Скачать методические пособия для доу. «Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей малышей. Какая литература необходима воспитателю детского сада

Введение

Конечно, сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.

Однако многие сказки жестокие и в самом содержании несут подавление, насилие и другие негативные моменты. Взрослые сами убеждаются в этом, рассказывая как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку.

Еще одна проблема в том, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно, т.е. это чтение, рассказывание, в лучшем случае рассказ в лицах или драматизация, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и воспитания добрых чувств.

Для решения этой проблемы предлагаются методика работы со сказкой. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития детей, я предлагаю вам схему работы с художественными произведениями, которая складывается из семи разделов.

◆ Нравственный урок

◆ Воспитание добрых чувств

◆ Речевая зарядка

◆ Развитие мышления и воображения

◆ Сказка и математика

◆ Сказка и экология

◆ Сказка развивает руки

Конечно, все семь разделов предложенных в схеме, выбраны условно и не претендуют на полное использование во всех произведениях. Их может быть меньше, а может быть и больше. Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации. Не обязательно каждую сказку прорабатывать по всем разделам. Пусть вас не смущает, если в какой - то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы педагог мог преобразоваться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и кругосветное путешествие, и возвращение в прошлое, и воспитание добрых чувств, справедливости, патриотизма и др.

Таким образом, эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармоничного развития личности ребенка.

Воспитанию ребенка в дошкольном возрасте нужно уделять немало внимания. Прежде всего, это нужно для того, чтобы корректировать и направлять развитие ребенка в правильном направлении, что сделает процесс развития личности гармоничным. Также важно, чтобы все практические приемы, которые используются для воспитания в дошкольном возрасте, были правильными и уместными и не вредили малышу.

Пособие для воспитателей детских садов: почему интернет не подходит?

Многие родители, которые водят своих чад в детский сад, и воспитатели по ошибке думают, что в поиске необходимого пособия можно рассчитывать на помощь всемирной паутины. В интернете и правда есть масса информации, однако далеко не все источники заслуживают внимания. Многие пособия очень ненадежные, а, следовательно, использовать методы воспитания, приведенные именно в таких источниках очень не желательно. Да и сам отбор нужной и стоящей информации займет уйму времени, иногда он даже не приносит ожидаемого результата.

Любой педагог, который занимается с детьми дошкольного возраста, хотя бы раз интересовался возможностью поиска действительно полезной литературы и пособий. И это не странно, ведь каким бы хорошим не был воспитатель, и насколько большим бы не был его опыт, а границ для самосовершенствования нет. И, безусловно, черпать мудрость нужно именно из книг и пособий.

Мотивация детей: для чего это нужно и нужно ли вообще?

Мотивация к деятельности — организационный момент занятия (для старших детей может быть внутри занятия). На этом этапе организуется позитивный настрой ребенка к творческой деятельности на занятии, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в творческую деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»): доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка, беседа, в сообщение.

Все для воспитателя или последовательность развития способностей детей, по мнению авторов пособий

Первая часть занятия — коммуникативная деятельность. Этап общения. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Этот этап предполагает подготовку детей к творческой деятельности: актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для выполнения творческих заданий; тренировки соответствующих творческих операций. Рекомендации к проведению: коллективный полилог, коммуникативное взаимодействие, беседа, применение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала.

Вторая часть занятия — этап познавательной деятельности. Постановка задачи.

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания). Планируются задачи на обогащение, актуализацию творческого опыта. Рекомендации: использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

Третья часть занятия — этап творческой деятельности.

Первичное закрепление приобретенных знаний в творческой деятельности. Дети в форме коммуникативного взаимодействия решают творческие задачи. Рекомендации к проведению: коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию, соревнования, игровые ситуации.

Четвертая часть занятия — этап оценочно-контрольной деятельности. Постоянная работа по выбранному направлению творчества (рисование, конструирование, музыка, лепка). На этом этапе занятия используется индивидуальная форма взаимодействия: старшие дошкольники самостоятельно выполняют творческие задания на применение нового способа действий, самостоятельно оценивают собственные творческие работы.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, что способствует привлечению детей к дальнейшей творческой деятельности. После завершения фиксируется ступень соответствия поставленной цели и результатов творческой деятельности и определяется цель последующей творческой деятельности.

Использование в обучении детей дошкольного возраста игр интерактивного характера (игры на взаимодействие) делает повышение групповой творческой активности, которая основывается на определении каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения.

Авторитетные пособия для воспитателей детских садов очень часто приводят интересные методики и методы работы с детьми. Ниже представлены этапы интерактивных занятий, которые очень часто можно найти в пособиях, и которые может использовать любой педагог.


Этап общения. Мотивация. Презентация темы занятия.

Цель – сфокусировать внимание детей на творческом задании и вызвать интерес к нему; обеспечить понимание детьми содержания творческой деятельности, то есть того, чего они могут достичь на занятии, чего от них ожидает воспитатель. Использование вопросов, коротких историй, небольших задач-проблем (до 3 мин.).

Этап познавательной деятельности. Получение необходимой информации

Цель – дать детям достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять творческое задание (актуализация знаний). Уместно небольшой опрос (до 5 мин.).

Этап творческой деятельности

Интерактивное упражнение — центральная часть занятия. Цель — овладение творческими видами деятельности. Последовательность проведения этого этапа: инструктирование — ознакомление с целью и правилами творческой деятельности, последовательности последовательность действий и количеством времени на выполнение творческого задания; выяснения необходимости индивидуальной помощи; объединение в группы по определенному признаку (критерию) или распределение ролей выполнение творческого задания (воспитатель — организатор, консультант ведущий, находится рядом) презентация результатов работы (до 12 мин.)

Этап оценочно-контрольной деятельности.

Цель: обсуждение с целью освещения проделанной творческой работы, обратить внимание на совпадение (или наоборот) ожидаемых и полученных результатов. Вопросы к детям: что нового узнали; как это можно будет использовать и тому подобное (до 3 мин.).

Систему задач, предлагаемых детям, можно условно назвать «О чем мы узнали? Чему мы научились? ». Приводим варианты вопросов для беседы: чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где будут применены? Какое творческое задание для тебя оказалось самым интересным? Какие открытия сделал для себя? Чему новому ты научился? Что тебя удивило? Какие новые игры тебе понравились? Вспомни, кто кому помог на занятии? Что запомнилось больше всего? Где возникло осложнение? Чем именно ты гордишься после занятия? Чего на занятии тебе не хотелось делать? Почему? Что тебе не удалось на занятии? Какие результаты группы? (Мои собственные)? Кого можно похвалить? Перед кем ты хотел бы похвастаться успехами? Возможно использование специальных сигналов — цвета, знак, шкалы для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Принцип доминанты: что говорят об этом в пособиях?

Принцип доминанты на занятии с детьми реализуется, когда воспитатели уделяет внимание какому-то вопросу, проблеме, раздела, то есть делается акцент только на одном (любом) виде творческой деятельности с детьми (этот вид доминирует). Другие виды деятельности выступаю как вспомогательные. К средствам обучения относим: культурная творческая среда, общения взрослого и ребенка, специально организованные занятия.

При определении и формулировке цели, кроме приоритетной цели — развитие творческих способностей, — воспитателю необходимо задавать характер игр и упражнений, что обязательно должны меняться от занятия к занятию, позволяя разнообразить творческую деятельность ребенка, сохраняя и поддерживая ее положительные эмоции. Какие-либо игры только тогда дают результаты, когда дети играют в них с интересом, увлеченно. Так же и творчество — это всегда интересно, увлечение.

Если любое дело ребенка рассматривать как своеобразную игру-творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики творчества, как:

  • скорость мысли — способность к генерированию наибольшего числа идей, фактически — количество идей, проистекает единицу времени;
  • гибкость мышления — способность легко переходить от полярных по содержанию явлений одного класса к другому;
  • оригинальность — способность формулировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • разработанность — умение просто генерировать идеи, но и творчески разрабатывать их,
  • смелость — способность принимать решения в ситуациях неопределенности;
  • любознательность — открытость и интерес ко всему новому, умение замечать необычное во всем обычном, удивляться ему.

Среди путей развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, самореализации детей следует назвать необходимость использования в работе с дошкольниками разнообразных задач. Это могут быть задачи учебного, развивающего, познавательного, интеллектуального, трудового, творческого характера.

Как видим, воспитание детей – это насколько сложный и многогранный процесс, что обойтись без специальной литературы даже самому опытному преподавателю будет крайне сложно. В этом и состоит необходимость выбора авторитетного пособия для воспитателя детского сада. Именно пособие во время воспитательного процесса будет этаким путеводителем, который не даст уйти с правильного направления и позволит получить высокие результаты.

Какие творческие задачи для детей дошкольного возраста можно ставить?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – это одно из приоритетных заданий педагога. Чтобы добиться максимального результата, ему необходимо специальное пособие.

Исходя из анализа педагогических аспектов психолого-педагогических творческих заданий, а также учитывая особенности развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста, учеными была разработана классификация творческих задач. При этом были учтены присущие дошкольникам виды деятельности, которые предусматривают проявление творчества (изобразительной, словесной, музыкальной, математической). Таким образом, авторитетными специалистами были выделены следующие виды творческих задач (часто встречаются в специальных пособиях для педагогов и могут быть использованы на практике):

  • изобразительные творческие задания на рисование разными материалами; различную технику исполнения рисунка; окончания начатого рисунка(когда задается определенный набор линий) рисования с закрытыми глазами;
  • музыкальные творческие задания на придумывание юморесок;
  • Пение песенок «разными голосами»;
  • сочинения танцев под музыку;
  • пантомимические передачи образов вроде «необычных танцев», игра в шумовом оркестре;
  • словесные творческие задания на подбор рифмы, составление начала и окончания стиха; фонетическое отличие звуков и подбор вариантов их применения; задачи в стихах-диалогах; задачи-загадки
  • логико-математические задачи вариативного характера с формами, величинами, числами;
  • творческие задания комбинированного типа.
  • например, на слушание «волшебных звуков», их дальнейшую интерпретацию в движениях, словесной или изобразительной дельности.

Как показывает анализ научно-педагогической и психологической литературы развитие творческих способностей детей дошкольного возраста возможно при таких условиях:

  • обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия;
  • педагогическое стимулирование творческой самореализации в процессе игровой деятельность, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды;
  • поэтапность включения дошкольников в творческую деятельность (интерпретация, импровизация) введение элементов интеграции искусств в учебно-воспитательный процесс;
  • соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности;
  • применение разработанных форм;
  • соблюдение технологии проведения урока.

Появление в семье малыша сопряжено не только с радостями, но и с заботами о его будущем. Вряд ли можно оспорить важность хорошего образования и всестороннего развитие личности, но далеко не все родители и, тем более, бабушки и дедушки понимают, что основы этого закладываются в самом раннем возрасте. Если ребёнок посещает детский сад, можно надеяться, что его развитие будет идти надлежащим образом, ведь в наши дни разработаны прекрасные пособия для воспитателей детского сада.

Большое количество методической литературы по развитию детей раннего возраста издаёт "Мозаика-Синтез". И хотя эти методички называются «Пособия для детского сада» , их с успехом могут применять и родители. С помощью этих руководств можно направлять развитие ребёнка буквально с первых моментов его сознательной жизни.

Методические пособия для детского сада выпускаются сериями. "Библиотека воспитателя" предлагает воспитателям и родителям разные игры и упражнения, которые, несомненно, способствуют развитию ребёнка. Так, книжка «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) развивает осязание, слух, зрение. Изменение воображения малышей и способы его фиксации прослеживаются в пособии «Развитие воображения дошкольника».

Отсутствие воображения или его слабое развитие стало подлинным бичом нашей цивилизации. Как часто, просматривая новый кинофильм, посещая вернисажи, приходится констатировать, что у авторов есть очень многое для достижения успеха, но недостаток воображения снижает ценность созданного ими. Воображение и творчество связаны теснейшим образом, но потребно оно не только в творческих профессиях. Остаётся только порадоваться тому, что учебные пособия для детского сада уделяют внимание этому вопросу.

Трудно переоценить и важность пособия «Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей». Разработанные методистами сценарии способствуют активизации общения, с помощью ролевых игр ребёнок обучается диалогическому общению.

Рассматривая пособия для воспитателей, издаваемые "Мозаикой-Синтез", нельзя не упомянуть серию "Программа воспитания "От Рождения до Школы". С помощью этих дидактических пособий, методичек, конспектов и рабочих тетрадей можно добиться всестороннего развития дошкольников.

Все пособия для воспитателей, выпускаемые издательством, непременно ориентированы на возрастные группы детей. Например, В авторской программе В. П.Новиковой «Математика в детском саду» можно найти в отдельных книгах конспекты занятий и рабочие тетради для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Так же ориентирована на разный возраст и авторская программа С. Н.Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду».

Издательство выпустило не только книги помогающие обучить детей, но и чтобы потом проверить результаты обучения (мониторинг).

Многие книги этого педагогического издания имеют гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации". «Мозаика-Синтез» по праву считается одним из ведущих издательств в сфере дошкольного воспитания и образования.

Елена Валентиновна Воронина

«Развиваемся играя»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

В данном альбоме представлены пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Дидактическое пособие «Цветочная поляна»

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие «Цветочная поляна». Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия «Цветочная поляна».

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

«Подбери серединку к цветку»

«Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую»

«Заверни у цветка красную серединку. Белую»


Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»


Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.


Дидактическая игра «Бусы из солёного теста»


Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли «Экстра»,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!


Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»


Цель: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие «Разложи карандаши по стаканчикам».


Цель: формировать умение различать цвета; учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!


Дидактическое пособие "Божья коровка найди свою полянку"


Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Описание приготовления пособия:

Божьих коровок делаем из дисков, обклеив их самоклеящейся плёнкой. Цветы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Оставить не обклеенной часть диска, что бы при попадании солнечного луча они бликовали. Пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием, малыши с удовольствием с ним занимаются.


«Сенсорная тропа для ног»

Это дорожка из кленки, на которой пришиты разные по фактуре материалы. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Дидактическое пособие «Мозаика»


Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

В игре с мозаикой участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, формируется умение различать и правильно называть цвета. А еще, мозаика развивает художественный вкус ребенка, умение детей ориентироваться на плоскости игрового поля, позволяет проявить ему творческую активность.

Описание приготовления пособия:

Вариант №1: Распечатать крупные картинки раскрасок, вырезать по контуру, шаблон разместить на доске для мозаики (для удобства закрепить скотчем).


Вариант №2: Распечатать крупные цветные картинки раскрасок, приклеить их на деревянные дощечки, просверлить отверстия по диаметру мозаики.

Детям раннего возраста трудно самостоятельно создавать образы из мозаики, а с работой по шаблону они прекрасно справляются.




Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»


Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)

Описание приготовления пособия:

Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры - задания.

«Сделай дереву веточки»

Использование прищепок одного цвета

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

«Сделай колючки ёжику»

Чередование прищепок по цвету

Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.

«Сделай лучики солнышку»

Проявление творчества

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.


Дидактическое пособие «Осенние листочки» и «По грибы»


Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные».

Описание приготовления пособия:

Листочки, грибы, корзинки вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Листочки разной формы и величины. Данное пособие можно использовать на музыкальных и физкультурных занятиях.




Дидактическое пособие «Одень куколку»


Цель: Закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества;

Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику;

Учить детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах;

Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.

Описание приготовления пособия:

Связать детали одежды одинаково цвета.

Наши мальчики и девочки с большим удовольствием наряжают куколок.


Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»


Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.

Описание приготовления пособия:

Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами.


Дидактическое пособие ««Прокати шарик через ворота»»


Цель: Научить детей сопоставлять предметы по цвету; познакомить с понятием «круглый»; формировать представление о величине предметов; закрепить умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Описание приготовления пособия:

Деревянные воротики и шарики 4-х основных цветов.

Дидактическое пособие «Катушечки»


Цель: познакомить детей с нитками; рассказать об их назначении; научить наматывать нитку на шаблон; развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.

Описание приготовления пособия:

Вырезать шаблон катушки из оргстекла, намотать нитки разных цветов.

Дидактическое пособие «Автобус»


Цели: учить различать предметы, круглой и квадратной формы;

ориентироваться на плоскости; учить совмещать формы с предметом, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую моторику пальцев рук;

учить пониманию слов и словосочетаний: «автобус», «у автобуса колеса, окна»; пополнить словарь ребенка словами: «машина», «едет», «стоит».

Описание приготовления пособия:

Из пластика вырезаем трафареты автобуса, без окон и колёс. Колёса и окна делаем соответствующей формой (круг, квадрат). Пособия обклеиваем самоклеющейся плёнкой соответствующими цветами.


Учебно-методические пособия необходимы лишь для того, чтобы достойно организовывать все образовательное пространство, использовать определенное оборудование и инвентарь.

Особенности использования

Согласно федеральным образовательным стандартам нового поколения, которые были внедрены в дошкольные образовательные учреждения, воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учебно-методические пособия для ДОУ по ФГОС разработаны и для детей, которые имеют серьезные ограничения по физическому здоровью.

Принципы, заложенные в новых стандартах

Среди основных принципов, которые включены в дошкольное образование, выделим:

  • полноценность проживания ребенка на всех этапах его детства, возможность для развития;
  • создание образовательных траекторий на базе индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • полноценное сотрудничество между детьми и взрослыми;
  • поддержка творческой инициативности детей в разнообразных видах деятельности.

Учебно-методические пособия для ДОУ должны способствовать приобщению дошкольников к социальным и культурным нормам, семейным ценностям, гордости за свою страну.

Кроме того, важно именно в дошкольном возрасте формировать познавательный интерес ребенка к различным видам деятельности.

Учебно-методические пособия по программе от рождения до школы по ФГОС учитывают возрастную адекватность дошкольного обучения. Все методические материалы должны соответствовать требованиям возраста, особенностям развития детей.

Задачи пособий

Новые учебно-методические пособия, рекомендуемые для применения в дошкольной системе по новым ФГОС, направлены на предоставление каждому ребенку права на качественное дошкольное образование. В задачу педагога входит охрана психологического и физического здоровья детей, предоставление одинаковых возможностей для саморазвития каждого малыша, независимо от места проживания, национальности, языка, а также от социального положения его родителей.

Учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования для использования в дошкольных образовательных учреждениях, должны обеспечивать преемственность образования. Они должны создавать благоприятные условия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствовать проявлению творческих данных подрастающего поколения.

Направления развития и образования ребенка

Для выполнения всех задач, поставленных перед педагогами дошкольных учреждений, содержательно-насыщенная часть пособий должна включать игровое, оздоровительное, спортивное оборудование, позволяющее обеспечивать исследовательскую, познавательную, творческую активность всех детей, формировать мелкую моторику, способствовать созданию благоприятной эмоциональной обстановки, самовыражению детей.

Список пособий, образовательных программ для реализации ФГОС (ДО)

Предлагаем примерный перечень тех материалов, которые соответствуют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в дошкольные образовательные учреждения, связанные с физическим и психологическим воспитанием подрастающего поколения.

  1. Э. Я. Степаненкова написала пособие "Физическое воспитание детей в детском саду", изданное "Мозаикой-синтез" в 2006 году.
  2. М. А. Рунова. Книга "Двигательная активность в детском саду" издана в 2000 году.
  3. М. А. Рунова. Пособие "Ознакомление с природой с помощью движения" вышла в 2005 году.

Интерес представляют следующие методические материалы, рекомендованные к применению Министерством образования, соответствующие новым образовательным стандартам:

  1. Пособие М. А. Руновой "Физкультурное оборудование для дошкольных образовательных учреждений" напечатанное в 1999 году.
  2. Книга Л. Д. Глазыриной о физической культуре для дошкольников, изданнае в 2004 году.
  3. Материал Л. В. Яковлевой о физическом развитии и здоровье детей 3-7 лет, появившийся в печати в 2003 году.
  4. Учебно-дидактическое пособие, автором которого является А. П. Щербак, посвящено тематических занятиям и праздникам в дошкольном учреждении. Оно издано в 1999 году.
  5. Автором Т. Л. Богиной предлагается материал по охране здоровья в дошкольных учреждениях, 2006 год.
  6. Материал, посвященный воспитанию здорового ребенка, был опубликован М. Д. Маханевой в 1997 году.
  7. Пособие, позволяющее воспитывать одаренных и талантливых детей, создано Л. А. Венгером в 2000 году.

Данный список включает еще множество пособий, каждое из которых направлено на формирование здорового поколения, любящего свою страну, уважающего традиции народа.

Преемственность

Учебно-методические пособия для начальной школы также разрабатываются с учетом требований новых стандартов. Среди тех книг, которые можно порекомендовать преподавателям начальных классов, отметим следующие материалы:

  1. С. А. Козлова. "Я - человек. Программа социального развития ребенка" - Москва, "Школьная пресса", 2003;
  2. К. Ю. Белая. "Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках" Москва, "Школьная пресса", 2010;
  3. В. И. Семенюк. "Изучение правил движения" - Москва, "Просвещение", 1996;
  4. Р. Б. Стеркина. "Основы безопасности младшего школьного возраста" - Москва, "Просвещение", 2000;
  5. Л. Я. Кондыкинская. "Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду" - Москва, "Сфера", 2010.

Заключение

Любые учебно-методические пособия для начальной школы по математике, русскому языку, окружающему миру, в полной мере отвечает всем требованиям, которые предъявляются к преподаванию этих учебных дисциплин стандартами второго поколения.

Развивающая предметно-пространственная среда, которая представлена специальным инвентарем, оборудованием, материалами, является важным компонентом для развития детей дошкольного и школьного возраста. Она позволяет учитывать возрастные особенности, укреплять и охранять здоровье детей, осуществлять корректировку воспитательного и образовательного процессов.

Вся современная учебно-методическая литература, используемая воспитателями в детских садах, педагогами в начальной и средней школе, обязательно должна быть рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствовать требованиям ФГОС второго поколения. Они направлены на укрепление и охрану физического, эмоционального здоровья детей, развитие самостоятельности в подрастающем поколении страны.

Пособия, которые не отвечают обновленному российскому образованию, не одобрены Министерством образования и науки Российской Федерации, не используются воспитателями детских садов, учителями начальных классов в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях.