К физиологическим особенностям организма подростка относятся. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Половое созревание мальчиков

Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода:

Первый - это период подготовки, второй - непосредственно переходной возраст, третий - постпереходный возраст (постпубертатный), который характеризуется завершением биологического и физиологического формирования. Первый из обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества.

Временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно применять с точностью до года. Но, в общем, психологи указывают такие цифры: от одиннадцатилетнего до пятнадцати семнадцатилетнего возраста. Опять-таки не следует забывать о том, что существуют индивидуальные ритмы для каждого организма и характер протекания их. Половые различия также сказываются в характере протекания и длительности: для девочек он наступает раньше на пару лет и проходит не так остро, длится меньшее количество времени. У мальчиков пубертатный возраст занимает около четырех и даже пяти лет, а проходит намного активнее.

Прежде всего, это резкая смена проявляется в росте, развитии половых признаков. В целом, когда мы говорим о девочке, что она уже стала девушкой, а вчерашний мальчик - «возмужал и окреп». Этот возраст определяется растущим интересом к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется растущая сексуальная активность. Теперь гуляния по вечерам начинают мотивироваться встречами и свиданиями, а не футболом и скакалкой. А прихорашивания перед зеркалом - совсем не минута времени, как это было раньше.

Для подростка становятся весьма актуальными проблемы возвращения прежних страхов - внешний вид, застенчивость, неумение чего-то делать и так далее, вплоть до фобий - открытого или закрытого пространства. Мысли о суициде вертятся у каждого второго.

Физиологические изменения у девочек

Девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков, и оно у них проходит быстрее.

В 8-10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза;

В 9-10 лет околососковый кружок начинает выступать над кожей груди;

В 10-11 лет появляются первые волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез.

В 11-12 лет может наступить первая менструация (чаще всего в 13-14 лет)

В 15-16 лет менструации становятся регулярными, наблюдается дальнейшее оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с половым созреванием происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12 лет и может достигать 9 см в год.

В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

Физиологические изменения у мальчиков

Подростковым называется период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В этот промежуток происходит половое созревание ребенка, которое сопряжено с ускоренным физическим развитием, которое призвано подготовить его ко взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

В физиологическом плане подростковый период характеризуется ростом количества выработки целого ряда гормонов. Их правильное сочетание и взаимодействие являются залогом своевременного и правильного развития ребенка.

У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Чаще начало полового созревания приходится на 12-14 лет.

В 10-11 лет отмечается увеличение размера яичек и полового члена;

В 11-12 лет становится заметна пигментация мошонки и начало оволосения лобка;

В 12-13 лет рост волос на лобке увеличивается, происходит дальнейшее увеличение полового члена и яичек;

В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологиче­ской зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокрин­ной системе. Деятельность гипофиза активизируется, особенно его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней сек­реции (щитовидной, половых, надпочечников). Их деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме подрост­ка, в том числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое созревание (развитие половых органов и появление вторичных половых признаков). Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. В настоящее вре­мя, когда наблюдается акселерация физического развития и по­лового созревания, некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в 10-11, мальчики – 12-13 лет.

Рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки – специфические моменты физического развития в под­ростковом возрасте, которые обозначаются особым термином скачок в росте . Благодаря этому пропорции тела приближают­ся к взрослым. В подростковые годы позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до 14 лет пространство между позвон­ками еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению. Наибольшие нарушения осанки происходят в 11-15 лет, хотя в этом же возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем потом. К 20-21 году заканчивается срастание костей таза.

Увеличение мышечной силы расширяет физические возмож­ности подростка. Однако мышцы подростка утом­ляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длитель­ным напряжениям. Перестройка моторного аппара­та часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появ­ляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Это может порождать неприятные переживания, неуверен­ность.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, и быст­рее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функ­циональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой си­стемы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяно­го давления, головных болей, головокружения, быстрой утом­ляемости.

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в систе­ме активно действующих желез внутренней секреции. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подрост­ковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъе­мом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отри­цательные эмоциональные переживания (страх, гнев, обида) могут быть причинами эндокринных нарушений (временное прекращение менструального цикла, развитие гипертиреоза) и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляют­ся в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивно­сти в работе, в расстройстве сна.



Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологиче­ских образований:

1) происходящие изменения делают подростка объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости;

2) половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Отрицательное влияние могут оказывать книги и кинофиль­мы, предназначенные только для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о проблемах любви и пола провоци­руют развитие повышенного интереса к интимной стороне чело­веческих отношений, эротических тенденций и ранней сексу­альности. Нормой для подростков обоего пола является пробуж­дение первых романтических чувств.

Вступление ребенка в подростковый возраст иногда наступает неожиданно для самих детей, но больше для родителей, которые ожидают гормональных всплесков и сложности во взаимоотношениях не ранее, чем в 15-16 лет. Но ранний подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет и приносит много сюрпризов. Давайте разберемся, в чем особенности раннего подросткового возраста, чего ждать в этот чудесный и проблемный период. Как понять ребенка и помочь ему адаптироваться к изменениям нового возраста.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Вступление в подростковый возраст – это кризис, который вызван внешними и внутренними переменами. Старые способы, интересы, модели поведения больше не приносят желаемого результата, не удовлетворяют потребности ребенка. Подростковый кризис – это переход из мира ребенка в мир взрослых, такой себе пограничный этап, вызывающий существенные изменения и противоречия, как внутриличностные, так и межличностные.

Ребенок 10-11 лет нуждается в особенной поддержке со стороны родителей, учителей, психолога. Перед ним стоят сложные задачи, которые предъявляет внешний мир – новая система обучения, переход из младшей в среднюю школу, кабинетная система, высокая учебная нагрузка. При этом внутренние изменения тоже дают о себе знать – сложно концентрировать внимание на чем-то одном долго, появляются изменения в теле, в отношениях уже прослеживается своя позиция, которая выражается порой в резких реакциях и высказываниях, вдобавок еще и частые перемены настроения. В этот период начинается половое созревание и происходит полоролевая идентификация. Все вместе – это существенный стресс для ребенка и ваша обязанность его понять и максимально помочь.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С МЛАДШИМ ПОДРОСТКОМ?

  1. Физические изменения в теле и организме, вызванные активным быстрым ростом.
  2. Изменения в психической сфере, перепады настроения, связанные с гормональными всплесками и началом полового развития.
  3. На первый план выходит потребность в общении со сверстниками, которые становятся референтной группой (раньше этой группой были родители и учителя младших классов).

Развитие самостоятельности и поддержка взрослости подростка

В этом возрасте желание быть самостоятельным очень велико. У ребенка появляется потребность в отдельности, желание иметь свой мир, отделиться территориально – иметь свою комнату, свои секреты. В этом для него признак взрослости, к которой он так стремится. Задача родителя поддержать потребность ребенка в самостоятельности и поощрять попытки, но и давать возможность ошибаться и пробовать снова. Поймите, что ребенок овладевает своей самостоятельностью, и много в чем ему еще нужна ваша помощь. Но заявлять он может абсолютно противоположное. Давайте ему возможность «отходить» от вас, но в сложный момент, возвращаться за помощью, только так он сможет стать самостоятельным. Как в детстве, когда малыш учится ходить: встал, упал, опять встал, взялся за руку, потом сам пошел – если ему руку не давать или не отпускать вовсе, учиться будет очень долго, так и с подростком.

Второй признак – копирование поведения или внешности значимых взрослых (появляются кумиры-звезды). Часто подростки начинают копировать поведение родителей или других родственников. Здесь уместно сказать известную истину – не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Если вы не лучший пример для подражания, готовьтесь, ваш ребенок будет делать тоже самое. Поэтому, следите за собой, за привычками, за словами, за здоровьем, внешним видом, образом мыслей.

Самооценка подростка

Для развития самооценки младшего подростка важна адекватность оценки его окружающими – родителями, учителями, тренерами (если ребенок занимается спортом или творчеством) и ровесниками. Под влиянием этих оценок формируется адекватное восприятие себя, своих действий в учебе, поступков в общении со значимыми людьми и своих эмоций в целом.

Что касается внешности – это один из важных вопросов в подростковом возрасте. Особенно болезненно это протекает у девочек – появляется желание выделиться, или наоборот быть не хуже других, красиво одеваться, краситься, обладать статусной вещью, например, айфоном последней модели. Задача родителей поддержать в этом, замечать и поощрять уникальность, но контролировать эксперименты со внешностью. Не стоит однозначно запрещать, например, красить ногти или волосы, а вот подобрать наиболее щадящий оттеночный бальзам – будет верной поддержкой.

Любимая фраза родителей «а если все с балкона пойдут прыгать, ты тоже пойдешь?» очень грубая и обидная для детей этого возраста. Они хотят быть частью группы, чтобы их приняли значимые школьники, поэтому много чего готовы сделать «за компанию» или «как все». Ваша задача – замечать эту особенность, в чем-то поддерживать, но объяснять, что важно иметь свое мнение тоже, ведь только от ваших четких установок зависят жизненные правила и ориентиры, которые формируются у ребенка, что допустимо, а что однозначно нет (например, что с незнакомыми людьми никуда ходить нельзя, что нельзя терпеть и молчать, если тебя кто-то хочет обидеть и др).

ПОДРОСТОК НЕ УЧИТСЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Одна из важных физиологических особенностей раннего подросткового периода – быстрая утомляемость. Им физически становится трудно сидеть спокойно целый урок, они начинают «ерзать», отвлекаться, теребить соседа, что сказывается на успеваемости. От родителей 10-11 летних детей часто слышу, что ребенка будто подменили, отлично все было в младшей школе, а теперь учителя жалуются на поведение и отсутствие выдержки у школьника. Это нормальный процесс, который сопровождает рост и физиологические изменения в юном подростке, и скорее всего, это скоро пройдет вместе с повышенной утомляемостью.

Монотонная деятельность быстро надоедает, однообразие вызывает скуку, дети быстро отвлекаются от всего понятного, их нужно удивлять. В этом возрасте в приоритете динамичная, более активная деятельность, которая вызывает интерес у ребенка и дает возможность выразить себя, ведь всем хочется быть замеченным, особенным, чтоб хвалили и учителя, и сверстники.

Рост тела (порой непропорциональный), изменения в голосе делают ребенка неуклюжим и шумным, это сильно раздражает окружающих. Часто слышу, как родители ругают и кричат на детей, но этот процесс имеет причины, нет смысла агрессивно на него реагировать. А вот благодарить за спокойствие, поощрять степенное поведение и показывать достойный пример – то, что нужно!

Физическое развитие девочек сопровождается гормональными переменами в организме и внешними изменениями в теле. Примерно к девяти годам начинает расширяться таз, затем растет грудь. Эти изменения порой болезненны и вызывают дискомфорт у девочек, они начинают стесняться, специально сутулиться, чтобы скрыть появление половых признаков, особенно, если у сверстниц этот процесс еще не так активен. Родители, в частности мамы должны быстро реагировать, вовремя в мягкой доверительной беседе объяснить, что происходит с телом девочки, чем вызваны такие перемены. В раннем возрасте девочки могут думать, что с ними что-то не так и пугаться, поэтому правильная поддерживающая реакция мамы очень важна. Можно устроить праздник-девичник – вместе отправиться в магазин и подобрать удобное белье, важно психологически показать, что изменения закономерны и желанны. Тоже самое касается менархе, но здесь важна подготовительная информативная беседа, желательно заранее. Проявляйте интерес к чувствам, рассказывайте тематические притчи или сказки, и самое главное – делитесь своими эмоциями, это поможет ребенку чувствовать себя принятым.

Старший школьный возраст (возраст с 12 до 17-18 лет) - период половою созревания. Он характеризуется резким изменением функций эндокринных желез. У девочек старший школьный возраст - период бурного полового созревания, у мальчиков - начало полового созревания.
К концу полового созревания можно четко диагностировать низко-рослость и избыточно высокий рост С появлением менструаций увеличение размеров тела девочек резко замедляется. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.
Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, из-за чего возникает повышенная утомляемость, неустойчивость вегетативной регуляции, расстройства сосудистого тонуса.
Часто у школьников отмечают нарушения физического и полового развития Также широко распространены расстройства питания (тучность) и заболевания ЖКТ (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь). У девушек может нарушаться терморегуляция.

Старший школьный возраст подразделяют на подростковый (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет) и юношеский или ювенильный (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 лет).
Подростковый возраст - реально существующий период в жизни человека, когда он уже не ребенок, но еще не взрослый. Под влиянием половых гормонов происходит перестройка эндокринной системы и формирование вторичных половых признаков. В результате реализации генетической программы завершается образование морфологических и функциональных структур организма. Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием.
Выделяют следующие особенности подросткового возраста.
Биологические (функциональные и соматические, в том числе
морфологические и половые).
Психологические.
Социальные.
Функциональные особенности характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной регуляции, эмоциональной лабильностью, сниженной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам. Для подростков характерны сниженная выносливость к физическим нагрузкам, повышенная ранимость по отношению к психическим, физическим факторам, в том числе и экологически обусловленным Эндогенные (очаговая инфекция) и экзогенные (курение, алкоголь, токсичные вещества и наркотики) наносят организму больший вред, чем организму взрослых.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Для периода полового созревания характерна интенсивная дифференциация ЦНС. В этом возрасте завершается формирование коры головного мозга, происходит бурная перестройка в высших регулирующих центрах вегетативных функций, что обусловливает их значительную ранимость у подростков. ЦНС в подростковом возрасте характеризуется снижением порога возбудимости, лабильностью вегетативных реакций. При электроэнцефалографических исследованиях в этом возрасте нередко выявляют преобладание возбуждения над торможением. Возможна медленная реакция на вербальную и звуковую информацию, что важно учитывать при построении учебных программ и контроле их адекватности возрастным особенностям развития. Нейрогуморальная лабильность в пубертатном периоде способствует развитию выраженных изменений со стороны жизненно важных органов и систем, что позволяет считать детей подросткового

возраста группой риска развития функциональной и хронической патологии.
В 13-14 лет усиливается активность симпатоадреналовой системы, что обеспечивает адекватное энергоснабжение и адаптацию организма к внешним воздействиям. Влияние симпатоадреналовой системы к 17- 18 годам постепенно снижается. Временное преобладание симпатикото-нии следует учитывать при оценке состояния здоровья, функций ведущих систем организма подростка, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Изменение эндокринных взаимоотношений в период с 10 до 18 лет приводит к завершению онтогенетических этапов развития: ребенок - подросток - взрослый. Основной особенностью эндокринной перестройки в пубертатном возрасте служит активизация деятельности гипофиза и тесно связанного с ним гипоталамуса. Резкое повышение активности гипоталамуса на начальном этапе полового созревания обусловливает резкие изменения в функционировании организма. Незрелость периферических половых желез и отсутствие их тормозящего влияния считают основным фактором, определяющим чрезмерную активность гипоталамуса.
Продукция гипофизом соматотропного гормона увеличивается с
10-летнего возраста, достигая максимума к 12-14 годам, и именно в
этом возрасте отмечают скачок роста у подростков.
Повышение продукции адренокотрикотропного гормона способ
ствует секреции гормонов надпочечниками, обеспечивая рост костной и
мышечной ткани, формирование вторичных половых признаков и соз
ревание репродуктивной системы, облегчает формирование условно-
рефлекторной деятельности, повышает ее устойчивость, обеспечивает
биологические основы усвоения знаний, трудовых навыков, адаптаци
онно-приспособительные реакции.
Высокое содержание гонадотропинов влияет на формирование по
лового поведения.
Гормоны щитовидной железы воздействуют на все виды обмена,
уровень интеллекта, физического развития и полового созревания. Вы
сокий уровень этих гормонов способствует правильному созреванию
подростков, у которых в силу ускоренного развития повышается пот
ребность организма в тиреоидных гормонах, что часто приводит к «ра
бочей» гипертрофии щитовидной железы. У девочек гиперплазию щи
товидной железы выявляют чаще, чем у мальчиков. Ювенильная гипе
рплазия щитовидной железы может маскировать различные болезни

этого органа, в том числе аутоиммунный тиреоидит, узловой токсический зоб, кисты, рак щитовидной железы.

ИММУННАЯ СИСТЕМА

Согласно современным представлениям, в онтогенезе существует 5 критических периодов состояния иммунной системы, последний из которых совпадает с подростковым периодом (у девочек в 12-13 лет, а у мальчиков в 14-15 лет). В пубертатный период наблюдают уменьшение массы лимфоидной ткани, в первую очередь вилочковой железы и миндалин с разрастанием в них соединительной ткани, что сопровождается снижением показателей клеточного звена иммунитета и может приводить к возникновению хронических воспалительных, аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическое развитие - главный критерий состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития основана на антропометрических данных, полученных при популяционных исследованиях, результаты которых позволили достоверно определить показатели физического развития подростков в возрасте 10-17 лет. Существует определенная связь между гормональной активностью гонад и динамикой физического развития.
Пубертатное ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте: у мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек на 2 года раньше (в 11-13 лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков с 10 лет. После 13-14 лет с наступлением менархе скорость увеличения роста девочек уменьшается, и мальчики вновь начинают их обгонять. До 11 лет масса тела девочек и мальчиков одинакова, с 11 до 14 лет масса тела девочек превышает таковую у мальчиков, а после 15 лет отмечают обратные соотношения, и уже к 16 годам масса тела юношей значительно превосходит массу тела девочек. В последние годы среди подростков уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и массы тела и с избыточной массой тела, однако, стало больше подростков с ее дефицитом. Уменьшение числа подростков с нормальными росто-весовыми соотношениями, снижение распространенности избыточной массы тела, увеличение частоты низкой массы тела свидетельствует о тенденции к грациализации.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

Половое созревание происходит в подростковом возрасте. Созревание репродуктивной системы заканчивается только к 17-18 годам.

В пубертатном периоде возникает интенсивная половая дифференци-ровка. После 8 лет у девочек значительно усиливается рост матки, яичников, у мальчиков - предстательной железы, яичек. Одновременно происходит и качественное изменение их строения. Основным признаком полового созревания у девочек служит менархе, у мальчиков - спермархе.
Первым регистрируемым показателем пубертата у девочек считают
начальное увеличение молочных желез в возрасте от 8,5 до 13 лет. На
чальное оволосение лобка отмечают на 3-8 мес позже первых призна
ков увеличения молочных желез, однако оволосение лобковой области
формируется быстрее, чем развиваются молочные железы: полное ово
лосение лобка регистрируют через 2,5-3 года, а полное созревание мо
лочной железы - почти через 4 года. Оволосение в подмышечных впа
динах появляется в среднем через 1,5-2 года после лобкового, и дости
гает максимума к 18-20 годам. Возраст менархе колеблется в пределах
от 12 до 14 лет (появление менархе в возрасте 9,5-10 лет, по мнению за
рубежных авторов, следует считать вариантом нормы). Правильные
овуляторные циклы устанавливаются через год после наступления ме
нархе, и обычным считают 28-30 дневный менструальный цикл. Для
девочек ранним половым созреванием следует считать увеличение мо
лочных желез (или появление полового оволосения) до 8 лет или ме
нархе до 9-10 лет, а задержкой полового созревания - отсутствие ка
ких-либо вторичных признаков полового созревания у девочек в
расте 13 лет и старше и отсутствие менструаций в 15 лет и старше.
Все соматические изменения, происходящие у мальчиков и обозна
чаемые как период полового созревания, протекают в течение 3-4 лет.
Начало заметного увеличения яичек в возрасте 11,5-12 лет можно счи
тать первым признаком начала полового созревания. Рост яичек закан
чивается к 17-18 годам. Рост и внешние изменения наружных половых
органов начинаются или сразу или спустя 6-18 мес после увеличения
яичек (в среднем с 12-12,5 лет) и заканчивается к 16 годам. Оволосение
на лобке возникает с ростом наружных половых органов в среднем в
12-13 лет и к 16-18 годам достигает выраженности, свойственной муж
чинам. Оволосение в подмышечных впадинах впервые отмечают в сере
дине пубертатного периода (в 13-15 лет). Рост усов и бороды, как пока
затель половой зрелости, регистрируют в конце полового созревания
(15 лет). Поллюции возникают не ранее 13 лет, и к 14,5-15 годам их
наблюдают у большей части подростков. Половое созревание мальчи
ков можно считать преждевременным в случае появления вторичных
половых признаков в возрасте до 10 лет, а поздним - при их отсутствии
в 13,5 лет и старше.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Большие изменения происходят в ССС, которая в пубертатном периоде отличается существенными анатомо-гистологическими и функциональными особенностями. В подростковом возрасте происходит усиленный рост сердца во всех направлениях (в длину, толщину и ширину) и размеры сердца удваиваются. Левые отделы сердца в раннем детском возрасте превышают правые в 1,5 раза, а в пубертатном в 3 раза. Отставание темпов роста правой половины сердца в период полового созревания при повышенных требованиях к ССС может сказаться на механизмах компенсации кровообращения.
Одной из особенностей ССС подростка служит выраженное несоответствие объема полостей сердца емкости магистральных сосудов, которое выражается в том, что диаметр приводящих сосудов больше отводящих, что создает условия для повышенного сопротивления току крови и изменяет характер гемодинамики. Развитие сосудов в основном завершается к 12 годам.
Особенности роста и развития сердца зависят от пола и возраста подростков. Быстрое увеличение объема сердца у девочек отмечают в возрасте 10-15 лет, а после 16 лет размеры сердца не меняются. У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет. Возрастающая нагнетательная сила сердца (ударный объем) и относительная узость сосудов при тенденции их к спазму может привести к повышению периферического сопротивления и развитию гипертрофического варианта сердца в подростковом возрасте, а также к юношеской артериальной гипертензии.
В течение всего периода детства происходит уменьшение , и к 14-15 годам соответствует таковому у взрослых (60-84 в 1 мин). Половые различия выявляют уже в начале пубертатного периода (11-14 лет). У мальчиков пульс становится реже, чем у девочек. Ритм и ЧСС, как и , в пубертатный период подвержены индивидуальным колебаниям.
Начало полового созревания служит мощным фактором, значительно влияющим на уровень . Возрастная динамика средних показателей почти аналогична динамике роста: до 10 лет АД более высокое у мальчиков, с 10-12 лет - у девочек, а с 13-14 лет АД у мальчиков повышается быстрее и остается более высоким в течение всего юношеского периода. У юношей с возрастом отмечают равномерное увеличение значений АД, в то время как у девушек максимальное АД отмечают в возрасте 13-14 лет. К 15-18 годам АД у юношей выше, чем у девушек. Подростки с повышенным АД при наличии наследственной огягощен-ности, избыточной массы тела, гиподинамии или гиперкинезии, хрони-

ческого психоэмоционального напряжения имеют высокий риск стабилизации и прогрессирования артериальной гипертензии. У подростков с ранним половым созреванием, сопровождающимся интенсивным увеличением роста и массы тела, отмечают более высокое АД У девочек с появлением менструаций значение систолического АД повышается, а при установлении регулярного цикла приближается к исходному.
Физиологическая гиперфункция гипоталамо-гипофизарной системы обусловливает высокий уровень продукции катехоламинов и их предшественников, , глюкокортикоидов, тиреоидина, обладающих симпатическим эффектом. Последний вызывает неэкономный режим функционирования ССС и обусловливает возникновение разнообразных отклонений («юношеское сердце»): изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия сердца, малое сердце, митральная конфигурация сердца при его нормальных размерах), нарушение отдельных функций сердца (автоматизма, проводимости, возбудимости), наличие функционального шума над областью сердца и крупных сосудов.
Особенности функции автоматизма сердца у подростков проявляются в различных номотопных нарушениях ритма в виде синусовой тахикардии, тахиаритмии, брадикардии, брадиаритмии, синусовой аритмии Чаще среди нарушений проводимости у подростков отмечают неполную блокаду правой ножки пучка Хиса и нарушение внутрижелу-дочковой проводимости. У подростков могут возникать изменения проведения возбуждения по атриовентрикулярной системе. Синдром ранней реполяризации желудочков в подростковом возрасте также бывает не редкостью, что связано с несовершенством нейровегетативного контроля электрической активации сердца и преобладанием парасимпатических влияний
Нарушение возбудимости миокарда у подростков проявляется в виде экстрасистолии. Экстрасистолы возникают в конце диастолы, характеризуются большим интервалом сцепления и их оценивают как поздние экстрасистолы, что указывает на их доброкачественный генез
В подростковом возрасте возможна физиологическая гипертрофия миокарда левого или правого желудочков. Этот ЭКГ-синдром расценивают как признак быстрорастущего сердца

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Период полового созревания характеризуется завершением формирования костной системы Обмен кальция зависит от функционального состояния органов пищеварения и мочеотделения, с которыми связаны поступление и выведение этого элемента. Изменение гормонального го-

меостаза, наличие патологии органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных и белковых продуктов, продуктов содержащих витамин D, кальций, фосфор приводит к развитию остео-пении, остеопорозу и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника.
В подростковом возрасте часто отмечают Поскольку рост и развитие грудной клетки завершается к 20 годам и происходит гетерохронно, в подростковом периоде часто формируются деформации позвоночника, грудной клетки, артропатии. Из-за патологии костной ткани в последующем возможна социальная недостаточность (ограничения в выборе профессии, трудоустройстве и др.).
В подростковом возрасте отмечают наиболее интенсивное нарастание мышечной массы. У девушек в возрасте 14-15 лет показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин. У юношей мышечная сила значительно увеличивается в 14 лет, но становится такой же как у взрослых намного позже. На фоне пубертатного ускорения роста возможно отставание развития координации движений, что сопровождается угловатостью движений и неповоротливостью.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

В подростковом возрасте заканчивается рост и формирование придаточных полостей носа и гортани, происходят интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост зон и сегментов легких, разрастание межклеточной соединительной ткани, увеличение размеров ацинусов, эластических и мышечных волокон, преимущественно в стенках альвеол и межальвеолярных пространствах. В этот период значительно увеличиваются объем и поверхность легких, жизненная емкость, легочная вентиляция. Дыхание становится глубже и реже. Число дыханий в 17-18 лет соответствует аналогичному показателю у взрослых (16-20 в минуту). К этому времени формируются половые различия в типе дыхания (у юношей отмечают брюшной тип, у девушек - грудной тип) и показателях функции внешнего дыхания, что преимущественно обусловлено более развитой мышечной системой у юношей, чем у девушек.
Организм подростка нередко испытывает недостаток в кислороде, что компенсируется частыми глубокими вздохами. Подростки менее устойчивы к гипоксии, хуже, чем взрослые и дети, переносят кислородное голодание. Девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. Симптомом функциональной гипоксии могут быть обморочные состояния, возникающие у подростков при нахождении в помещении с недостаточным воздухообменом и при неадекватных физических нагрузках.

ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

В подростковом возрасте завершается структурное и функциональное развитие пищеварительной системы: к 14-15 годам оканчивается формирование зубов (кроме 3-х коренных зубов), к 11-13 годам - слюнных желез и пищевода. К 10-11 годам гистологическая структура желудка, а к 11-13 годам слюнных железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека.
Подросткам свойственны гиперсекреция и гиперхлоргидрия натощак и в периоде «последовательной секреции» (повышение количества общей и свободной соляной кислоты). Наряду с повышением эвакуа-торной активности желудка возможен спазм пилорического отдела. Эти особенности желудочной секреции и моторики создают благоприятные предпосылки для формирования функциональных и патологических изменений со стороны желудка.
Важной в практическом отношении особенностью служит свойственная подросткам слабость связочного аппарата брюшных органов, способствующая развитию птоза органов (чаще желудка).
К концу пубертатного периода завершается морфофункциональное преобразование желчевыделительной системы. Характерны ее выраженная моторной лабильность с развитием гиперкинезии или гипокинезии в зависимости от преобладания парасимпатической или симпатической вегетативной нервной системы.
Особенности секреции желез ЖКТ у подростков обусловливают высокую ранимость пищеварительной системы при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, способствуют увеличению частоты гастроэнтерологической патологии в данной возрастной группе со склонностью к прогрессиро-ванию при несвоевременной диагностике и лечении.

ОРГАНЫ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ

Значительные анатомические и функциональные преобразования претерпевает в период полового созревания мочевыделительная система. В этот период происходит бурный рост и совершенствование структуры почки. У подростков к 17-18 годам масса почки почти удваивается по сравнению с таковой у подростков в возрасте 10-11 лет. Одновременно наблюдают интенсивный рост и развитие мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала, что особенно важно при оценке результатов функциональных исследований.

Таким образом, процессы роста и развития составляют основную характеристику детского возраста. На всем этапе созревания (от момента рождения до половой зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами роста.
Рост - отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка - индикатор физического развития детского организма в целом. Замедление роста скелета одновременно приводит к замедлению роста и дифференцировки головного мозга, скелетных мышц,
миокарда и других внутренних органов.
Замедление скорости роста с возрастом. Максимальные темпы рос
та отмечают в периоде внутриутробного развития, а на постнатальном
периоде - в первые месяцы жизни, затем на первом году жизни и др
Неравномерность изменения скорости роста. Этот закон применим
к нескольким периодам жизни: ускорение роста у детей через 2-3 нед
после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста
(после 11-12 лет). У некоторых детей прослеживают еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет. Большинство тканей и органов растут согласно вышеуказанным возрастным показателям или синхронно с ростом скелета. Вместе с тем, для головного мозга, черепа, лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы выделяют особенные характеристики.
Краниокаудальный градиент роста. После рождения дистальные
сегменты растут с большей скоростью по сравнению с верхними или
проксимальными сегментами. В течение всего постнатального роста
стопа увеличивается относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост шеи
или высоты головы. Наличие краниокаудального градиента роста лежит в основе перестройки пропорций тела, происходящей от периода
новорожденности до взрослого возраста. Только в периоде полового
созревания скорость роста туловища больше скорости роста нижних конечностей.
Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет
в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в шири
ну (в поперечнике) При этом, как и в росте ребенка, отмечают чередование периодов вытягивания и округления.
Половая специфичность темпа роста. Существует общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключение состав
ляет только короткий период 2-го вытягивания, который наступает у
девочек раньше, и в это время они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2-3 лет у девочек больше.
В период полового созревания девочки по показателям роста, массы тела, окружности груди превосходят своих мальчиков. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Одновременно наблюдают неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Различия выявляют не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Асимметрия роста. При сложившейся праворукости и леворукости
ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей руки.
Рост скелета в длину происходит исключительно вследствие процессов, происходящих в эпифизарных хрящах, которые и бывают главными «органами» роста ребенка. Все сложные влияния на процессы
роста как на вытяжение скелета опосредованы через изменение функционального состояния эпифизарного хряща.
Растущий организм развивается строго индивидуально, проходя своим неповторимым жизненным путем. Нередко физическое и умственное созревание, функциональная организация двигательного аппарата и внутренних органов, т.е. все, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным возрастом, опережая его, или, наоборот, отставая. Под термином «биологический возраст» подразумевают достигнутый индивидуумом уровень физического развития и других процессов жизнедеятельности. Существует большое количество данных о несовпадении календарного и биологического возраста, из-за чего дети одного календарного возраста по-разному реагируют на физические и умственные нагрузки, влияние средовых факторов.

Основные критерии биологического возраста

Зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых
признаков.
Скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета).
Зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).
Темпы физического развития ребенка.
Темпы нервно-психического развития ребенка.

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание , характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой - испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А.