Разговор на повышенных тонах. Я почти всегда говорю "мы" в отношении себя Каприз и любовь

«Я словно пишу субтитры к своей жизни, - признается 37-летняя Александра. - Все, что собираюсь сделать, комментирую вслух: «Сегодня тепло, надену голубую юбку», «Сниму с карточки пару тысяч, должно хватить». Если услышит мой друг, не страшно - он привык. Но в общественном месте люди начинают на меня коситься, и я себя чувствую глупо».

Мне это помогает сосредоточиться

Проговаривая вслух свои действия, мы вовсе не стремимся к общению - так почему бы просто не помолчать?

«Потребность в комментариях появляется, когда выполняемая задача требует сосредоточенности, - отмечает психотерапевт Андрей Корнеев, специалист по соматической психологии. - В жизни каждого был период, когда мы описывали вслух все, что делали или собирались сделать. Хотя, возможно, мы его и не помним: это происходило в возрасте около трех лет. Такая ни к кому не обращенная речь - естественный этап развития, она помогает ребенку сориентироваться в предметном мире, перейти от спонтанных реакций к осознанным действиям и научиться ими управлять. Затем внешняя речь «сворачивается», переходит во внутреннюю, и мы перестаем ее замечать».

Сильная эмоция - это всплеск энергии, и она требует какого-то проявления вовне, чтобы мы могли избавиться от избытка напряжения

Но она может снова «развернуться» и зазвучать вслух, если мы выполняем какую-то сложную последовательность операций, например собираем электронную схему или готовим блюдо по новому рецепту. Функция ее та же: она облегчает манипуляции с предметами и помогает их планировать.

Елена, 41 год, преподаватель норвежского языка

«Критиковать себя вслух, а то и ругать было для меня привычкой. Я над ней никогда не задумывалась и как-то непроизвольно сделала себе замечание в кабинете психотерапевта. А он спросил: «Кто говорил маленькой Лене, что она недотепа?» Это было как озарение: я вспомнила, что именно так отчитывала меня школьная учительница. И я перестала так говорить - ведь я так не думаю, эти слова не мои!»

Я выплескиваю эмоции

Не подразумевающие адресата восклицания могут быть проявлением сильных чувств: негодования, восторга. Однажды Пушкин в одиночестве «бил в ладоши и кричал «ай да Пушкин! ай да сукин сын!» - настолько был доволен своей работой. Реплики «хоть бы пронесло!» студента перед экзаменом, «ну и что с этим делать?» бухгалтера над квартальным отчетом и то, что мы произносим, глядя вслед поезду, на который опоздали, - все они имеют ту же причину.

«Высказывание в такой ситуации служит эмоциональной разрядкой и часто сопровождается энергичным жестом, - объясняет Андрей Корнеев. - Сильная эмоция - это всплеск энергии, и она требует какого-то проявления вовне, чтобы мы могли избавиться от избытка напряжения». Я продолжаю вести внутренний диалог. Порой мы словно смотрим на себя со стороны - и оцениваем, ругаем, читаем нотации.

Сильное чувство, которое мы испытали в прошлом, не нашло выхода и осталось запертым внутри

«Если это однообразные высказывания, в которых звучат одни и те же оценки, мало зависящие от изменения обстоятельств, это следствие эмоциональной травмы, полученной нами скорее всего в детстве, - считает Андрей Корнеев. - Неразрешенный конфликт превращается во внутренний: одна наша часть конфликтует с другой».

Сильное чувство, которое мы испытали в прошлом, не нашло выхода и осталось запертым внутри. Например, мы не могли выразить гнев по отношению к своим родителям. И мы заново переживаем его, повторяя вслух обращенные к нам когда-то слова.

Что делать?

Отделить свои мысли от чужих

Кто говорит с нами во время таких монологов? Действительно ли мы высказываем собственные мысли и суждения или повторяем то, что нам когда-то говорили родители, родственники или близкие друзья?

«Постарайтесь вспомнить, кто это был. Представьте, что этот человек сейчас перед вами, - предлагает Андрей Корнеев. - Выслушайте его слова. Найдите ответ, который вы можете дать сейчас, будучи взрослым человеком, с учетом своего жизненного опыта и знаний. В детстве вы могли быть растеряны или испуганы, не знали, что ответить, или боялись. Сегодня вам есть что сказать, и вы сумеете себя защитить». Такое упражнение помогает завершить переживание.

Стараться говорить тише

«Если проговаривание действий помогает, не нужно пытаться от него избавиться, - успокаивает Андрей Корнеев. - А если при этом мешают неодобрительные взгляды или замечания окружающих, которые не желают быть в курсе ваших планов, - то вот их-то постарайтесь избежать.

Что для этого сделать? Говорите тише, шепотом. Это как раз тот редкий случай, когда чем неразборчивей, тем лучше. Тогда окружающие ни на секунду не заподозрят, что вы обращаетесь к ним, и неловких ситуаций станет меньше. Постепенно можно перейти на беззвучное проговаривание, это вопрос тренировки». Присмотритесь, и вы заметите и других людей, которые шевелят губами возле магазинной полки с двадцатью видами каш. Но это никому не мешает.

Подготовиться заранее

Составить список продуктов, собираясь в магазин. Рассчитать время, собираясь на поезд. Выучить все экзаменационные билеты. Планирование и тщательная подготовка избавят от необходимости думать на ходу и переживать вслух. Конечно, бывают ЧП, которые от нас не зависят и которые нельзя предвидеть. Но, положа руку на сердце, признаем, что они случаются редко.

Обычно мы тратим на размышления намного больше времени, чем требуется - в пятьдесят, а то и в сто раз больше. Так по умолчанию создается фоновый стресс и возникает ощущение загруженности. Мы не можем больше наслаждаться обыденными действиями - например, процессом одевания или прогулки по парковке. Ощущение настоящего момента пребывает в мыслях как нечто ценное, но при этом такое, что можно отложить на потом. «Теории и практики» перевели о том, как направить внимание на объекты реального мира, а не на размышления о них.

Пару недель назад, в воскресенье, я отправился в гости к другу посмотреть вручение «Оскара». Я решил не разговаривать мысленно сам с собой на всем протяжении пути туда. В последнее время я часто провожу такие микроэксперименты, вводя себя в состояние полнейшего присутствия «здесь и сейчас» на очень короткие отрезки времени. Могу ли я, например, удерживать свой ум сфокусированным на том, что происходит во время мытья посуды? По завершении каждого упражнения я при желании возвращаюсь в нормальное для меня состояние отвлеченного ступора.

Я поставил перед собой задачу в течение тех 30 минут, что заняла поездка до дома моего друга (включая заход в магазин), удерживать свое внимание сфокусированным только на событиях из окружающей реальной жизни и не позволять себе вовлекаться в ментальные диалоги. То есть я решил на некоторое время отложить в сторону слова и понаблюдать за всем остальным.

Это сработало. Разговорчивая часть моего мозга практически замолкла, и я в 600-й раз понял, насколько мир прекрасен по существу и полон гармонии - когда мне удается сделать перерыв и не говорить или думать об этом постоянно.

В идеале, я бы всю жизнь провел в таком состоянии: когда ты просто наблюдаешь за ходом вещей, и ничто из того, что происходит, не имеет значения. Все само по себе очень красиво и любопытно, а если назревает неприятность, ты уже находишься в наилучшем состоянии ума для того, чтобы с ней справиться. Появляется специфическое ощущение того, что тебе не надо быть ни в каком другом месте - и ты осознаешь, насколько оно редко.

Самое выдающееся свойство этого состояния присутствия - покой, который распространяется на окружающий мир. Ты все еще можешь слышать шумы города и моторы машин, но самый громкий раздражитель затих - то есть привычные ментальные комментарии.

Я и раньше бывал в подобном состоянии, но оно всегда наставало более спонтанно. После же описанного недавнего опыта я осознал нечто вполне очевидное: чем больше практиковаться, тем чаще это будет случаться.

Я знаю, что многие экспериментируют с тем, что целенаправленно живут настоящим моментом. Вероятно, вы, как и я, отправлялись на духовные поиски самих себя, испытывали интенсивное присутствие «здесь и сейчас» и открыли невероятные преимущества этого состояния. Возможно, вы читали «Силу настоящего» или , испытывали прозрение насчет того, какая огромная ценность заключена в данном конкретном моменте, и почувствовали, насколько после этого все изменяется.

Только это состояние почему-то не получается удержать. Ощущение настоящего момента пребывает в мыслях как нечто ценное, но при этом такое, что можно отложить на потом - так же, как откладывают намерение привести себя в форму или научиться играть на гитаре.

Описанный опыт удался потому, что я пошел на сознательное усилие прочувствовать момент и остаться в нем. То есть я условился не тратить силы на словесные вмешательства, скрытые или явные, пока на то не появится веская причина. И это существенно сказалось на моем опыте. Так почему бы не условиться делать так постоянно?

Потому что слова защищают нас от тех частей реальности, которые нам не нравятся. Вы не обязаны эмоционально раскрываться навстречу объекту, который уже начали анализировать, давать ему определения или оценки. Чтобы убрать слова из конкретного момента, надо смириться с тем, что вы будете принимать все детали переживаемого опыта, не судя и не оценивая их. У большинства из нас не наработаны соответствующие навыки.

И мы поддаемся привычному ходу мысли: о том, как все должно бы быть в идеале, или как бы все было при другой политической партии у власти, или что надо было бы ответить тому парню, или как же так успел подорожать проезд на автобусе - за считанные секунды настоящее превращается в не более чем бледный фон для наших мыслей. Это плохая привычка, и мы практикуем ее постоянно.

Обычно мы тратим на размышления намного больше времени, чем требуется - в пятьдесят, а то и в сто раз больше. Так по умолчанию создается фоновый стресс и возникает ощущение загруженности. Мы не можем больше наслаждаться обыденными действиями - например, процессом одевания или прогулки по парковке.

Из таких мелочей складывается большая часть (99%+) жизни человека. Они могут быть весьма ощутимыми и приносить удовольствие, если разум перестанет постоянно говорить. Представьте, как жизнь становится в 90 раз приятнее! Мы упускаем это удовольствие, позволяя своему вниманию по умолчанию зависнуть на внутреннем диалоге. Стресс приходит к нам не из внешнего мира - мир намного спокойнее, чем кажется. Это становится очевидным сразу же, как только перестать думать. Думающий мозг - это постоянно включенная бензопила, которая принимает любой объект за дерево. Только дайте ему повод увеличить обороты, и он пойдет крошить. Мозг предназначен для того, чтобы решать проблемы - поэтому он хочет, чтобы любой объект был проблемой.

В большинстве жизненных моментов нам не надо ничего делать - достаточно просто наблюдать. Нет необходимости ни анализировать, ни просчитывать - но разум все равно хочет этим заниматься. Думающий мозг - это инструмент, и мы должны научиться откладывать его при необходимости (то есть почти всегда). Мы окажемся в огромном выигрыше, если просто будем меньше думать, а для этого нужно отложить инструмент, который и без того слишком часто используется.

Полный перечень навыков для «жизни настоящим» был бы слишком длинным, чтобы уместиться в одну статью. Однако у нас есть весьма четкая отправная точка: путь к настоящему моменту начинается с внимания к конкретным, физическим деталям. Ваше тело, ваша одежда, воздух, фоновые звуки, поверхность, на которой вы стоите.

Физические объекты существуют только в настоящем. Сфокусируйте внимание на чем-то физическом - то есть на том, что в самом деле происходит. Ум принимается тараторить, как только у него для этого появляется повод - а появляется он практически в любой момент, кроме следующих ситуаций:

а) Вы заняты чем-то, что требует внимания к физическим объектам. Именно поэтому людям нравится спорт с риском для жизни - он заставляет вернуться к реальности (а иначе вы умрете). По этой же причине мы смотрим кино: сидим неподвижно перед многометровым экраном, вся остальная обстановка тонет в темноте, ладно скомпонованная история завладевает нашим воображением, а динамики ревут во всю мощность.

б) Вы вырабатываете привычки возвращать свой ум к чему-то физическому, как только заметили, что он начал работать над чем-то отвлеченным. Работать он может только над мыслями, а все остальное является частью настоящего момента.

Ваш думающий мозг обладает волшебными способностями по отвлечению внимания от настоящего. Он может описывать круги вокруг вас. Но он не сумеет удержать вас от практики обращать свое внимание на то, на что вы действительно хотите его направить - то есть на объекты реального мира. Обращать внимание на настоящий момент - это довольно простой навык, которому можно научиться, и который впоследствии станет рефлексом. Легче всего не пытаться делать это постоянно, а выбрать для практики определенную часть ежедневной рутины. Ставьте перед собой реалистичные цели и прогрессируйте постепенно. Я, например, начинал с мытья посуды. Затем я добавил к краткому перечню видов деятельности ходьбу и надевание одежды - занимаясь этим, я фокусируюсь на настоящем моменте.

Если вдруг вы не понимаете, как это делается, просто сфокусируйте внимание на конкретной части тела. Как только заметите, что внимание снова переключилось на некие слова внутри вашей головы, верните его к телу.

Если вы никогда не читали «Силу настоящего» , я ее от всей души рекомендую. Я уверен, что у большинства моих читателей эта книга уже есть. Те, кто ее уже читал - прочтите еще раз. За время, прошедшее с первого прочтения, вы наверняка выросли, и на сей раз воспримете книгу совершенно по-новому. Аудиоверсии труда Экхарта Толле, по-моему, даже еще лучше.

Основному навыку переключения внимания на что-либо найдется не меньше миллиона применений: умерить страстные желания, задавить в зародыше плохое настроение, предотвратить обиду, выполнить больше работы и так далее. Это самый легкий для усвоения навык из всех, которые вы когда-либо хотели приобрести.

Итак, вы научились любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, то есть принимать без всяких условий и оценок. Образно говоря, встав на первую ступеньку восхождения к взаимопониманию, вы просто взяли его за руку.

  • Дети и родители: выяснение отношений.
    Конфликт - это кризис в отношениях. А значит, с одной стороны, он опасен, с другой - дает чудесную возможность на практике проверить глубину ваших чувств.
  • Дети часто просто не чувствуют родительской любви. Они остро воспринимают родительские замечания, критику, очень чутко реагируют на эмоциональную окраску слов. И если в вашем отношении к детям преобладают негативные эмоции, им кажется, что их не любят.
  • Дети должны радоваться, смеяться. А ему все не мило. Может быть, он болен?
  • Создается впечатление, что японские мамы со своими малышами просто не расстаются и все свои проблемы решают в их присутствии. Но это отнюдь не новомодные тенденции в воспитании детей, а проявление одной из дав них и глубоких культурных традиций Страны восходящего солнца.
  • Папы должны знать, что воспитывать девочку совсем не просто хотя бы потому, что она пусть и маленькая, но женщина, а значит, совсем другая.
  • Коала считается одним из самых симпатичных и милых животных на нашей планете. Когда люди видят маму-коалу с детёнышем, они не могут не улыбаться.
  • О том, что может пригодиться маме и младенцу в роддоме, рассказывают эксперты сети супермаркетов товаров для детей «Дочки-Сыночки».
  • Лучшее приданое.
    Вторая стадия развития ребенка - это, по сути дела, его психологическое рождение. Если в первой стадии ребенок физически родился, отделившись организмом от матери, то психологически, он остался неразрывен с родителями.
  • Проблемы... Но чьи?
    ...Ребенку три года. Он не умеет быстро одеваться, аккуратно есть, вежливо разговаривать. И вот нетерпеливые взрослые возмущены: «И что ж ты так долго возишься?», «Ну и поросенок!», «Ужасный болтун». И вдруг получают в ответ: «Ты сама возишься!», «Ты сам свинья!», «Ты сама ужасная!»...
  • Дети и повторный брак: типичные жалобы.
    Наиболее значимая, хотя в большинстве случаев не высказываемая открыто, жалоба ребенка заключается в том, что ему не нравятся перемены, привнесенные в его жизнь разводом его родителей и созданием каждым из них новой семьи.
  • Дети и родители: выражение эмоций.
    Как же соотнести эмоциональность, без которой не может быть искренности, и необходимость контролировать и корректировать не только свое поведение, но и поведение ребенка?
  • Детский вопрос.
    Когда ребенку говорят, что его больше не любят, у него возникает чувство беспомощности, одиночества, брошенности. То есть он теряет жизненную уверенность.
  • Если все съешь, мамочка будет тебя любить!
    Не нужно перелистывать учебники психологии, чтобы понять, что принятие пищи - одно из главных жизненных проявлений. Вид ребенка, который ест с аппетитом, наполняет нас древним чувством лада, глубоко укоренившимся в нас.
  • Этим маленьким хитрецам не удастся вами командовать, если вы подберете к ним правильный подход!
  • Что каприз для одного — норма жизни для другого.
    Речь не о тех родителях, которые привыкли делать из мухи слона по любому поводу. Речь о том, что некоторые явления оцениваются разными людьми по-разному.
  • Домашнее задание для родителей.
    Когда человек вдруг видит себя в зеркале, он немного меняется, как бы подправляя себя: перестаёт сутулиться, расправляет плечи, делает более приятное и дружелюбное выражение лица и т.п.
  • Как и когда разговаривать с ребенком?
    Говорите со своим ребёнком постоянно. Разговаривайте с ним всё время. Проводите с ним время сегодня и ежедневно, неспешно общаясь. И не надо ждать для этого особых, чрезвычайных или даже экстремальных обстоятельств.
  • Каприз и любовь.
    Как связаны каприз и любовь? И связаны ли они вообще? Правда ли, что дети, растущие в атмосфере любви, некапризны?
  • Капризы, бьющие по карману.
    Каприз «Купи». Наверное, каждый родитель хоть раз испытал на себе его благотворное действие. Обилие товаров, выставленных на прилавках: игрушек, красивой одежды, для родителей, чей доход невелик, представляет прямо-таки угрозу внутрисемейного значения.
  • Капризы и правила поведения.
    Простить его за плач. Простить себя за отрицательное отношение к плачу. Попросить у ребенка прощения за то, что довели его до плача.
  • У российских родителей и воспитателей есть одна примечательная особенность. Если с ребёнком вдруг возникает какой-либо спор или просто серьёзный разговор, то мы, взрослые, непременно должны выйти из него победителями.
  • Внимание! Текст! Осторожно! Подтекст!
    Ребёнка можно обмануть в чём угодно, но только не в нашем к нему отношении, не в нашем ежеминутном настроении и общем жизненном настрое.
  • Все гениальное просто!
    Когда мы ищем средства, способы решения той или иной проблемы, мы, как правило, фокусируем наше внимание вокруг чего-то сложного, забывая о самых простых методах; или, может, не очень на них рассчитываем.
  • ЯЗЫК ТЕЛА

    Тело, как и все остальное в нашей жизни, - не что иное, как прямое отражение наших убеждений. Наше тело все время говорит с нами - если бы мы только нашли время послушать... Каждая клетка тела реагирует на каждую нашу мысль и каждое слово.

    Продолжительный образ мыслей и слова определяют поведение тела. У человека с грустным лицом явно невеселые мысли. В этом отношении интересны лица стариков. Они - прямое отражение их образа мыслей на протяжении всей их жизни. А как вы будете выглядеть, когда постареете? В этой книге я привожу полный список метафизического диагноза и ментальных причин многих болезней. Это верно приблизительно на 90-95%.

    Голова представляет нас самих. Это то, что мы показываем миру. Нас узнают по голове. Когда что-то не в порядке с головой, это значит, что что-то не в порядке с нами.

    Волосы представляют силу. Когда нам очень страшно, мы создаем "стальной ремень", который обычно начинается в плечевых мускулах, а потом идет к голове, а иногда к глазам. Волосы прорастают через волосяной мешочек. Когда мы создаем большое напряжение в черепной коробке, эти мешочки автоматически закрываются и волосы начинают отмирать и выпадать. Если напряжение постоянно продолжается и череп не расслаблен, волосы перестают расти. Результат - лысина. Женщины начали лысеть с тех пор, как они вошли в "деловой" мужской мир. Мы, конечно, это далеко не всегда замечаем, так как многие парики выглядят совершенно натурально.

    Уши. Представляют собой символ способности слушать и слышать. Когда у человека проблемы с ушами, это значит, что в его жизни происходит нечто такое, что он наотрез отказывается слышать. Боль в ушах - это пример наивысшего раздражения в отношении того, что вы слышите. У детей часто бывают боли в ушах. Им, бедным, приходится выслушивать дома все то, что им не хочется слышать . Выражать свой гнев ребенку запрещено, а так как он практически не в силах что-либо изменить, то эта невозможность и приводит к боли в ушах.
    Глухота представляет собой долгое - возможно продолжающееся всю жизнь - нежелание кого-либо слушать. Обратите внимание: когда мы видим одного партнера со слуховым аппаратом, другой говорит без остановки...

    Глаза говорят о возможности видеть. Когда у нас проблемы с глазами, это обычно означает, что мы отказываемся что-либо видеть - или в нас самих, или в своей жизни. Когда я вижу маленьких детей в очках, я знаю: что-то не в порядке дома, они в прямом смысле отказываются на что-то смотреть . Если они не в силах изменить домашнюю ситуацию, то они буквально рассеивают свое зрение, с тем, чтобы глаза потеряли способность видеть ясно.

    Головные боли происходят, когда мы себя чувствуем неполноценными. В следующий раз, когда у вас заболит голова, остановитесь на минутку и спросите себя, где вы себя чувствуете униженным и почему. Простите себя, пусть это чувство уйдет, и ваша головная боль исчезнет сама собой.
    Мигрени создаются людьми, которые хотят быть совершенными, а также теми, у кого накопилось много раздражения в этой жизни.

    Шея и горло очень интересны. Шея - это способность к гибкости мышления, способность увидеть другую сторону вопроса и понять точку зрения другого человека. Когда у нас проблемы с шеей, это значит, что мы упрямимся и отказываемся быть более гибкими.

    Горло представляет нашу способность постоять за себя, попросить того, чего мы хотим. Проблемы с горлом возникают от чувства, что мы "не имеем права", и от ощущения собственной неполноценности. Больное горло - это всегда раздражение. Если ему сопутствует простуда , то, помимо этого, еще и замешательство.

    Ларингит обычно означает то, что мы так злы, что буквально не можем говорит ь. Горло, кроме того, представляет собой участок организма, где сосредоточена вся наша творческая энергия . Болезни, связанные с гландами и щитовидкой, свидетельствуют поэтому о том, что в творческом смысле вам не удалось сделать то, что бы вы хотели. Именно в области горла прежде всего происходят наши перемены. Когда мы сопротивляемся переменам, у нас чаще всего появляются проблемы с горлом. Обратите внимание на то, как мы иногда начинаем кашлять ни с того, ни с сего. Или кто нибудь другой начинает кашлять. Что именно говорится в эту минуту? На что мы реагируем? Может быть это упрямство, сопротивление или свидетельство того, что мы в процессе перемены?

    Спина представляет собой систему поддержки. Проблемы со спиной указывают на то, что вы чувствуете недостаточную поддержку. Слишком часто мы думаем, что нас поддерживает семья и друзья. В действительности же это поддержка Вселенной и самой Жизни.

    Проблемы с верхней частью спины - сигнал недостаточной эмоциональной поддержки: "Мой муж (любовник, друг) не понимает и не поддерживает меня". Средняя часть спины имеет прямое отношение к чувству вины. Боитесь ли вы того, что у вас сзади, или прячете что-то там? Нет ли у вас чувства, что кто-то ударил вас в спину?

    Луиза Хей

    Серия сообщений " ":
    Часть 1 -
    Часть 2 -
    ...
    Часть 25 -
    Часть 26 -
    Часть 27 - Наше тело всегда говорит с нами - если бы мы только нашли время послушать..
    Часть 28 -