В 1960 ые годы сохранились. История развития глянцевых изданий в россии. Женские брюки как повседневная одежда

Продолжаем рубрику «Нескучные картинки». Четвертая часть посвящена редким снимкам жизни в СССР в 50-60-е годы. Это было непростое время. Ушел из жизни Иосиф Сталин, началось правление Никиты Хрущева. В последствии, это время получило характерное название — «оттепель».

Аппарат для продажи духов и одеколона, 1950-е

Такие аппараты ставили в крупных магазинах. Цена «пшика» — 10-15 коп.
Чаще всего туда закачивали одеколон Шипр или Полёт, иногда Красную Москву.
1950-е гг.

Производственная гимнастика, 1950-е

Торговый автомат в «Детском мире», 1950-1960-е гг

Культурный отдых Ненцев, 1950-е

Ненцы — народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. Традиционное занятие - крупностадное оленеводство.

Торговля арбузами в поселке Амдерма на берегу Карского моря, 1952

А́мдерма - посёлок (в 1936-2004 годах - посёлок городского типа, с 23 декабря 2004 года - сельское поселение) в Ненецком автономном округе. Основан в 1933 году. Название посёлка в переводе с ненецкого означает «лежбище моржей».

Первые студенты МГУ, 1953

Автор: Драчинский Николай.
Строительство города Сталинвароша («Сталинграда»), 1951

Пропагандистская фотография. Нынешний Дунауйварош, — cамый молодой город Венгрии — построен с «нуля» по программе индустриализации, принятой коммунистическим правительством Венгрии в 50-х годах XX века.

Всемирный фестиваль молодежи, Москва, 1957 год

Маршал Жуков на слоне во время дипломатического визита в Индию, Дели, 1957

Велосипед «Ракета», 1958

Кострома, ул.Крестьянская, из архивов С. Митина. — У кого-нибудь был такой? Наверняка весь двор бегал со словами — дай покататься)

Игра в футбол, 1958

Новая игрушка, 1958

«В универмаге», 1958

Знаменитая стиральная машина, напоминала больше робота, чем ракету) У бабушки была такая.

«Кристиан Диор» в Москве, 1959

В 1959 году дом моды «Кристиан Диор» привез в Москву одну из своих коллекций одежды. Манекенщицы прогулялись по городу.

Девушки подготавливают беговую дорожку, 1959

В советское время физический труд не разделялся на мужской и женский… Ну, или почти… Журнал LIFE обожал такие снимки, тиражируя их повсеместно, покрикивая — насколько советский режим дикий и варварский… Западу легко оценивать, не зная больших войн на своих землях…

Пионеры на учениях по гражданской обороне, 1960

«Не уверен — не обгоняй. МОХ», 1960
Автор: Дубинский Григорий.
Будни гаишника, 1960
Баскетбол, 1961

Авторы: Воздвиженский Дмитрий, Свиридова Нина

Первый снег кубинского лидера — Фидель Кастро катается на санях, 1963

Фотография Дмитрия Бальтерманца.

Фидель Кастро катается на ледяной горке, Москва, 1964


© Dmitri Baltermants
Бег с ведрами на празднике «Сабантуй», Казань, 1965

Роботы переходят дорогу, Проспект Ленина, 1967
Фотография — Г.Щербаков «Без нарушений».
Робот-гаишник,1967

По некоторым данным им планировалось заменить сотрудников ГАИ на дорогах для управления транспортным потоком. Предполагалось что робот способен выполнять 79 команд и управляться дистанционно. С целью популяризации проекта были напечатаны в журналах эти фотографии, но проект так и остался не реализован.

Очередная подборка цветных фотографий из семейных архивов. Очень интересно посмотреть на одежду, машины, дома и прочие детали того исторического периода. В большинстве это слайды, купленные на аукционах или барахолках, оцифрованные и выложенные в сеть. По этой причине установить авторство конкретных фотографий не представляется возможным. Источника нет, так как все собиралось в течении долго времени по всему интернету.

1. Внук с бабушкой в ее Понтиаке Каталина, 1966 год.

2. Ремонт на обочине.

3. Новый Орлеан, 1968 год.

4. Зима в Чикаго, 1967 год.

5. Бьюик Спешл, 1962 год.

6. Пляж в районе Форт-Лодердейл, Флорида, 1966 год.

7. Линкольн 1956 года. Фото сделано в 1962 году.

8. У офисного здания, 1960 год.

9. В пригороде Бостона, 1960 год.

10. Место не известно, 1960 год.

11. Плимут Валиант, 1960 год.

12. Шевроле Импала, Флорида, 1960 год.

13. На грунтовой дороге, 1963 год.

14. Convair 880 авиакомпании Дельта в международном аэропорту Балтимор-Вашингтон (тогда он назывался Френдшип).

15. Поездка на пассажирском поезде California Zephyr из Калифорнии в Иллинойс, 1965 год.

16. Снежная буря 1966 года.

17. Горнолыжный курорт, 1967 год.

18. Сан-Франциско, 1965 год.

19. Вид на закрытую к тому моменту тюрьму Алькатрс, 1965 год.

20. Бьюик Уайлдкэт, Миннесота, 1965 год.

21. Форд Тандерберд у входа в штаб-квартиру Американского легиона, Индианаполис, 1962 год.

22. Летний лагерь Эхо-лэйк в Адирондакских горах, штат Нью-Йорк, 1967 год.

23. Почтовый ящик в двухцветной окраске, Лос-Анджелес, 1960 год.

24. У входа в развлекательный парк Кнотс-Бэрри-Фарм, Калифорния, 1960 год.

25. Grumman G-21 Goose частной авиакомпании Catalina Channel Airlines, Калифорния, 1964 год.

26. Вечеринка, 1961 год.

27. Чья-то университетская подружка, 1967 год.

28. Платтсбург, штат Нью-Йорк, 1961 год.

29. Железнодорожный вокзал Юнион-Стейшн, Денвер, штат Колорадо, 1963 год.

30. Денвер, штат Колорадо, 1963 год.

31. Въезд на территорию парка Диснейленд, Калифорния, 1960 год.

32. С семьей на пляж, Калифорния, 1967 год.

33. Снегопад в Куинсе, Нью-Йорк, 1967 год.

34. Форд Гэлэкси на заправочной станции, 1966 год.

35. Флорида, 1963 год.

36. Свадьба, 1960 год.

37. На ферме, штат Мэриленд, 1960 год.

38. У придорожного магазина, Гэтлинбург, штат Теннесси, 1961 год.

39. Boeing 707 авиакомпании Pan American в аэропорту Гонолулу, штат Гавайи, 1966 год.

40. В ресторане Бургер-Кинг, 1965 год.

41. Мужчина со своим новым Линкольном Континентал, 1963 год.

42. Свадьба, 1969 год.

43. Скорая на матче по американскому футболу, 1967 год.

44. Космический центр Кеннеди, Флорида, 1967 год.

45. Казино Стардаст, Лас-Вегас, штат Невада, 1964 год.

46. После снегопада в городке Вестон, штат Коннектикут, 1966 год.

47. Троллейбусы на улице Лос-Анджелеса, 1963 год.

48. Чикаго, 1964 год.

49. 1963 год.

50. Бабушка с дочкой и внуком, Калифорния, 1961 год.

51. Пассажирский состав Morning Hiawatha компании Milwaukee Road покилает вокзал Чикаго, 1963 год.

52. Мама с дочкой, 1964 год.

53. Белый дом во время президентства Джона Кеннеди, апрель 1963-го год.

54. Бабушка оделась на пасху, 1960 год.

55. Стюардессы авиакомпании Pan American, 1965 год.

56. На рыбалке, 1963 год.

57. 1961 год.

58. Возвращаются с вечеринки в Сан-Франциско, 1960 год.

59. Где-то на Аляске, 1960 год.

60. Заправочная станция компании Standard, 1964 год.

61. Чикаго, 1962 год.

62. Супермаркет в городке Роквилл, штат Мэриленд, 1964 год.

63. Бренхэм, штат Техас, 1962 год.

64. Обновление автопарка. Это осень 1964-го года.

65. Это весна 1965-го. Фото сделано в городке Уилмит, штат Иллинойс.

66. Тинек, Нью-Джерси, 1967 год. Нашел это место на гугловском стритвью .

67. Автобус переделанный в дом на колесах на пляже городка Клируотер, штат Флорида, 1965 год.

68. Остановка во время путешествия по Пенсильвании, 1963 год.

69. Самолет авиакомпании Трансоушен приземлился в аэропорту Гонолулу, штат Гавайи, 1960 год.

70. Пилоты авиакомпании Трансоушен, начало 60-х.

71. Юта, 1963 год.

72. Попали в аварию, возвращаясь с поездки на Всемирную выставку в Сиэттле, 1962 год.

1950-е годы

В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.

Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию. Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности. Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов. Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер. 26]

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском. После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.

1960-е годы

В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства. Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина. «Крестьянка» предложила «шире обмениваться опытом», отдав значительное количество полос под материалы с мест. Журнал занялся активной пропагандой химической науки и внедрения ее достижений в жизнь, появились даже спецразделы «Азбука агрохимии» и «Химия - детям». Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений. Обложки «Крестьянки» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.

«Как свидетельствует кино и литература…, к концу 1950-х – началу 1960-х годов возникает необходимость проведения более четкой границы между сферами интимного переживания и публичного поведения. Постепенно утверждается представление об исключительности любовного чувства. Любовь описывается как противоречащая логике, не подчиняющаяся власти обстоятельств, любовь оказывается сильнее самого любящего» (Н. Борисова, «Люблю – и ничего больше. Советская любовь 1960-1980-х гг»/ СССР : Территория любви, С. 42)

Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу. Однако «аналогию между ее изменой и изменой Родине провести невозможно», как пишет Н. Борисова. В литературе новой, оттепельной волны (например, в повестях В. Аксенова «Звездный билет» или «Коллеги») героями становятся молодые люди, любовь которых имеет собственную логику и игнорирует политическую и социальную необходимость.

В 1961 году выходит фильм Ю. Райзмана «А если это любовь?» с сюжетом о первой школьной любви, которую уничтожило «общественное мнение» в лице учителей и соседей. Впервые на экране были вскрыты конфликты частного и коллективного, интимного и публичного в советском социуме. По сюжету фильма грубое вмешательство («грязные подозрения») взрослых в отношения влюбленных школьников приводят к тому, что героиня пытается совершить самоубийство, навсегда разочаровывается в любви и «взрослеет» — т.е. становится усталой и равнодушной. Фильм был заведомо полемичен и породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей.

«Оттепельное» кино поднимает целый ряд связанных с частной жизнью тем, которым ранее не было места на экране.

«Постепенно появлялись.. новые сюжеты, вводящие в поле зрения кинематографа …сложные, подчас неразрешимые житейские ситуации… Так, появляются сюжеты, связанные с уходом мужчины из семьи и разводом («Испытание верности», «Судьба Марины». В фильмах «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» возникает сюжет о женской измене… Впервые анализируются проблемы разновозрастной любви, т.е. отношений между очень молодой девушкой и взрослым мужчиной («Чистое небо», «Девчата», «Доживем до понедельника»), любви вне брака («Девять дней одного года», «Еще раз про любовь», «Июльский дождь»), брака по расчету («Разные судьбы», «Медовый месяц», «Четыре страницы одной молодой жизни»)… Становится очень популярной не появлявшаяся ранее тема школьной любви («Повесть о первой любви», «Дикая собака Динго», «Доживем до понедельника») » (Т. Дашкова «Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года» / СССР : Территория любвиС. 158)

Для разговора о любви в кино и литературе вновь становится значимой тема сексуальной близости.

«Вопрос, показывать или не показывать, говорить или нет об эротике и сексуальности, для литературы и кино как таковой не ставился. Важнее было решить, как говорить и что показывать. По логике сюжета секс был, как правило, необходим, с точки зрения советской эстетики – невозможен… Искусство 60-х было вынуждено изобретать особые приемы визуализации и описания эротических действий и обнаженного тела…» (Н. Борисова, С. 44)

Борисова отмечает, что даже намеки на сексуальную близость героев, которые сегодняшний зритель может просто не «прочесть», были достаточно сильным шоком для зрителей 60-х, т.к. искусство сталинской эпохи «знало только сублимированный эрос, в основном эрос труда ».

«Метаморфозы советской любви, половинчатые в период «оттепели», в 1970-х годах достигают своего апогея… Любовь перестает быть маркером, выделяющим лучшего стахановца или настоящего советского человека… Любимый или любимая …могут обладать качествами, которые в кино и литературе 1930-50-х годов привели бы их к любовному фиаско, а то и в стан классовых врагов. Но в сюжетах «оттепели» и, в еще большей мере, в эпоху застоя любимым может быть каждый: и алкоголик, и бездельник, и аморальная личность. Но и любовь теперь иная. Даже оставаясь небезответной, она не подразумевает непреложного советского счастья » (Н. Борисова, С. 45-46).

Далее Н. Борисова пишет, что в сталинском и раннеоттепельном кинематографе любовь была чувством объединяющим, утверждая тем самым «безграничную сочетаемость советских людей»: любовь соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки (Свинарка и пастух, 1941), горожанина и деревенской девушки (Алешкина любовь, 1960), а также представителей разных социальных классов, например, учительницу и рабочего в фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Весна на Заречной улице» (1956). С начала 70-х все больше сюжетов развивают проблему советского социального неравенства:

«Виктор Розов осуждает стяжательство представителей номенклатуры, описывая миры мальчика из элитарной семьи и дочери продавщицы как смежные, но взаимонепроницаемые («Гнездо глухаря», 1978)… Золотая молодежь встречается с обитателями окраинных высоток в фильме «Курьер» (1987) ». Оказывается, что представители разных социальных групп говорят о любви на разных языках… (Н. Борисова, С. 46)

Так «советская любовь» трансформируется в искусстве 70-х в «правду о любви» — рассказ о чувствах и конфликтах, приближенных к позднесоветской реальности. Это значит, что в ряде фильмов периода «застоя» можно увидеть как ушедшие вместе с советским строем реалии быта и социальной жизни, так и актуальные конфликты, понятные также современным зрителям.

Фильмы:

  • Урок жизни (реж. Ю. Райзман, 1955)
  • Сорок первый (реж. Г. Чухрай, 1957)
  • Летят журавли (реж. М. Калатозов, 1957)
  • А если это любовь? (реж. Ю. Райзман, 1961)
  • (реж. А. Кончаловский, 1967, вып. 1987)
  • Три тополя на Плющихе (реж. Т. Лиознова, 1967)
  • Июльский дождь (реж. М. Хуциев, 1967)
  • Мне двадцать лет (реж. М. Хуциев, 1964)
  • Доживем до понедельника (реж. С. Ростоцкий, 1968)
  • Еще раз про любовь (реж. Г. Натансон, 1968)
  • Романс о влюбленных (реж. А. Кончаловский, 1974)
  • Осень (реж. А. Смирнов, 1974)
  • Странная женщина (реж. Ю. Райзман, 1977)
  • Калина красная (реж. В. Шукшин, 1974)
  • Чучело (реж. Р. Быков, 1983)
  • Валентин и Валентина (реж. Г. Натансон, 1985)

Ольга Романова