на самом деле происходит из тамильского наречия индийского языка. В грузинском языке чоху в основном называли и называют словом "талавари".

Будучи изначально грузинскими, чохи служили одеянием в тот или иной промежуток истории азербайджанцам, туркам, казакам и русским, благодаря легкости в носке и комфорту, который обеспечивала эта одежда в долгие зимние дни. Термин для обозначения названия этого наряда у каждого народа был свой: русские и казаки называли чоху "черкеска" или "швах-циа", что означает "черкесское одеяние" или "покрывало для всадников"; эмигранты черкесского происхождения называли чоху "циа" или "фаша", что означает "из ткани", или "вам подходит". Изготовляемые ранее из овечьей или верблюжьей шерсти, а теперь из хлопка или порой из искусственных тканей, чохи представляют собой плотную тяжелую верхнюю одежду, приталенную, со свободно ниспадающим подолом. Они застегнуты спереди сверху до талии, и имеют декоративные вставки в виде декоративных газырей на груди; свисающие с кожаного пояса миниатюрные серебряные аксессуары и грузинский булат /меч или кинжал/ из дамасской стали довершают весь наряд. Длинные рукава чохи являются скорее декоративными, нежели функциональными, так как они фактически покрывают руки до тыльной стороны ладоней и могут быть подобраны при необходимости до плеч как своеобразный шарф, подчеркивающий декоративный стиль и характер одеяния.

В 20-е годы прошлого века чоха стала редкостью на грузинских улицах. Представляемая в наши дни только на народных и традиционных мероприятиях, таких как свадьбы или похороны, чоха стала скорее символом национальной принадлежности, нежели повседневной одеждой для народа, который сделал свой выбор в пользу повседневной одежды западного стиля, нежели воскресных нарядов. Чтобы возродить традиционные костюмы или хотя бы напомнить грузинам об их традициях, два друга, Леван Васадзе и Луарсаб Тогонидзе, в 2010 году открыли мастерскую-ателье по пошиву чохи, расположенную вдоль одной из самых оживленных коммерческих улиц Тбилиси. "Дизайн большинства разработок создан по старым фотографиям", признался Луарсаб Тогонидзе, "и чохи, созданные в мастерской, повторяют модели 18-19 веков".

Клиентура магазина Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе - это грузины, почитающие свои традиции и иностранные гости, которым по душе этот стиль. Пять или семь заказов на чоху в день - это неплохой показатель для мастерской, которая специализируется на изготовлении традиционных национальных костюмов и находится вблизи оживленных модных магазинов, которые продают одежду почти всех западных брендов. "В этих древних одеждах мы ясно видим характер наших предков, стиль их жизни и их природу", добавил Луарсаб Тогонидзе, нынешний генеральный директор ателье. "Я не хочу придавать чохе некий сакральный смысл, но она однозначно имеет определенную метафизическую силу". На недавнем промоушн-показе свадебных нарядов и платьев в центре Тбилиси мастерская Левана Васадзе-Луарсаба Тогонидзе предложила свои традиционные свадебные чоха-наряды и платья, которые привлекли пристальное внимание на однодневном дефиле.

Более половины чохи покупаются в Тбилиси для свадебных церемоний. Что касается цвета чохи, иностранные гости выбирают пурпурный, в то время, как местные жители придерживаются традиционных цветов - черного и белого. Другие стандартные цвета - серый, бордовый и синий. Черный цвет чохи ассоциируется в Грузии с представителями грузинской знати или Орденом чоханосцев, который представляет элитную часть грузинской социальной иерархии, таких людей, как военные генералы, национальные и региональные герои, поэты и те, кто известен выдающимися заслугами перед своим народом. Хотя не все дворяне были членами Ордена Чоханосцев, черный цвет их одеяния отображал в большей степени социальный статус в 18-19 веках. В последнее время чоха стала свидетелем второго рождения и даже ренессанса в Грузии, куда она возвращается не только в качестве нарядов для свадеб, но и для других церемониальных и даже официальных событий, таких как государственные приемы. Представитель всегрузинского Общества чоханосцев Резо Сулава убежден: "Когда вы любите свою чоху - вы любите свою страну, когда вы любите свою страну - вы любите свои традиции".