Презентация роль семьи в воспитании ребенка. Презентация на тему "роль семьи в воспитании ребенка". «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы»

1 слайд

Родительское собрание Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

2 слайд

Семья- колыбель духовного рождения человека В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из этой семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ –родительский дом.

3 слайд

4 слайд

Общение в семье Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие; обмен информацией между ними, их духовный контакт; спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

5 слайд

Задачи родителей создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно; постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

6 слайд

Формула истиной родительской любви «Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому, что ты есть».

7 слайд

Дефицит ласки, который испытывают наши дети; Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы; Проблемы семейного воспитания

8 слайд

Правила для родителей Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности. Правило 2. -формирование адекватной самооценки. Правило 3. - приобщение ребенка к реальным делам семьи. Правило 4. - развивать силу воли ребенка. Правило 5. - учить планировать. Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений. Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми. Правило 8. - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

9 слайд

Любите и цените свою Семью! А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

10 слайд

Список источников Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982 Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985 Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985 Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988 Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985 Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001 Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21 Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21 Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21 Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7& Семья школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html

МОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Выступление на тему:

«Роль семьи в воспитании детей»

Учитель татарского языка и литературы

первой квалификационной категории

Хамидуллина Альфия Абриковна

2008 – 2009 уч. год

«Детство – тот порог,

через который проходят все чувства

посещающие сердце человека.»

(К.Д.Ушинский)

Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…. Но для некоторых детей оно трудное , и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает себе семью, родителей и очень зависит от этого малого круга общения, особенно в детстве.

Практика убеждает нас, что гораздо легче болезни предупреждать, чем лечить. Перевоспитание – дело не очень благородное. Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать личностью, давать возможности для проявления индивидуальности, т.е. по-настоящему любить и верить в него как в самих себя.

Стала уже банальной фраза из известного кинофильма: «Счастье – это когда тебя понимают». Но вот беда – нередко мы, вроде бы понимая других, стремимся всё сделать по-своему.

В супружестве невозможно быть счастливым в отдельности. Секрет в том, что супруги или вместе счастливы, или оба несчастны, третьего не дано. Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потребность в равенстве, подтверждать представления друг друга о семейных ролях – вот составляющая психологического климата.

Психологический климат семьи выражается и в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, спокойное, теплое, тревожное. Холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным колодцем, где черпает живительную силу, свежесть, бодрость и оптимизм.

Ещё в Древней Греции Платон вслед за Сократом утверждал: всё зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие свойства, разобщающие людей, порождающие между ними вражду.

Гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Педиатры утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть, именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности. Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть смысл семейного воспитания.

Издавна существуют два вида воспитания: общественное и семейное, которые тесно взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных пределах компенсировать друг друга. Ослабление роли семьи в воспитании было бы чревато потерям как для детей, так и для общества. Необходимость семейного воспитания в современных условиях определяется его спецификой, которой не имеют общественные формы воспитания:

Семейное воспитание более эмоционально, так как его проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям.

Ребенок в раннем возрасте больше расположен к воздействию семьи, чем к любому другому виду влияния.

Представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

Семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают детям и дети друг другу, но и то, что дети

передают своим родителям. В результате обогащаются внутрисемейные связи, поддерживаются высокий эмоциональный уровень, расширяется круг интересов семьи.

Семья – уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма.

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?

Чтобы воспитать ЧЕЛОВЕКА нужно:

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чём он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверит в себя, и будет работать.

Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить, прежде всего, себя.

Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ними общей жизнью; видеть в нём личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

Относиться к ребёнку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.

Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили – он вас об этом не просил.

Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши инте-

ресы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

Относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению «лепить».

Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Авторитет родителя , как и авторитет учителя, может быть чисто формальным, т.е. определён социальной функцией: если я родитель, то ты обязан меня слушать и уважать. Подобной формой авторитета многие из нас наделены с избытком. Но он плохо срабатывает.

Чем старше ребёнок, тем больше мы нуждаемся в новом типе авторитета – функциональном, основанном на эрудиции, компетентности, успехах в деятельности. Этот авторитет особенно нужен родителям, поскольку, по мнению взрослых детей «отстали от жизни».

Лучше всего для нас взрослых, если удаётся овладеть высшим типом авторитета – личностным.

Воспитатель любого ранга, тем более отец и мать, не имеют права на ошибку. Бывает очень обидно, если ошибки воспитателя связаны с незнанием самого необходимого – азов семейной педагогики.

Попробуем дать несколько советов родителям:

Помните, что семья – это место духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Если же ребёнок живёт в состоянии хронического голода, у него возникает острая или даже патологическая реакция. Он, например, начинает бить стёкла в витрине, чтобы изведать остроту риска и страха. Обычно, говорят, от «скуки», от «делать нечего». Нет, правильнее сказать – от эмоционального голода, от потребности в эмоциональном заряде.

Невозможно точно подсказать родителям, сколько часов в день, в неделю надо заниматься воспитанием чувств. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно, изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, её психический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых, хороших и плохих.

Изживайте недостатки своего характера, чтобы не подавать дурной пример детям. В детстве дети неосознанно копируют нас, списывают с нас образцы поведения. И если мы замечаем, что ребёнок несдержан, вспыльчив, агрессивен, то не преподали ли мы сами ему этот урок? Воспитать личность может только личность. Старайтесь быть личностью.

Семейная педагогика должна быть деятельной. Азбучная истина педагогики гласит, что воспитание ребёнка сильно не столько словом, сколько примером. В каждой семье должен царить дух деятельности, совместного и сердечного сотрудничества. Совместная деятельность рождает совместные цели, планы, переживания: она сплачивает семью, превращает количество общения в качество.

В воспитании детей не бывает каникул и отпусков. И продумывая свой отпуск, семья должна принимать коллективное решение, как совместно использовать столь драгоценное время.

Чтобы действовать, надо знать, кого вы хотите вырастить. Воспитывать ребёнка надо на основных общечеловеческих ценностях. А ценности эти: доброта, милосердие, любовь, трудолюбие, сострадание, бескорыстие.

Учтите, вы главные, но не единственные воспитатели вашего ребёнка. Для начала установите единые требования к ребёнку внутри семьи, ведь мать и отец – главные воспитатели. Но возникает большой повод для беспокойства, если между супругами существуют расхождения во взглядах на воспитание и несогласованность в обращении с детьми.

ВЫВОД:

В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что мы, взрослые, вкладываем в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребёнка не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не смогли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять, что биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика человека развивается в определённой последовательности.

Главные законы детства, необходимые ребенку для полноценного развития это:

нормальные родители;

хорошие условия жизни и воспитания;

полноценное общение со сверстниками и взрослыми;

постоянная активная, соответствующая возрасту деятельность.

Литература:

1. «Калейдоскоп родительских собраний» Методические разработки. Выпуск 2, под редакцией Н.А.Алексеевой – Москва, ТЦ Сфера, 2001.

2. Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова. «Родительские собрания» 5-7классы – Волгоград Учитель, 2005.

3. М.М.Безруких, А.Г.Макеева. «Книга для родителей» – Москва Вентана-Граф, 2002.

4. «Методические разработки родительских собраний» 5-11классы. Составитель Н.М.Скоркин – Волгоград Учитель-АСТ, 2001.

5. «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя». Составитель Н.А.Панченко – Волгоград Учитель-АСТ, 2007.

6. Р.Н.Овчарова. «Семейная академия: вопросы и ответы» – Москва, Просвещение,1996.

Роль семьи в воспитании ребенка (Слайд 1)

(Слайд 2)

Семья- колыбель духовного рождения человека

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ –родительский дом.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

(Слайд 3)

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семейные ценности в семье:

  • ВЗАИМОвыручка
  • ВЗАИМОпонимание
  • ВЗАИМОуважение
  • ВЗАИМОлюбовь
  • ВЗАИМОсогласие

(Слайд 4)

Общение в семье:

  • Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;
  • обмен информацией между ними, их духовный контакт;

спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

(Слайд 5)

Задачи родителей:

  • создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
  • относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
  • постоянный психологический контакт с ребенком;
  • заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

(Слайд 6)

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.


(Слайд 7)

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

(Слайд 8)

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

(Слайд 9)

3 стиля семейного воспитания:

Демократический

Попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.


(Слайд 10)

4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

(Слайд 11, 12)

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

о Принимать активное участие в жизни семьи;

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

о Уважать право ребенка на собственное мнение;

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

(Слайд 13)

Проблемы семейного воспитания:

  • Дефицит ласки, который испытывают наши дети;
  • Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;

(Слайд 14)

И ещё несколько Правил для родителей:

  • Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности.
  • Правило 2. -формирование адекватной самооценки.
  • Правило 3. - приобщение ребенка к реальным делам семьи.
  • Правило 4. - развивать силу воли ребенка.
  • Правило 5. - учить планировать.
  • Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
  • Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми.
  • Правило 8. - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

(Слайд 15)

А.С.Макаренко писал:

«Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

(Слайд 16)

Список источников:

  • Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
  • Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985
  • Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985
  • Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988
  • Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985
  • Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001
  • Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21
  • Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21
  • Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21
  • Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&
  • Семья школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html

Семейные ценности В ЗАИМО выручка п онимание уважение любовь согласие

Общение в семье Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие; обмен информацией между ними, их духовный контакт; с пектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

Задачи родителей создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно; постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

Принципы общения: Принятие ребенка. Эмпатия (сопереживание) Конгруэнтность.

Формула истиной родительской любви «Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому, что ты есть».

Типы семейных взаимоотношений: диктат, опека, “ невмешательство ”, сотрудничество.

Стиля семейного воспитания: демократический авторитарный попустический

Способы поддержки конфликтных ситуаций: Уход от проблемы Мир любой ценой Победа любой ценой Продуктивный (компромиссный вариант).

Внутрисемейные психологические факторы: Принимать активное участие в жизни семьи; Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; Уважать право ребенка на собственное мнение; Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Дефицит ласки, который испытывают наши дети; Синдром опасного обращения с детьми - поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы; Проблемы семейного воспитания

Правила для родителей Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности. Правило 2. - формирование адекватной самооценки. Правило 3 . - приобщение ребенка к реальным делам семьи. Правило 4. - развивать силу воли ребенка. Правило 5. - учить планировать. Правило 6 . - т ребовать выполнение домашних обязанностей, поручений. Правило 7 . - научить общаться с другими детьми, людьми. Правило 8 . - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Любите и цените свою Семью! А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

Список источников Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982 Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985 Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985 Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988 Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985 Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001 Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21 Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21 Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21 Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7& Семья школа любви- http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Semja-1/116-Ljubvi.html

Спасибо за внимание!


Слайд 2

Семья– самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Слайд 3

Семья- колыбель духовного рождения человека

В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из этой семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ –родительский дом. Общение в семье Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие; обмен информацией между ними, их духовный контакт; спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

Слайд 4

Задачи родителей

создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся; относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно; постоянный психологический контакт с ребенком; заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка

Слайд 5

Формула истиной родительской любви

«Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому, что ты есть». Проблемы семейного воспитания Дефицит ласки, который испытывают наши дети; Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;

Слайд 6

Семейные ценности

В ЗАИМ Н О выручка понимание уважение любовь согласие

Слайд 7

СЕМЬЯ – ЭТО:

и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми, мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы… Основы всего этого закладываются в семье.

Слайд 10

В семье

ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.

Слайд 11

складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Слайд 12

с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Слайд 13

Правила для родителей

Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности. Правило 2. -формирование адекватной самооценки. Правило 3. -приобщение ребенка к реальным делам семьи. Правило 4. - развивать силу воли ребенка. Правило 5. - учить планировать. Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений. Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми. Правило 8.- формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Слайд 14

Правила разумного воспитания. Правило 1

  • Слайд 15

    Правило 2

  • Слайд 16

    Правило 3

  • Слайд 17

    Правило 4

  • Слайд 18

    Правило 5

  • Слайд 19

    Правило 6

  • Слайд 20

    Правило 7

  • Слайд 21

    Правило 8

  • Слайд 22

    Правило 9

  • Слайд 23

    Правило 10

  • Слайд 24

    Вывод

    Таким образом, ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание –это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить, ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и отучить от таких, которые постоянно демонстрируешь.

    Слайд 25

    Китайская притча: «Ладная семья»

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

    Слайд 26

    Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

    Слайд 27

    Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были на­чертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

    Слайд 28

    Слайд 29

    Любите и цените свою Семью!

    А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

    Слайд 30

    Список источников

    Ривина Е.К. Знакомство дошкольников с семьей и родословной. М.: Мозаика – Синтез, 2008г. Ветохина А.Я. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС.Из.: «Учитель» 2014г. Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985 Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988 Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985 Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001 Воспитание без обид- http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=87920543-38-72&n=21 Не бей ребенка - http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=52867184-21-72&n=21 Избиение детей- http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=298518828-51-72&n=21 Семья - http://school8mog.besthost.by/index.php?cstart=7&

    Посмотреть все слайды

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Аннотация к презентации

    Презентационная работа по обществознанию, составленная педагогом начальных классов и предназначенная для работы с родителями, а не их детьми. С помощью данной работы педагог пытается объяснить, как важна роль семьи и семейных ценностей в воспитании ребенка.

    • Семейные ценности
    • Общение в семье
    • Задачи родителей
    • Проблемы семейного воспитания
    • Правила для родителей

      Формат

      pptx (powerpoint)

      Количество слайдов

      Аудитория

      Слова

      Конспект

      Присутствует

    Шах Елена Петровна

    Слайд 2

    Семья- колыбель духовного рождения человека

    В семейном кругу мы с вами растем

    Основа основ – родительский дом.

    В семейном кругу все корни твои,

    И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

    В семейном кругу мы жизнь создаем,

    Основа основ –родительский дом.

    Слайд 3

    Семейные ценности

    • выручка
    • понимание
    • уважение
    • любовь
    • согласие
  • Слайд 4

    Общение в семье

    Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие;

    обмен информацией между ними, их духовный контакт;

    спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

    Слайд 5

    Задачи родителей

    • создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
    • относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
    • постоянный психологический контакт с ребенком;
    • заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка
  • Слайд 6

    Формула истиной родительской любви

    «Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому, что ты есть».

    Слайд 7

    Проблемы семейного воспитания

    Дефицит ласки, который испытывают наши дети;

    • Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы;
  • Слайд 8

    Правила для родителей

    Правило 1.- признание личности ребенка и его неприкосновенности.

    Правило 2.-формирование адекватной самооценки.

    Правило 3. -приобщение ребенка к реальным делам семьи.

    Правило 4. - развивать силу воли ребенка.

    Правило 5. - учить планировать.

    Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

    Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми.

    Правило 8.-

    Слайд 9

    Любите и цените свою Семью!

    А.С.Макаренко писал:

    «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

    Слайд 10

    Список источников

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    г.Семикаракорска

    Подготовила

    учитель начальных классов

    Шах Елена Петровна

    Слайд 2.

    Слайд 3. Семейные ценности

    А если очень вкусно?

    Все равно постарайся.

    Слайд 4. Общение в семье

    Слайд 5. Задачи родителей

    Слайд 6.

    Слайд 7.

    Воспитание ребенка в семье

    Слайд 8. Памятка для родителей.

    Правило 1.

    Правило 2.

    Правило 3.

    Правило 4

    Правило 5.

    Правило 6

    Правило 7

    Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

    Слайд 9.

    Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

    Спасибо вам за внимание.

    Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982

    Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985

    Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985

    Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988

    Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985

    Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001

    � PAGE \* MERGEFORMAT �9�

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 1 им.Б.Н.Куликова

    г.Семикаракорска

    «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

    Подготовила

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова»

    г.Семикаракорска Ростовской области

    Шах Елена Петровна

    Слайд 2. В семейном кругу мы с вами растем

    Основа основ – родительский дом.

    В семейном кругу все корни твои,

    И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

    В семейном кругу мы жизнь создаем,

    Основа основ –родительский дом.

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. Хотелось бы привести пример одной семьи.

    Слайд 3. Семейные ценности

    Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было. Но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян, рассказывали стихи, водили хороводы вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой. В конце праздника Дед Мороз привозил большой мешок, доставал из него подарки и раздавал детям.

    Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.

    С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию.

    И совсем противоположный пример семьи, где праздники не такие светлые,радостные.

    «В детском саду девчушка, играя в дочки- матери, объясняет «папе» его роль:

    Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.

    Но я не хочу пить водку!- протестует тот.

    Надо. Все папы так делают!- уверенно заявляет маленькая хозяйка»

    К сожалению, во многих семьях можно наблюдать таких отцов, да и мам впрочем тоже. И такое представление о семье будет царить в будущем и в семьях детей.

    Как мы видим из этих примеров, Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка,подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Тоже приведу такой пример.

    Обычная семья. Родители вроде бы учат ребенка хорошим манерам, занимаются воспитанием, прививают положительные качества ребенку, но происходит это от случая к случаю. Однажды папу, маму и их ребенка Саньку пригласили в гости в приличный, как говорится дом. Папа наставлял Саньку: «Веди себя так, как будто тебя вовсе нет. И, пожалуйста рот не раскрывай. Спросят - ответь, но в рассуждения не пускайся. Ясно?»

    И надо сказать, держался он молодцом. Пока не сели за стол.

    Саньку ошеломило обилие салфеток, ножей, вилок, тарелок. Но у него хватило соображения не спешить, а подражать взрослым. Напряжение было велико. И тут хозяйка обратилась к Саньке с пустяковым вопросом. Санька начала отвечать и немного расслабился. И вот произнеся монолог, он небрежно взял рукой кусок мяса с тарелки и основательно насадила его на вилку. Мама от стыда, уронила свою вилку на тарелку, папа закашлялся. А где собственно Санька мог учится хорошим манерам? Мама после этого случая, решила налаживать светское воспитание сына по субботам и воскресеньям.

    К обеду на стол кладутся салфетки, ножи и вилки, извлекаются красивые тарелки из сервиза и начинается обед:

    Спину держи прямо! Не бери вилку в кулак.Не чавкай. Прожуй- потом говори.

    И вечерами когда семейство в сборе, ужин- с ножами и вилками.

    И вот папа прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается какой- нибудь ужин на скорую руку, и никто не спешит доставать ножи и салфетки.

    Папа, давай сегодня без церемоний, а?

    Ладно, -машет рукой папа.- Только постарайся не чавкать.

    А если очень вкусно?

    Все равно постарайся.

    Слайд 4. Общение в семье

    Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т.д.

    При нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

    Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и т.д.

    Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать и любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью- природой.

    Слайд 5. Задачи родителей

    Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей- это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию- это требование любви. Но здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать ей что-нибудь. а в ответ от мамы можно услышать такие обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли захочется ему подойти и рассказать что то маме, отцу.

    Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, что это мол приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.

    Следующее требование семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта- искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого. Достичь этого трудно. Обычно возникает позиция взрослого- это позиция «над ребенком». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью- ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей. Контакт следует строить основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.

    Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа «Вот бестолковый! Сколько раз тебе нужно объяснять!» , «Да зачем же я тебя только на свет родила упрямец, негодник!» , «Любой дурак бы на твоем месте понял бы как поступить!». Вы должны понять, что высказывание такого рода наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно своего ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный необдуманный проступок.

    Слайд 6. Формула истинной родительской любви.

    Формула истиной родительской любви не «люблю потому что ты хороший» , а «люблю потому что ты есть». Возможно родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Ребенок может вообще не приниматься родителями, быть безразличен и может даже отвергаться ими (например семья алкоголиков). Но такое может быть и в хорошей благополучной семье (например, ребенок не долгожданный, или например, мама красивая, а дочь некрасива, и замкнута, ребенок раздражает мать, и т.д.)

    Слайд 7. Проблемы семейного воспитания

    Следующая проблема семейного воспитания- это дефицит, который испытывают наши дети, дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.

    В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми - это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка до неправильного воспитания. В настоящее время чуть ли бы не каждый день можно услышать о случаях жестокого обращения с приемными детьми, а сколько таких семей которые издеваются над своими собственными детьми.

    Семьи, где регистрируется СООСД обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери- одиночки, ведущие разгульный образ жизни, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей и одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь- физическое насилие. Последнее чаще всего применяется матерями, нежели отцами. СООСД наблюдается по отношению к девочкам в 3 раза реже. Чем к мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криком раздражают родителей. Родители не понимают что жестокость порождает жестокость.

    Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.

    Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием и скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

    Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

    Воспитание ребенка в семье

    Слайд 8. Памятка для родителей.

    Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

    Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать

    Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.

    Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

    Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.

    Правило 6 . с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

    Правило 7 . научить общаться с другими детьми, людьми.

    Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

    Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»

    Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

    Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи4 расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

    Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

    Слайд 9.

    Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте счастливы».

    Спасибо вам за внимание.

    Список используемой литературы:

    Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982

    Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985

    Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985

    Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988

    Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985

    Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001