Заучивание скороговорки цель. Чем полезны скороговорки? Правильная речь: функции скороговорок

Республика Татарстан

Тукаевский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнесуыксинкая СОШ»

Методический материал по русскому языку.

«Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.»

УМК «Школа России»

подготовила

учитель начальных классов

Ахметзянова Минзиля Насимовна.

2011 год

Методический материал

Цель: творчества.

Задачи:

    развитие речи учащихся;

    воспитание любви к чтению.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.

Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.

Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.

У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет восстребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.

Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.

В скороговорках нет чепухи, небылицы. Скороговорки представляют картину знакомого ребёнку реального мира.

Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.

Работу со скороговорками начинаю ещё в букварный период при изучении букв и звуков. Например, при изучении темы «Звуки [п] [п , ], буквы Пп» использую скороговорку

Пётр Петров Пошёл погулять, Поймал перепёлку, Пошёл продавать. Просил полтинник, Получил подзатыльник.

Или при изучении темы «Звук [щ , ], буквы Щщ»использую скороговорку

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи. В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Работа продолжается на уроках литературного чтения. Например, во втором классе.

Фрагменты уроков

Урок № 3 Тема: Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы Цель: продолжить знакомить детей с малыми жанрами фольклора. Задачи:
    научить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать внимание, память, логическое мышление.
    Организационный момент Проверка домашнего задания Постановка цели урока
Учитель: - Прочитайте эти слова снизу вверх

Учащиеся: Добры бобры идут в боры

Учитель:

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

Догадались что это такое?

Учащиеся:

Скороговорки

Учитель:

Ну, конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением. (Используются любые скороговорки на усмотрение учителя)

4.Работа по теме урока

Учитель:

Какие ещё скороговорки вы знаете? (Дети называют скороговорки, а учитель записывает их на доске)

Учащиеся:

Медленно по слогам, медленно словами, а потом всё быстрее и быстрее, но правильно.

Чтение скороговорок с доски.

Учитель:

Для чего нужны скороговорки?

Учащиеся:

Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

Урок № 84

Тема: Скороговорки

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

Задачи:

    развитие речи учащихся;

    формирование техники беглого чтения;

    воспитание умения работать в группе.

Урок проводится в виде игры. Класс делится на три команды (по количеству рядов)

Конкурсы:

    Закончи скороговорку;

    За определённое время разучить и рассказать скороговорку;

    Кто больше прочтет скороговорок за 1 минуту;

    Чья команда назовёт больше скороговорок, не повторяясь;

    Узнать скороговорку по рисунку.

Кроме этого, использую почти на каждом уроке литературного чтения скороговорки для речевой разминки.

Также использую скороговорки на уроках русского языка. Например, во 2 классе при изучении темы «Имена собственные».

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле.

Здесь дети наблюдают, почему слова «Поли в поле» в предложении пишутся то с прописной, то со строчной буквы.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать.

Используемая литература:

    Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях, часть 2. М.: Просвещение, 2007 г., 223 с.

    Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.

Цель. Совершенствование звуковой стороны речи.

  • Развитие интереса к правильной речи.
  • Улучшение дикции у дошкольников.
  • Формирование интонационной выразительности речи.
  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фишки, две корзины, мяч, магнитная доска с буквами, две пиктограммы-смайлики (грусть и веселье).

Подготовительный этап.

В процессе подготовки к конкурсу скороговорок родителям совместно с детьми предлагается выполнить домашнее задание – выучить наизусть по одной скороговорке, выбранной самостоятельно по желанию, сделать иллюстрацию или поделку к данной скороговорке.

Организационный момент.

Дети заходят и рассаживаются по командам на стулья, стоящие напротив друг друга. Презентация . Слайд 1.

Логопед. Давным-давно, много лет тому назад, в Древней Руси жили люди, которые ради смеха и забавы придумали быстро проговаривать предложения и трудные фразы. Так появились скороговорки. Мы с вами используем скороговорки для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить.

Сегодня мы проводим конкурс скороговорок. Участвовать в конкурсе будут две команды “Болтунишки” и “Говорунишки”. Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.) Всего в конкурсе пять заданий. За каждое правильно выполненное задание участники или команда получают фишки, в зависимости от оценки жюри. Для каждой команды приготовлено две корзины, в которые жюри будет складывать фишки. В конце конкурса подсчитывается количество фишек, заработанных каждой командой, и выявляется победитель.

Разминка для язычка. Артикуляционное упражнение “Лошадка”. Цокать 3 раза улыбаясь, 3 раза – с вытянутыми слегка губами. Сначала одна команда, затем другая.

1. Задание. “Игра с мячом”.

Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко и четко и передать мяч следующему участнику.

Жюри оценивает команды. Лучшая команда получает фишку.

2. Задание. “Домашнее задание”

Логопед. К сегодняшнему конкурсу вам предлагалось вместе с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку, нарисовать к ней рисунок или подготовить поделку.

На экране последовательно появляются иллюстрации к скороговоркам, приготовленные родителями совместно с детьми в домашних условиях. Дети узнают свои заготовки, выходят и рассказывают выученные скороговорки. Сначала медленно, четко проговаривая все слова, чтобы смысл был понятен окружающим, затем в быстром темпе. Слайд 2–7.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды. Слайд 8 (Заставка).

3. Задание “Отгадай скороговорку по картине”.

Логопед. Сейчас вы увидите картину, рассмотрите ее внимательно. Кто отгадает скороговорку, выходит и рассказывает ее четко и правильно.

Жюри оценивает каждого участника. За каждую правильно рассказанную скороговорку команда участника получает фишку.

На экране иллюстрации к скороговоркам. Слайд 9–12.

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. На дворе – трава, на траве – дрова

3. Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека цап.

4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слайд 13.

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)
Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)
У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)
А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)
Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

4. Задание “Отгадай звук”.

Логопед. Для выполнения данного задания нужно внимательно послушать скороговорку и определить, какой звук в ней встречается чаще всего, затем найти соответствующую букву и прикрепить ее на магнитную доску. Слайд 14 (Заставка).

Жюри оценивает каждую команду.

Дети выставляют буквы на магнитную доску, на которой уже имеются гласные буквы.

Логопед. Внимательно посмотрите на эти буквы и составьте из них слова.

Динамическая пауза “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев. Слайд 15.

У зайки Бубы (руки над головой)
Заболели зубы
Заболели зубы (руки перед собой, слабое сжимание и разжимание пальцев рук)
У зайки Бубы (руки над головой, прыжки на месте)

5. “Выразительные скороговорки”.

Детям предлагается послушать два музыкальных отрывка и сказать, что они чувствуют, какие испытывают эмоции, когда слышат эту музыку (грусть , веселье ). Слайд 16.

Логопед. Скороговорки нужно уметь произносить не только четко и быстро, но и выразительно.

На экране иллюстрация скороговорки. Слайд 17.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

Логопед. Нужно произнести скороговорку дважды: один раз весело, второй раз грустно. При этом, не забывая о быстром темпе произнесения. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды.

Участникам выдаются две пиктограммы-смайлики: грусть и веселье.

Жюри оценивает каждого участника. Участник получает фишку для своей команды.

Итог. Наш конкурс подошел к концу. Сейчас мы узнаем, какая команда победила. Слайд 18.

Подсчитывается количество заработанных фишек у обеих команд и объявляется команда-победитель.

Логопед. Ребята, вы все сегодня очень старались. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас команды награждаются сладкими призами.

Литература

  1. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. – М.: Астрель, 2012.
  2. Косинова Е.М. Говорим правильно и красиво. – М.: Эксмо. 2003.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. СД № 1, трек № 1, № 31.– М.: 2009.

В этой статье:

В период дошкольного возраста каждый малыш осваивает азы родного языка. Успех его языкового развития зависит от того, насколько часто с ним общаются носители родного языка: родители, друзья, педагоги младших дошкольных учреждений. Первые успехи ребёнка в освоении им родного языка базируются на его подражании разговорной речи, которую он слышит от окружающих его людей.

Нельзя не сказать и о том, что русский язык – один из богатейших в мире языков и представлен не только в живой разговорной речи, но и в блестящей литературной русской классике, в устном народном творчестве. К жанрам русского устного народного творчества относятся, среди прочих, загадка , потешка , пословица , сказка и скороговорка . Синтез разговорного языка и произведений народного творчества оказывает огромное влияние на восприятие, понимание, усвоение и воспроизведение ребёнком русского языка. Сочетание живого разговорного языка с жемчужинами русского фольклора – это уникальный инструмент для приобретения им необходимых навыков и познаний русского языка.

Развиваем речь: значение фольклора

Для русского фольклора характерно сочетание слова, музыкального ритма и напевности, что имеет огромное значение в развитии речевых навыков у детей. Его культурно-историческая ценность входит в основу воспитательных процессов. В русской педагогике фольклор и народное творчество издавна и активно используется в системе
образования дошкольников. Знакомство с ними с ранних лет открывает перед ребёнком мир, базирующийся на общечеловеческих нравственных и культурных ценностях.

Дошкольный период – это важный этап развития, на котором дети активно осваивают разговорную речь, изучают в устной форме все стороны родного языка. Это вызвано необходимостью общения человека с другими людьми и его желанием открыть миру собственное мировоззрение. Для того чтобы ребёнок качественно овладел азами родного языка, необходимо играть с ним в разнообразные игры, используя методики, с помощью которых игровой и познавательный процесс будет вызывать у него интерес. Наряду с загадками и поговорками, малыши очень любят произносить скороговорки.

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Происхождение и особенности скороговорок

Зародившись на этапе развития Старой Руси, ещё во времена глубокой древности, скороговорки принадлежали к группе
фольклорных произведений для взрослых. Они несли в себе отпечаток мировоззрения, культуры и истории народа.

Изучая сборники произведений устного фольклора, можно заметить, что общее число скороговорок заметно уступает сборникам произведений других жанров устного народного творчества. В этих источниках сложно найти саму трактовку понятия «скороговорка». Если говорить о времени их возникновения, то, изучая имеющиеся материалы, сохранившиеся до наших дней, можно лишь сделать вывод, что первые скороговорки появились очень и очень давно.

Первые собрания скороговорок

Владимир Даль – русский лексикограф, этнограф, писатель, военврач и любитель русского фольклора, автор Толкового словаря, над которым он трудился на протяжении 53 лет, впервые опубликовал сборник скороговорок в своём хрестоматийном труде, выделив этой теме целый раздел. Он не только попытался систематизировать весь собранный по этой теме материал, но и обозначил его конкретным научным термином.

Примечательно, что
из всех произведений народного фольклора, собранного Далем, 30 тысяч составили пословицы и загадки, а скороговорок насчитывалось всего 49. Из них лишь 5 можно отнести к «детской» тематике, остальные, согласно их смысловому значению, были ориентированы на взрослую категорию людей.

Владимир Даль дал первое определение скороговорке, вложив в него особый смысл. Он был убеждён, что такие произведения фольклора должны обязательно использоваться в процессе обучения детей. Свою точку зрения ученый обосновал тем, что скороговорке присущи особые сочетания букв и звуков, затрудняющие произношение и играющие важную роль в коррекции детского речевого аппарата. Обучая малышей, следует не только добиваться быстрого темпа произношения скороговорок, но и следить за чистотой произношения всех звуков и букв, которые их составляют.

Классификация скороговорок

Анализируя разновидности скороговорок, можно заметить, что все они отличаются своей длиной, сложностью буквосочетаний, повторов букв и
произношением звуков, несут разную смысловую нагрузку.

В наше время качественно развить речь у детей и взрослых можно посредством скороговорок, построенных с акцентом на один или несколько сложных звуков. Подобные тексты нашли своё применение в практике логопедов и в обучающих программах методистов/воспитателей, работающих в детских дошкольных учреждениях. Занимаясь с детьми, огромное значение они придают дикции, отработке и постановке правильного произношения звуков. В этом случае комплекс скороговорок разделяют на две категории:

  • Сложные (рассчитанные на взрослую аудиторию);
  • Простые (используемые в детских обучающих программах).

Это интересно!

По своему строению и содержанию некоторые скороговорки очень схожи с другими произведениями фольклорного творчества. Между пословицами, прибаутками, поговорками и скороговорками есть много перекликающихся общих признаков, но хватает и характерных особенностей, отличающих их между собой.

Правильная речь: функции скороговорок

Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм, принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный интерес.

Наиболее тяготеют к скороговоркам дети 2-6 лет. Им нравится использовать языковые формы, которые хорошо звучат и поддаются быстрому произношению. Осваивая родной язык, они не только изучают новые слова, но и отрабатывают навык произношения различных буквосочетаний.

Следует отметить, что занятия по артикуляции необходимы не каждому малышу.
К примеру, дети, владеющие отлично функционирующим и гибким речевым аппаратом, не нуждаются в таких занятиях, но именно они проявляют большой интерес к произношению сложных скороговорок.

Малыши, которые имеют логопедические проблемы, нуждаются в занятиях и упражнениях, развивающих речь, но не любят произносить скороговорок. Самое главное в работе с ними – это не переусердствовать, чтобы не вызвать
разочарование или отвращение к подобным занятиям.
Такие детки нуждаются в словесном поощрении, поскольку произношение сложных звуков им даётся с большим трудом. Их артикуляционный аппарат недостаточно или неправильно развит, поэтому плохо функционирует, у них чаще наблюдаются различные дефекты дикции. Вследствие этого такие дети обладают маленьким словарным запасом, часто не понимают смысла произносимых ими текстов.

В любом случае, запоминание и произнесение скороговорок рекомендуется и детям с хорошо развитым речевым аппаратом, и малышам, у которых есть проблемы с речью. Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития малыша и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и воспитательного процессов:


Особенно эффективным использование скороговорок является в тех случаях, когда у детей выявляется ряд артикуляционных расстройств с первичной моторной природой. К таковым чаще относят следующие виды речевой патологии:

Проговаривание простых и сложных скороговорок также позитивно сказывается на лечении детей с другими формами речевой патологии. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы ребёнок произносил скороговорку технически правильно.

  • Скороговорка должна произноситься спокойно и плавно, в течение одного медленного и длительного выдоха;
  • Быстрый темп произношения скороговорок в этом случае должен быть исключен;
  • Техника произношения должна быть направлена на чёткое и чистое проговаривание всех букв и звуков, составляющих предложение.

Сложности проговаривания скороговорок у детей являются важным диагностическим критерием в практике детской логопедии. При обследовании малыша специалисты обычно используют скороговорки двух типов.

В процессе работы с ребёнком специалист выявляет, скороговорка какого типа вызывает у него затруднения в произношении и какие из церебральных систем при этом у него наиболее страдают:

  • Кинестетические (вызывающие дефекты в произношении сложных звуков);
  • Премоторные (нарушающие процессы быстрого переключения между звуками).

Учитывая, что скороговорка является сложным речевым материалом для проговаривания, перед тем как их использовать, ребёнка необходимо подготовить к этому. Всем малышам нравится повторять смешные предложения, которые также помогут им совершенствовать свою речь и развивать речевой аппарат:


Эти упражнения помогут сформировать у ребёнка выразительную, понятную окружающим и осмысленную речь. Они закрепят у него навык правильного понимания смысла и запоминания произносимых слов.

В случае, когда малыш не справляется с поставленной задачей, не следует ругать его или жестко требовать чистоты произношения скороговорок. Посмейтесь с ним над тем, какие смешные предложения он произносит. Доверительные и дружеские отношения между вами – залог позитивного результата в будущем. Ребёнок обязательно справится с произношением даже самых сложных скороговорок при регулярных тренировках и вашей поддержке.

Как правильно работать со скороговорками

Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.

Чтобы речь малыша была
размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:

  • выработать правильное произношение;
  • научиться управлять собственным голосом;
  • улучшить дикцию;
  • обогатить словарный запас;
  • развить память;
  • красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.

Выбираем скороговорку для ребёнка

Этот процесс требует тщательной подготовки, поскольку необходим только тот материал, который разрешит конкретную речевую проблему малыша. С этой целью вам необходимо:

  1. Выбрать несколько скороговорок с теми буквосочетаниями, которые ребенок не умеет произносить правильно и чётко.
  2. Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения, обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его памяти и будут мешать разучиванию. В
    данном случае необходимо попытаться объяснить ему смысл скороговорки или показать его в виде рисунка:
  3. Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в предложении.Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не забывайте, что у вас есть совсем иная цель.

    Игры для развития дикции

    Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если его проводят в игровом порядке. Существует несколько видов игр, которые не только понравятся вашему ребёнку, но и помогут ему быстрее освоить технику проговаривания скороговорок.

    • Игра в суфлёра

    Суть этой игры заключается в том, чтобы малыш шепотом смог произнести скороговорку, не «потеряв» ни одной её буквы или звука. Следите за силой звуков, которые
    произносит малыш: они должны быть разборчивыми для вас на расстоянии 2-3 метров от него.

    • Читаем по губам

    В этой игре один человек беззвучно произносит скороговорку, а другой по движению его губ должен определить, какую именно скороговорку он прочитал. Меняйтесь с ребёнком местами: пусть он и угадывает, и сам произносит слова.

    • Актёрское мастерство

    Выбрав одну скороговорку, предложите ребёнку по-разному произнести её несколько раз. Пусть он сначала прочитает её тихо, затем громко, нараспев, с усилением темпа и с замедлением. Предложите ему менять речевую интонацию и темп, прочитав скороговорку от имени «мышки», «волка», «комарика» или «медведя». Это игровое упражнение способствует не только лучшему запоминанию и проговариванию скороговорок, но и учит малыша владеть своим голосом, это правильный путь для развития его индивидуальности.

    • Игра в мяч

    Это методика разучивания скороговорок базируется на игре с мячиком, когда малыши хором и по слогам проговаривают скороговорку и перебрасывают друг другу мяч на каждом слоге. Можно разнообразить этот игровой процесс, снабдив мячиком каждого малыша, чтобы он подбрасывал мяч вверх, произнося каждое слово в скороговорке.

    • Игра на результат

    Условием такой игры является, например, чёткое и правильное проговаривание одной скороговорки 3-5 раз подряд. Поощрение ребёнку при выполнении условий игры вы можете продумать самостоятельно.

    • Игра в «дразнилки»

    Мы часто ругаем детей за то, что они дразнятся и кривляются. Наши замечания оправданы с воспитательной точки зрения, но не совсем правильны, если у ребёнка есть проблемы с речью.

    Передразнивая кого-либо, малыш совершает движения губами и языком, которые можно отнести к элементам артикуляционной гимнастики. К примеру, детям, у которых при рождении была установлена такая патология, как короткая уздечка языка , рекомендуется обычно специфическая гимнастика языка.

    Она заключается в высовывании языка и вращении им во все стороны. Ребёнку предлагают дотянуться кончиком языка до своего подбородка или кончика своего носа. Банальная «дразнилка» может быть полезной и нужной. Правда, родители должны попытаться объяснить ребёнку, что это не закономерность, а вынужденная мера, что в обществе кривляться не принято.

    • Гимнастика губ и языка

    Для улучшения дикции у детей и быстрого осваивания ими техники правильного проговаривания скороговорок разработаны методики артикуляционной гимнастики. В них входит комплекс специальных упражнений, направленный на устранение тех или иных дефектов дикции.

    Если ваш ребёнок нуждается в помощи специалиста, обратитесь к логопеду. Врач не только точно установит причину нарушений речевого аппарата или некачественной дикции у вашего малыша, но и подберёт для него необходимую методику артикуляционной гимнастики. Это особенно важно, если у малыша есть признаки развития дефектов дикции.

    Принцип разучивания скороговорок – от простого к сложному. Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат, в результате чего у ребёнка будет правильно формироваться речевой аппарат, улучшится качество его речи и дикции. Это сложный и долгий процесс, к которому ребёнка следует подготовить, а затем поддерживать его интерес, чтобы добиться поставленной цели.

Консультация для родителей ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"

Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке, то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.
Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок . При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Развиваем речь с помощью скороговорок.
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и родителям.
Что такое скороговорки?
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным!

Ирина Липухина
Конспект НОД «Поиграем в скороговорки»

Конспект НОД по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста.

Тема «Поиграем в скороговорки » .

Цель : учить детей отчётливо произносить скороговорки , формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Задачи :

Образовательные : учить детей правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки , вырабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие : развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные : воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат : в ходе НОД у детей повысится интерес к устному народному творчеству, умение правильно произносить слова, фразы, скороговорки ; дети получат положительный опыт коллективного взаимодействия;

Предварительная работа : чтение и разучивание скороговорок , составление альбома «Гимнастика для пальчиков и языка» , «Чудо-загадки» .

Используемое оборудование : конверты с картинками-подсказками, мяч, цветок с разноцветными лепестками, геометрические фигуры для деления на команды.

Словарная работа : чистоговорки, скороговорки , быстро, понятно.

Предпосылки УУД : умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя; участвовать в совместной деятельности.

Педагогические технологии : игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Ход НОД:

Воспитатель. Дети, любой из вас без труда произнесет слова «мама» или «папа» , потому что звуки в этих словах лёгкие для произношения, они под силу даже маленькому ребенку. Но не каждый выговорит слова, в которых есть трудные звуки. Чтобы этому научится, мы с вами занимались с чистоговорками. Но их можно произносить не торопясь, главное- четко произносить все слова и звуки. А чтобы научится ещё и быстро проговаривать слова с трудными звуками, придумали специальные упражнения- скороговорки , что значит «скоро , быстро» . Как называются эти упражнения (ответы детей)

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно внятно

Чтоб было всем понятно

Воспитатель. Вначале скороговорки обычно очень легкие . Давайте вспомним их. Для этого у меня есть для вас подсказки - вот такие волшебные и загадочные конверты (дети подходят к столу берут конверты в них картинка- подсказка) .

Ребёнок рассматривает картинку, вспоминает скороговорку и проговаривает её . Затем приговаривают её 2-3 человека.

Шла Поля по полю,

Рядом кони топали.

Стрекочет сорока

На сосне высоко.

Лежит ёжик у ёлки,

У ежа иголки.

Мишка в снежную метель

Миску мёда съесть хотел.

Маленькие мышки

Мыли с мылом миски.

Ира с Игорем играл,

И игрушки разбросали.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо проговариваем скороговорки . А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру , которая называется «Мяч эмоций» .

Вы должны будете произнести скороговорку с той интонацией , которую я вам назову. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг.

Ход игры. Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч ребенку и называет одну из эмоций. Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией (дети садятся на стулья) .

Воспитатель. Легкие скороговорки мы с вами вспомнили , но чем дальше, тем скороговорки сложней .

И поможет их нам вспомнить вот этот необычный цветок (на лепестках которого изображены картинки) .

Дети открывают лепесток и читают скороговорку . 2- 3 человека повторяют её. Ребята будьте внимательны скороговорки могут быть и очень трудные.

Божью коровку

Закрыли в коробку.

Ты открой коробку,

Освободи коровку.

Две очень умных мышки,

С утра читали книжки.

И за день эти крошки,

Изгрызли книжки в крошки.

В кладовке кадушки.

В кадушках квакушки.

Квакнули квакушки,

Лопнули кадушки.

Миску мишке предложили,

Мяса в миску положили.

Мишка мясо лапой мял,

Мишка мяса есть не стал.

Залечил однажды зубр,

В зоопарке зебре зуб.

И теперь, как встретит зубра,

Зебра зубру скалит зубы.

Воспитатель. Молодцы! Чтобы четко и быстро проговаривать скороговорки , тренироваться надо каждый день, как хорошим спортсменам. Не беда, если сразу все не получится.

Чтобы четко говорить-

Надо с пальцами дружить.

И сейчас мы с вами вспомним гимнастику для пальчиков и языка. Это веселое упражнение, которое называется «Краб» . (дети садятся на ковёр и выполняют)

Шкряб, шкряб,шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. (левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх; пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев; широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад)

Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех. (кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз; высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз)

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. (пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю; с напряженим тянуть язык к подбородку)

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? (с помощью жестов и мимики изобразить удивление)

Повторяем всё ещё раз.

Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом. (подушечками пальцев обеих рук погладить щёки; имитировать процесс жевания)

Ну и чудик этот краб! (большими и указательными пальцами оттянуть руки; высунуть язык)

Воспитатель. А сейчас у нас сюрприз. Илья приготовил для вас интересную скороговорку . Будьте очень внимательны, а потом кто то из вас попробует её повторить. (ребёнок рассказывает)

Ну, а сейчас у нас будет соревнование «Кто больше знает скороговорок

Но для этого нам необходимо разделится на две команды (дети делятся на команды)

Скороговорки нужно проговаривать четко, быстро, чтобы всем было понятно.

Воспитатель. Ну вот и закончилась наша игра. А как называются упражнения, которые помогают научиться четко и быстро проговаривать слова и произносить все звуки.

Дети. Скороговорки .

Воспитатель. Правильно скороговорки .

Послушайте какое я знаю стихотворение

Люди разговорчивые,

Говорят разборчиво.

Чисто, четко, внятно.

Каждому приятно,

Воспитатель : Вы согласны с этим (рассуждения детей)

Надеюсь, что все вы будете говорить красиво и понятно.

Вы сегодня справились со всеми заданиями, показали как вы много знаете скороговорок , и поэтому я хочу вам вручит медали «Наши знатоки» .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Поиграем в математику» игра «Поиграем в математику» Цель игры: Создание условий для обобщения и систематизации элементарных математических представлений детей.

Конспект занятия «Давайте поиграем!» Программное содержание: 1) Учить детей различать предметы по форме, правильно подбирать игрушки-вкладыши. 2) Продолжать учить детей не.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Поиграем с Карлсоном» «Поиграем с Карлсоном!»Цель: доставить радость детям и ощущение успешности. Задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, развивать ловкость.

Конспект НООД по сенсорному развитию в первой младшей группе «Поиграем с пирамидками» Конспект НООД по сенсорному развитию в 1 младшей группе на тему «Поиграем с пирамидками» Интеграция образовательных областей: «Социально.