Экспериментирование 1 младшей группе по фгос. Картотека познавательно – исследовательской деятельности в первой младшей группе. И в любую погоду

Кошкина Галина Ивановна Воспитатель МК ДОУ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 с. Починки, Нижегородская область

Пояснительная записка

Детская любознательность,
Если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Использование метода экспериментирования пропагандировали классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» .

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  • Развивать поисково –познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Опытно- экспериментальная деятельность в первой младшей группе.

Актуальность

Познавательный интерес восприятие.

Восприятие мира ребёнком через чувства и ощущения.

Приобщение ребёнка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Формирование восприятия наблюдений, опыты и экспериментирование

Цель:

  • развитие познавательно – исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие;
  • Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия;
  • Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, формировать единый детско- взрослый коллектив;
  • Развивать психические процессы детей, познавательные способности;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
  • Формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;

Игры с водой

Игры с водой открывают большие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные ёмкости, погружая в воду игрушки или наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатлениями, испытывают положительные эмоции знакомятся со свойствами воды и разных предметов (тёплый- холодный, тонет- плавает и др.)

«Круги на воде» наливаем в таз воды и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде идут круги. Наблюдаем это как происходит. В последствии ребёнок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя.

«Тонет- не тонет»

Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя, какой либо игрушки или куклы. В местах экспериментирования «поселила» персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата.

Дарина сравнивает форму предмета

«Игры с магнитными игрушками

«Как это показывает?»

Игры «Гусеница» «Весёлые прищепки»

«Красный цвет, зелёный это знаем мы.»

«Найди нужное окошко» , «Кто как кричит»

«Чтобы это собрать, надо постараться…»

«Поливаю я лучок.»

«Семицветик, ты расти!»

«Этот листик, так подрос.»

«Что за чудо бабочки, бабочки коробочки.»

«Получилась тут дорожка, разноцветная немножко.»

«Как же, курочки клюют, мелкие горошки?»

«Музыкальный оркестр»

При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные способности детей поэтому:

Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянна возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Благодаря целенаправленной работе по опытно- экспериментальной деятельности дети стали более внимательнее и наблюдательнее.

Игра для ребёнка- это вид активности и возможности узнать окружающий мир.Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Уважаемые родители у вас по рукой столько игрового материала, который поможет вашему ребёнку познать мир, не ограничивайте ребёнка а познавайте вместе с ним!!!

Картотека

Игры и эксперименты

Группа: первая младшая

Осень

Налил-вылил

Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества

Необходимый инвентарь : емкость с водой, один большой и один маленький стакан.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.

◈ Предоставьте ребенку свободу действий.

Выжми мочалку

Игра способствует развитию мелкой моторики

Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.

◈ Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

◈ Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Водонос

Игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движении

Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

◈ Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

◈ Сравните, в какой банке воды окажется больше.

◈ Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.

◈ Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).

Сквозь сито

Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества

Необходимый инвентарь : стакан, сито.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.

◈ Объясните ему, почему вода утекает.

Поплывет или утонет

Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов

Необходимый инвентарь : предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

◈ Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

◈ Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам - в одно, все, что не утонуло, в другое - то, что оказалось на дне.

Зима

Превращения воды

Игра знакомит со свойствами вещества

Необходимый инвентарь : фигурные формочки и формочки для льда.

◈ Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.

◈ Продемонстрируйте это наглядно.

◈ Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.

◈ Понаблюдайте за таянием льда.

◈ Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

Невидимое письмо

Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.

◈ Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.

◈ Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги - рисунок проявится.

Легкий – тяжелый.

Цель

Игровой материал

Ход игры

Волшебная кисточка.

Цель:

Игровой материал

Ход игры

Научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

«Ледяная горка»

Показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

Весна

«Кораблики»

Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

«Соберем водичку»

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

«Солнечные зайчики»

Научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.

Буря в стакане.

Предварительный просмотр:

Игры и эксперименты

Картотека

Группа: Вторая младшая

Осень

Окрашивание воды

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

"Руки станут чище, если помыть их водой".

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Буря в стакане.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

"Мокрый песок принимает любую нужную форму".

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).

“Растения пьют воду”.
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения пьют воду.

"Песочные часы"

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Зима

«Разные ножки топают по снежной дорожке»

Научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры

«Ледяная горка»

Показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки

«Снежный городок»

Научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью

«Разноцветные фигуры»

Научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.

"Вода может литься, а может брызгать".

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).

"Помощница вода".

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Весна

«Кораблики»

Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит

«Нырки»

Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду

«Буруны»

Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане

«Соберем водичку»

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки

«Пена»

Научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.

«Солнечные зайчики»

Научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

«Тень»

Познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени

«Разноцветные стекляшки»

Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

Волшебная кисточка.

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Игровой материал : Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

Ход игры : Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

Легкий – тяжелый.

Цель : познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал : Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход игры : Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

  • игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
  • игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;
  • игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.


Статья по теме: "Экспериментирование в первой младшей группе"

Мы, педагоги и родители воспитанников ДОУ хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д) .

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа) .

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина) ; мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то» , «Я сам!» Это - основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы - извращенная форма реализации «Я сам!» , когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу» .

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел) . Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи) .

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна. Лямина, Александра Платоновна Усова и др.) . Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Короткова Надежда Александровна указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире» .

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

    Развивается речь.

    Происходит накопление фонда умственных умений.

    Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.

Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

    • недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования

Воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детское экспериментирование и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы моего исследования и к внедрению детского экспериментирования в свою практическую деятельность.

Технология опыта.

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет в МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок» .

В нашем МБДОУ есть «Опытническая лаборатория» , однако, я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организация детского экспериментирования.

Организуя детское экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.

Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

В настоящее время, я использую проектную деятельность по развитию деятельности - экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.

Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:

      • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

        подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

        развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

        развивать коммуникативные навыки;

        помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

        способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

        развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;

Занятия проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей) , что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого» . Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и развлечения: «Встреча Снеговика и Ледовика» ; «Путешествие в волшебную страну Вода» ; «День рождения пруда» и др..

Этапы развития деятельности детское экспериментирование в соответствии с возрастом детей.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить со 2-й младшей группы.

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени» . Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки» . Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

В этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель опыта, помогаю детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учу детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Так, например, на занятии «Спрячь колечко» , дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Заключение.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.) , о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности

он располагает в своем опыте, тем значительнее и

продуктивнее при других условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность».

Лев Семенович Выготский.

Актуальность проекта:

У меня возник вопрос: возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр - опытов.

Вид проекта:

Опытно- экспериментальный.

Сроки реализации проекта:

Проект средней продолжительности - 4 недели.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

Расширятся и углубятся знания и представления ребенка об окружающем мире;

Будут развиваться познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.

1. Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.

2. Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с явлениями неживой природы, учить обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.

3. Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)

4. Развивать мышление, речь в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами,

детьми и родителями.

7. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

1. Подготовительный.

Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.

Предварительная работа:

Подбор литературы;

Подбор материала для экспериментирования;

Подбор дидактических игр;

Оформление уголка по экспериментированию в группе;

Наблюдение в природе на прогулке.

2. Основной.

Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.

3. Заключительный.

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.

Итоговое мероприятие: Мастер - класс «Рисование песком на бумаге» (для родителей).

Развлечение с элементами экспериментирования «Ищем ключик от теремочка».

Реализация проекта.

Тема: «Вода».

Тема: «О значении воды».

Цель: Показать значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, прозрачная, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, окрасить.

Игра - эксперимент «Пенный замок».

Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Игры с водой «Теплая – холодная» Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитание аккуратности при работе с водой.

Игры с водой «Плавает или тонет».

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д.); формирование умения играть с водой, с разными игрушками, закрепление понятий «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширение словарного запаса.

Д\И «Чистые ручки», «Помощники».

Опыт «Окрашивание воды».

Чтение стихов, загадывание загадок о воде.

Консультация на темы: «Игры с водой в домашних условиях»

Тема: «Воздух».

Тема: «Что в пакете».

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Тема: «Игры с соломинкой»

Тема: «Игры с воздушным шариком».

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Тема: «Лодочка плыви».

Цель: Показать детям, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игра «Буря в стакане».

Цель: Показать детям, что вода вымещает воздух.

Дыхательное упражнение «Лёгкий ветерок», «Сдуй листок».

Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность.

Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность.

Наблюдение за ветром, игры с вертушками.

Чтение стихов, загадывание загадок о воздухе.

Тема: «Песок».

Тема: «Песок - ее свойства и качества.

Цель: Научить определять свойства песка.

Игра - эксперимент «Следы».

Цель: Вызвать желание рисовать на мокром песке, выяснить, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Опыт «Просеивание мокрого и сухого песка через ситечко».

Игра «Насыпь в ведерко» Вывод: сухой песок сыпется, состоит из маленьких песчинок.

Игра «Юные кладоискатели».

Цель: Познакомить детей со свойствами песка: сыпучий, сухой. В него можно закапывать разные предметы и откапывать их.

Игра «Испечем угощение».

Чтение стихов, загадывание загадок о песке.

Консультация на темы: «Игры с песком в домашних условиях».

Тема: « Бумага»

Тема: «Бумага, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность), и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

«Нарисуй».
Детям выдаются белые листы, фломастеры или карандаши. Детям предлагается нарисовать, например, солнышко. Следовательно, бумагу можно использовать для рисования.

«Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.

Игра «Колобок»- познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием.

Тема: «Легкий- тяжелый».

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие- тяжелые).
Положить лист бумаги на ладонь и сдуть его. Бумага легкая, может летать.

Тема: «Тонет - не тонет»

Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома».

Работа с родителями:

Принести материал для уголка по экспериментированию.

Консультация на тему: «Игры с водой в домашних условиях».

Консультация на тему: «Игры с песком в домашних условиях».

Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 42»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Игры-эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Воспитателя

высшей квалификационной категории

Бахиревой Марины Владимировны

Кострома

1. Введение

1.1.Актуальность темы.

2. Основная часть

2.1. Цель и задачи работы

2.2. Условия

2.3. Принципы

2.4.Формы и методы

2.5. Технология опыта

2.6. Сотрудничество с семьями воспитанников.

3.Заключительная часть:

Выводы, перспектива

Библиография

Приложения:

-перспективный план

- памятка «В помощь воспитателю»

-конспекты -----сценарий родительского собрания

-консультация для родителей

-картотека опытов

Развитие ребенка" href="/text/category/razvitie_rebenka/" rel="bookmark">развития детей , т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать (например игрушки, будильник и т. д.), переливать воду из одного сосуда в другой, бросать в воду предметы, запускать кораблики и т. д. традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности , которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок младшего дошкольного возраста познает объект в ходе практической деятельности с ним. Обычно такая деятельность спонтанна и возникает в том случае, если предмет чем-либо привлёк внимание ребёнка. У значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операционном уровне), поэтому для того, чтобы осуществляемые ребенком манипулирования с объектами выполняли познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, способствовали становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, взрослому важно своевременно контролировать и направлять исследовательскую активность детей в правильное русло. В работах отечественных педагогов /, и др./ говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия.

Слова о том, что «причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов», подчёркивают важную роль взрослого в обогащении познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

Экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным возможностям дошкольников. выделяет экспериментирование как основной вид поисковой (исследовательской) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью и неустойчивостью. Он уточняется и проясняется в ходе поиска, а деятельность носит «пробующий» характер. В первые три года – это практически единственный способ познания мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.

2.1. Цель и задачи проведения работы по организации игр – экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития.

Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе.

2. Знакомить детей со свойствами воды, песка и воздуха.


3. Развивать у детей познавательную активность.

4. Развивать память, мышление, речь.

5. Прививать навыки культурного поведения в природе.

2.2.Условия, которые способствовали достижению результата.

Достижению поставленной цели способствовало моё самообразование по данной теме, соблюдение всех принципов построения детской деятельности, передача инициативы от взрослого к ребёнку, стимуляция любознательности ребёнка, эмоциональная вовлечённость взрослого в образовательную деятельность .

Создание условий для детского экспериментирования позволило мне создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость открытия новых знаний. Это стало возможным при условии моего непосредственного участия в играх-экспериментах.

Немаловажную роль в достижении цели играет созданная доступная среда группы, дети могут самостоятельно повторить опыты, игры-эксперименты, проделанные совместно с воспитателем.

И конечно же тесное и плодотворное сотрудничество с родителями.

Работу по данной теме я начала в 2011 году с детьми первой младшей группы. Игры - эксперименты я проводила в непосредственно-образовательной деятельности с детьми, в совместной деятельности в ходе режимных моментов, во время прогулок, а в средней группе помимо этого реализую данное направление через кружок «Юные экологи».

2.3. Работу по данной теме я строю, опираясь на следующие принципы:

1. Принцип научности . Данный принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развитие познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Ещё рекомендовал «не отвергать науки от детей. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен получать только научно достоверную информацию. В своей работе я использую научную литературу из журналов и книг.


2. Принцип проблемности, который предполагает создание взрослыми, как организаторами детской деятельности, проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Например: предлагаю детям ответить на вопрос: «Что произойдет, если в воду опустить деревянный кубик?» Ответы детей: «Он будет плавать», «Утонет!» Это будет гипотеза, а далее даю каждому попробовать практически выполнить это задание, и каждый ребенок должен получить свой результат, а дальше сравниваем гипотезу и результат, и подвожу детей к выводу.

3. Принцип наглядности.

Так как мышление дошкольника наглядно - образно и наглядно - действенное, то основываюсь на сочетании наглядного материала словесного комментария воспитателя и манипулятивных действий детей, например, когда дети обнаруживают в мыльных пузырях воздух, это происходит наглядно.

4. Принцип гумманистичности.

Он подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребёнка, диалоговую форму обучения, когда ребёнок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Используя этот принцип, я проводила работу на основе сотрудничества и использовала форму диалога с детьми.

5. Принцип сохранения положительного эмоционального настроя детей тесно связан с принципом гуманистичности, при этом активизируются любознательность, проходит боязнь ошибки сказать что-либо не правильно, разлить, рассыпать, испачкаться, а наоборот появляется уверенность, возникает желание действовать, почувствовать себя учёными, исследователями.

6. Принцип возрастной доступности.

Следуя данному принципу, я выстраиваю систему логически последовательного развёртывания знаний и приобретение умений -- от простого к более сложному. От наблюдения за действиями воспитателя, непродолжительного во времени опыта совместно с воспитателем к целенаправленным, обдуманным самостоятельным действиям.

7. Принцип системности и последовательности.

Материал определённым образом упорядоченный в чёткую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего.

То есть подразумеваю возвращение к теме несколько раз, в разных видах деятельности в разных группах. Это позволяет уточнять, конкретизировать и приобретать новые знания на основе уже имеющихся. Например: если в группе раннего возраста дети просто играли с водой, с плавающими игрушками, переливали водичку из одного сосуда в другой, то в первой младшей группе проводились эти же опыты с водой, где дети узнавали о свойствах воды.

8. Принцип развивающей направленности. Игры-эксперименты строятся с учётом зоны ближайшего развития детей. Этот принцип основан на детской активности в экспериментировании; накоплении личного опыта, получении и применении новых знаний и обогащение словаря.