Детям о плоскостопии и его профилактика. Профилактика плоскостопия у маленьких детей. Почему маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты на твердую поверхность

46

Здоровье 13.08.2014

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поговорим о профилактике и лечении плоскостопия у детей. Наверно, эта проблема знакома очень многим родителям. И речь идет не только о том, что это плоскостопие — это косметический дефект стопы, а речь идет о здоровье наших детей. И всем мудрым родителям надо знать все тонкости по этой теме. Предлагаю это обсудить в сегодняшней статье.

Что такое плоскостопие? Это деформация стопы, которая характеризуется опущением поперечного и продольного сводов стопы. Приведены данные, что 70 % школьников уже страдают плоскостопием. Вдумаемся в эти цифры. Просто ошеломляющие. Об этом теперь более подробно.

Почему появляется плоскостопие?

Причин здесь несколько. Дети наши ходят по ровной и достаточно жесткой поверхности. Мы практически забыли, что такое ходить босиком (по траве, по песочку, по камням). В результате всего наша стопа недополучает очень ценную информацию, которая находится в окружающей нас среде. Мышцы становятся вялыми, связки расслабляются, и в результате всего этого возникает плоскостопие. Кому — то это может показаться незначительной проблемой. Ведь так много людей этим страдают и вроде ничего… Однако, посмотрев на это с другой стороны, можно понять, что плоскостопие — это очень серьезная проблема.

Чем грозит плоскостопие?

Из-за плоскостопия в организме нарушается работа верхних суставов, напрягаются колени, тазобедренный сустав, искривляется осанка, могут появляться головные боли, боли в позвоночнике.

Диагностика плоскостопия у детей.

Как родители могут определить плоскостопие у детей?

  • Прежде всего, надо посмотреть на ноги ребенка сзади. При плоскостопии пятки ребенка будут стоять неровно, отклонены.
  • Посмотрите на обувь ребенка. При проблемах она неравномерно стачивается. Появляется стоптанность обуви.
  • Посмотрите, как ребенок ставит стопу на опору: полностью или нет.
  • Можно проверить плоскостопие по отпечатку ноги ребенка. Лучше всего, конечно, для такой диагностики обратиться к врачу ортопеду. Только он скажет вам о серьезности проблем, нужно ли лечить ребенка или просто наблюдаться у врача.

Профилактика плоскостопия у детей.

Можно ли предупредить и приостановить развитие плоскостопия у детей? Нужно как можно раньше установить диагноз плоскостопия у детей. Если нашли какие-то изменения у ребенка в стопе, то у детей гораздо проще повлиять на их дальнейшую судьбу, все лечебные мероприятия у них приносят большую пользу, чем у взрослых, возможности коррекции достаточно широки. Поэтому как можно раньше надо обратиться к ортопеду, чтобы он подобрал комплекс всех процедур.

Меры профилактики плоскостопия у детей:

  • Обращайтесь к врачу. Он подскажет, какую надо приобрести обувь для ребенка. Обувь обычно рекомендуют покупать специальную, с жесткой фиксацией, закрытым носиком, на небольшой каблучке (0,5 см).
  • Пусть ребенок как можно чаще при возможности ходит босиком по песку, гальке, траве. Конечно, здесь мудрость наша нужна.
  • Полезны ножные ванночки для ног детей, лучше такие ванночки делать с контрастной температурой, и затем хорошо растереть ноги жестким полотенцем, а также проводить массаж ступней и ног.
  • Чередовать периоды активности ребенка и отдыхом, чтобы нагрузка на ноги не была чрезмерной.
  • Приобрести специальный массажный коврик и заниматься с ребенком на нем.
  • Укреплять в целом иммунитет ребенка.
  • Особое внимание нужно уделить всему, когда ребенок только-только начинает ходить.

Лечение плоскостопия у детей.

Основные пункты лечения плоскостопия у детей сводятся к тому, что ребенку назначаются ортопедические стельки, обязательно назначается лечебная физкультура, массаж, возможно, методы физиотерапевтического воздействия.

А теперь мы рассмотрим упражнения для профилактики плоскостопия у детей. С нами поделится всем практическим опытом воспитатель детского сада Пивнева Ольга из г. Грязовец. Передаю слово Ольге.

Я покажу оборудование и инвентарь, который использую в своей работе (во время утренней и бодрящей гимнастики, на физкультурных занятиях, в свободное время).

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей.

Массажные дорожки из пуговиц и бусинок

Пуговки и бусинки пришиты. На первой массажной дорожке я из пуговиц вышивала геометрические фигуры. (Дорожке, наверное, 15 лет.)

Дополнительно при ходьбе по массажным дорожкам детям можно предложить такие задания: например, найди треугольник и круг – пошагай по ним; найди маленький круг и перешагни его.

Массажные дорожки из пробочек от пластиковых бутылок

На пробочках с помощью шила сделаны дырочки на расстоянии друг от друга 1 см. Пробочки пришиты.

Массажные дорожки из подставок под горячее

Для изготовления дорожки я использовала подставки под горячее (большие и маленькие). Скрепила их между собой мягкой цветной проволокой.

Массажные дорожки из металлических пробочек

Для изготовления дорожки использовала: деревянную дощечку (покрасила её в серый цвет); пробочки от лимонада и пива (вымыла их раствором с хлоркой); декоративные гвоздики; молоток.

Массажные дорожки прекрасно массирует ступни ног. Мои воспитанники в возрасте до 4 лет ходят по таким дорожкам в носочках. Но есть и смельчаки! А дети постарше по таким дорожкам ходят смело, не боясь. Сделайте себе такой массажёр, не пожалеете!!!

Массажная дорожка из деревянных палочек

Массажёр «Набивные мешочки»

Тряпичные мешочки набиты горохом, фасолью, рисом, гречей, мелкими камушками, желудями.

Массажные коврики «Камни»

Это покупные массажные коврики. При ходьбе по таким коврикам можно дать задания:

  • попрыгай по синему квадратику;
  • перешагни через жёлтый;
  • пройди по узкой дорожке, по широкой.

Массажёр «Косички»

  • Ходьба по косичке;
  • упражнение «Растяни косичку». Ребёнок сидит на стуле. Предложите ему захватить концы косички пальцами, ножки приподнять и развести их в стороны. Повторить упражнение раза 3-4.

Упражнения с деревянными палочкими.

Сидя на стуле, ребёнок ступнями ног катает палочки. Катать палочки можно двумя ногами вместе или сначала одной, а потом другой.

Аналогично можно выполнить упражнения, используя такой массажёр.

Упражнение «Подними пробочку»

Ребёнок сидит на стуле. Предложите ему пальчиками захватить пробочку и удержать её в таком положении (счёт до 3). Разжать пальчики, чтобы пробочка упала. Повторить упражнение. То же самое упражнение повторить и другой ножкой.

Для захватывания можно также использовать палочки, карандаши, камушки, платочки, верёвочки, шнурочки…

Упражнение с гимнастическими палками

Положите около стула гимнастическую палку. Предложите ребёнку встать ножками на неё и, взявшись (придерживаясь) за спинку стула приседать.

Предложите походить по палочке взад – вперед.

В летнее время на улице детям можно предложить походить босичком по травке, по песочку (обыграйте: представьте, что вы идёте по тёплому морскому берегу, слышен шум моря. А что ещё вы слышите?…), по плоским камушкам на носочках (обыграйте: Лисичка крадётся на носочках, высматривает зайчика), на пяточках (обыграйте: Козлик упирается, не хочет идти домой, не слушается хозяйки), на внутренних и внешних сводах стопы (обыграйте: Мишка переваливается с боку на бок, сердится, не может найти ягодки малины, мёда).

Желаю всем читателям блога крепкого здоровья и успехов во всём.

Пивнева Ольга, г. Грязовец

Вот такие замечательные советы, упражнения для профилактики плоскостопия у детей от Ольги. Огромное ей спасибо.

А для души мы сегодня послушаем You raise me up with Secret Garden . Удивительная композиция, такая песня. Secret Garden с певцами Espen Grjotheim and Tracey Campbell Надеюсь, вам понравится.

Желаю всем здоровья. Надеюсь, что советы по профилактике и лечении плоскостопия у детей будут вам полезны. Наслаждайтесь летом. Не так и долго нам остались вот такие теплые денечки. Красоты всем, тепла и радости жизни.

Сегодня у меня на блоге снова статья в рубрике «Рецепты от читателей». Я так рада, что новая рубрика моя начинает просто оживать. И опять...

Ирина Дуденкова
Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врождённая форма, при которой стопы имеют характерный вид- стопа-качалка или пресс-папье. Гораздо чаще ставится диагноз - плосковальгусная установка стоп , в этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.

Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе. Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением : изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Виды плоскостопия .

Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие , возможно сочетание обеих форм.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6-летнего возраста нелегко , так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы . Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Диагностика.

Стопы ребёнка до трёх лет кажутся плоскими , потому что выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. Поставьте босого ребёнка на стол или на пол, и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Если, глядя на ребёнка сзади, вы заметили, что его пятки отклонены кнаружи от продольной оси голени, или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки, заламывая задники и стирая внутреннюю часть подошвы, то это достаточно серьёзный повод для обращения к ортопеду. Ранняя диагностика, своевременно начатое лечение или профилактика предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребёнка здоровыми и крепкими.

Последствия.

Излишний вес ребёнка ещё больше усугубляет ситуацию. Полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто . К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьёзно и считают, что с ростом ребёнка стопы сами собой приобретут нормальное строение, однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребёнка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника. Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием , не может овладеть правильными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги, ребёнок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников. Отсутствие рессорной функции уплощённой стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах .

Профилактика .

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двигательная активность. Мышцы ребёнка должны правильно развиваться : не стоит детям до года надевать жёсткую обувь.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте , плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.

Деформация стоп - процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Лечение плоскостопия должно быть комплексным : массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь. Процесс исправления дефектов стоп должен быть непрерывным и достаточно длительным, включать в себя меры, укрепляющие весь организм ребёнка.

Комплекс массажных упражнений при плоскостопии .

Массаж при плоскостопии проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребёнка . Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног, области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

1. Ребёнок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

2. Массаж спины- поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам, растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

3. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

4. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев, разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление, снова поглаживание.

5. Задняя поверхность ноги- общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами, поглаживание.

6. Массаж голени (задняя поверхность) более дифференцированный, так как состояние мышц при плосковальгусной установке стопы различно.

После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу, по наружной её части (латеральной головке) выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание, широко применяются расслабляющие приёмы : поглаживание, потряхивание, растяжение.

7. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приёмы : энергичное растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, интенсивное разминание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание пальцами, рубление) .

8. При массаже стопы ей придают положение лёгкой супинации (поворота подошвой кнутри, подошву поглаживают и интенсивно растирают, внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы.

Гимнастика при плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей включает в себя регулярные прогулки по неровным поверхностям босиком. В летний период ребёнок, страдающий плоскостопием , может ежедневно ходить босиком по асфальту или траве. В зимний период рекомендуется использовать для коррекции плоскостопия специальные коврики с ворсистой поверхностью, по которым малыш также должен ходить босиком. На дачном участке или во дворе многоквартирного дома для ребёнка можно создать своеобразную песочницу, в которой будет присутствовать крупный песок и галька. Отличный эффект дают массажные упражнения при плоскостопии у детей в сочетании с тёплыми ванными. Ножки малыша необходимо опустить в ванночку с тёплой водой и галькой. Мелкие камешки постепенно скорректируют свод стопы, а тёплая вода расслабит связки и мышцы.

Упражнения при плоскостопии у детей

Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие , должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз) :

В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;

Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;

Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;

Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;

Ходьба на пятках и носках;

Подъём на пятки и носки;

Импровизированная ходьба по гофрированному коврику;

Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;

Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;

Выполнение упражнения «Велосипед» с акцентом на движение стопами.

Основной гимнастикой при плоскостопии у детей является велоспорт , альпинизм, лазанье по канату и спортивным брусьям, плавание. Родители должны больше внимания уделять формированию правильной походки у маленького ребёнка. При ходьбе стопы должны располагаться параллельно друг другу. Ребёнок должен идти, опираясь на внешние края стопы.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии . Её особенности.

Если детский ортопед поставил вашему ребёнку диагноз «плоскостопие » , то лечение необходимо начинать незамедлительно. Наряду с медицинскими средствами и массажными процедурами хороший эффект при детском плоскостопии даёт лечебная физкультура. Гимнастика при плоскостопии у детей – одно из эффективных направлений коррекционной физкультуры. Регулярное выполнение ребёнком гимнастических упражнений позволит :

Эффективно тренировать все мышцы стопы;

Значительно улучшить кровообращение в ногах;

Тренировать связки стопы;

Устранить болевые ощущения и дискомфорт, нередко возникающие при развитии плоскостопия ;

Активизировать выработку суставной жидкости.

Эффективную коррекцию стопы помогают осуществить профилактические упражнения при плоскостопии у детей . Врачи-ортопеды рекомендуют выполнять их в положении стоя. Так, если ребёнок сидит на стуле, ему можно предложить согнуть (разогнуть) пальчики на ножках, поднимать от пола пяточки и носочки поочерёдно, делать круговые движения стопами, сильно тянуть вперёд носочки, не отрывая от пола носки с силой разводить в стороны пятки.

В положении стоя ребёнок может выполнить такой комплекс упражнений :

Постоять на внешних краях стоп несколько минут;

Приседать, стараясь не отрывать пяток от пола;

Выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей часто связана с использованием мяча, как основного элемента многих коррекционных упражнений. В положении сидя ребёнок может подтягивать ножками лежащий на полу мяч к себе или катать мячик различными способами (сидя – по кругу в разные стороны, складывать несколько разбросанных на полу мячиков в мешочек при помощи ног). При поддержке родителей малыш может стать на мяч и катать его по полу ногами. Отмечается хороший лечебный эффект при использовании игр для коррекции детского плоскостопия . В процессе игры ребёнок должен выполнять различные задания на сгибание пальцев ног и стопы, ходить на носках и внешних краях стопы.

Реферат

Плоскостопие у детей дошкольного возраста

Введение

дошкольный плоскостопие патология

Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60%.

Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Исследования, проведенные отечественными учеными в разные годы, выявили плоскостопие у 20-30% обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей плоскостопие отмечается 7-8% случаев. Плоскостопие у взрослых является, как правило, результатом недоразвития или деформации детской стопы - оно наблюдается примерно в 50% случаев.

Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокое расстройство здоровья и даже приводят к инвалидности. В силу самого характера болезни плоскостопие создает некоторые ограничения в выборе профессии.

Плоскостопие - трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия.

1. Что представляет собой стопа

Человеческая стопа представляет собой сложнейший механизм. Известно, что ни у одного животного нет пружинящего свода стопы. Даже прыгучие кенгуру и тушканчики обходятся без него.

Стопа сложный биологический орган, напоминающий «сводчатое» сооружение. В продольном её направлении образуется продольный свод, а в поперечном - поперечный. Кости стопы соединены при помощи суставов и укреплены связками. Свод стопы удерживается длинной подошвенной и пяточно-ладьевидной связками. Следовательно, активная роль в поддержании высоты свода стопы, ее рессорной функции принадлежит мышечно-связочному, костно-мышечному аппарату стопы, мышцам голени, голеностопного сустава. Стопа как единое целое функционирует по законам биомеханики.

В норме при опоре на стопу основная нагрузка приходится на пяточную кость, головки I и V плюсневых костей и на наружный край стопы. Линия опоры стопы при плоскостопии смещается внутрь.

Значительную роль в удержании стопы в правильном положении играет суставная сумка, соединяющая кости стопы с костями голени, а также боковые связки с голеностопного сустава, внутренняя и наружная.

Костные своды стопы укреплены также мышцами и фасциями. Продольно расположенные мышцы укорачивают стопу, а косые и поперечные суживают. Такое двустороннее действие мышц сохраняет сводчатую форму стопы, обеспечивает пружинистость и эластичность походки. А это значительно смягчает удары стопы о землю во время ходьбы, бега, прыжков, ограждая, головной и спинной мозг, а также внутренние органы от сотрясения.

Стопы детей отличаются от стоп взрослых по своему строению и функции.

Вначале скелет стопы проходит хрящевую, а затем костную стадию развития. Заканчивается процесс превращения хрящевой ткани в костную к 15-19 годам. Вот почему детская стопа очень чувствительна как к положительным, так и отрицательным влияниям внешних факторов.

Особенность скелета детской стопы - ее радиальная, лучевая форма (т.е. она наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне пучков плюснефаланговых суставов, как у взрослых).

Кости стопы ребенка, особенно в возрасте 1-3 лет, интенсивно увеличиваются, дифференцируются по форме и структуре. Неокрепший костный аппарат с эластичными связками, слабыми мышцами является причиной значительных колебаний высоты свода в нагрузке.

Стопа ребенка на этапе ее формирования и развития имеет свои особенности. Так у детей до 5 лет на подошве хорошо развита подкожная жировая клетчатка, заполняющая свод стопы, что может быть ошибочно принято за плоскостопие. Объем движений стопы у детей больше, чем у стопы взрослых.


. Плоскостопие и его виды

Плоскостопие- заболевание, которое характеризуется деформацией сводов стопы (их уплощением). При развитии плоскостопия свод стопы перестает выполнять свою главную функцию - равномерное распределение нагрузки. Происходит нарушение амортизирующих свойств стопы.

Как уже было упомянуто выше, стопа человека в своей основе имеет два свода - продольный. При отсутствии каких-либо нарушений эти два свода и связочно-мышечный аппарат работают как единое целое, равномерно распределяют нагрузку и помогают организму удерживать равновесие. Однако в силу ряда причин в работе данной системы происходит дисбаланс. Начинается уплощение продольного свода стопы (продольное плоскостопие) или распластывание по ширине передней части стопы (поперечное плоскостопие). При сочетании обоих деформаций говорят о комбинированном или продольно-поперечном плоскостопии.

По характеру течения болезни выделяют 4 стадии плоскостопия: предболезни (продромальная стадия); перемежающегося плоскостопия; развития плоской стопы; плосковальгусной стопы.

По степени заболевания выделяют плоскостопие: I степени; II степени; III степени.

По этиологии заболевания плоскостопие разделяют на: врожденное; рахитическое; паралитическое; травматическое; статическое.

След ноги при различных степенях плоскостопия от нулевой до третьей

3. Особенности плоскостопия у детей дошкольного возраста

В норме свод стопы у детей до двух лет еще достаточно уплощен. Это связано с физиологическими особенностями развития человека - в раннем возрасте костная ткань еще достаточно эластичная и мягкая. Детская стопа в сравнении со стопой взрослого человека имеет ряд отличий: она короткая и широкая, пальцы неплотно прилегают друг к другу. Детские стопы не приспособлены к длительным нагрузкам, они очень быстро устают и более подвержены деформации. Наиболее часто детские стопы подвержены продольному плоскостопию.

Плоскостопие у детей может быть врожденным, что определяется уже в роддоме или на первом приеме у ортопеда, когда ребенку исполняется месяц. Врожденное плоскостопие может быть связано с целым рядом причин: наследственность, пороки развития. При врожденном заболевании лечение следует начинать с того момента, как поставлен диагноз. Для исправления врожденной деформации стоп нередко применяют специальные гипсовые повязки или специальные лангеты. Однако врожденное плоскостопие встречается достаточно редко.

Зачастую, плоскостопие носит приобретенный характер. Существует несколько основных физиологических причин развития плоскостопия у детей в раннем возрасте: неокрепшие кости; слабый мышечно-связочный аппарат.

Немаловажную роль для лечения плоскостопия в раннем возрасте играет лечебный массаж и лечебная физкультура. Для улучшения кровоснабжения и повышения тонуса мышц используется комплекс закаливающих процедур. Также для профилактики и лечения плоскостопия у детей используют специальную ортопедическую обувь или ортопедические стельки.

Ребенку не следует ходить дома босиком, особенно в возрасте до двух лет, так как поверхность пола ровная, а свод стопы еще полностью не сформирован. Зато в летний период прогулки босиком по песчаному пляжу, мелкому гравию или траве даже показаны.

. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.

Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп.

Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.

Для профилактики плоскостопия у детей, начиная с 3-4 недель жизни ребенка, следует применять массаж. Массаж стоп способствует укреплению мышц, нормализации их тонуса, увеличению эластичности сухожилий и связок, подвижности суставов. По мнению многих авторов, в комплексы гимнастики для грудных детей, начиная с возраста 6-8 недель необходимо также включать специальные упражнения для стоп.

При обучении детей ходьбе наиболее эффективен показ движений. Показывая ходьбу, преподаватель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов. Словесные указания должны быть точными, понятными детям.

Для исправления такого недостатка, как шарканье стоп, рекомендуется вводить задания с переступанием линий, кубиков и т.п., приучающие ребенка выше поднимать ноги при ходьбе. Добиться того, чтобы при ходьбе ребенок разворачивал стопы наружу, не косолапил, можно путем создания специальных условий, которые позволили бы ему опереться на свои мышечные ощущения и конкретизировали бы поставленную перед ним задачу. Так, например, полезны упражнения в ходьбе по дорожке с обозначенными на ней следами, определяющими угол разворота носков наружу 13,5° для детей младших групп, 15° - для детей средней группы.

Для формирования навыка бесшумной ходьбы следует использовать образные сравнения («Походим тихо-тихо, как мышки»), игровые задания (например, преподаватель - «кот», а дети - «мышки», которые идут по кругу в колонне друг за другом, стараясь передвигаться бесшумно, а «кот» останавливает тех детей, которые допустили шарканье и шлепанье стопами).

В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы. Использование разнообразных видов ходьбы способствует не только укреплению мышц ног и стоп, но и формированию правильной походки.

В процессе занятий по физической культуре необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа для разгрузки стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Также положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.

В двигательной деятельности детей дошкольного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление.

У детей младшего дошкольного возраста стопа не обладает достаточной эластичностью, поэтому ребенок приземляется тяжело, на всю стопу, на прямые ноги. В связи с этим необходимо тщательно отбирать содержание прыжковых упражнений, доступных для ребенка, способствующих укреплению его нижних конечностей и тазового пояса. На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Необходимо шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления - ритмичные приседания и выпрямления, переходящие в подпрыгивания.

Упражнения в прыжках в глубину (спрыгивание) для детей младших групп допускаются с предметов высотой не более 10-15 см и используются редко, так как стопа у детей развита еще не достаточно, координация движений слаба и приземление получается довольно жестким. При спрыгивании с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носки, а затем на всю стопу, сгибая колени. В средней и старшей группе допустимо спрыгивание с предметов высотой 20-30 см, а в подготовительной - 30-40 см.

Необходимо также учитывать, что при выраженном плоскостопии у детей упражнения в прыжках и спрыгивания с высоты исключаются.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем, следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.

В течение урока по физической культуре дети не должны много стоять, во время объяснений их лучше посадить, так как детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

В большинстве случаев приобретенного плоскостопия коррекция может быть достигнута систематическим применением средств физического воспитания и лечебной физической культуры.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования и инвентаря в повседневной самостоятельной двигательной деятельности. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Закаливаниеявляется одной из форм физического воспитания детей. При планировании системы закаливания в детском саду с целью профилактики и коррекции плоскостопия следует предусмотреть применение закаливающих процедур для стоп.

С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК, которые назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной деятельности, увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей, повышение общей физической работоспособности.

При использовании средств ЛФК в начале лечебного курса специальные коррекционные упражнения выполняются из исходных положений лежа и сидя, при разгрузке стоп. Они включаются в занятие вместе с общеразвивающими в возрастающей дозировке; перед занятием целесообразно проводить массаж стоп. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используются упражнения в ходьбе на носках, пятках, наружном крае стопы, с параллельной постановкой стоп.

Эффективность использования средств ЛФК при коррекции плоскостопия повышается при комплексном лечении, сочетании ЛФК с гигиеническими процедурами, рациональным двигательным режимом, ношением специальной обуви (стелек-супинаторов).

Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия.

Одним из традиционных методов закаливания человека, известных с древности и широко практикуемых во многих странах, является босо хождение. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (но температурному и механическому раздражению) действуют на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.

После каждого хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2-3-минутный массаж (разминание пальцев и подошв).

Начинать закаливание водой рекомендуют с наименее резких воздействий - местных обтираний или обливаний. Одной из наиболее простых и мягко действующих водных закаливающих процедур, которую можно применять не только абсолютно здоровым, но и ослабленным детям, является обтирание стоп. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Иногда в воду, которой пользуются для обтирания, с целью усиления ответной реакции кожи добавляют поваренную соль (из расчета 1-2 чайные ложки на стакан воды). Обтирание начинают с температуры воды 32-33°С, постепенно снижая ее на 1°С каждые 2-3 дня, постепенно доводя до температуры 15-16°С. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.

Другой эффективный способ закаливания ног и профилактики плоскостопия - контрастные ножные ванны. Ребенок погружает ноги в ведро или таз с водой, начиная с температуры 26-28°С и постепенно снижая ее через каждые 10 дней на 1°С, доводя ее до 15°С. Длительность приема первых ванн - не более 1 минуты, постепенно увеличивая время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка двигать пальцами ног и стопами, выполнять «топтание» в воде. После ванны ноги тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Регулярное обмывание стоп прохладной водой с последующим их растиранием также способствует профилактике и коррекции плоскостопия.

Любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался и ждал. Это и является сигналом правильности выбранной методики. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играет эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям. Благоприятная социально-психологическая атмосфера повышает эффективность закаливания.

Итак, чрезмерная нагрузка на ноги и неудобная обувь постепенно лишают стопу данных ей от природы изящных изгибов или с самого начала мешают их развитию. Чтобы предотвратить возникновение плоскостопия у детей дошкольного возраста необходимо:

правильный выбор обуви с первых шагов - обувь должна быть удобной, легкой, соответствовать размеру, иметь жесткий задник и эффективно фиксировать ногу, иметь качественный супинатор и каблук 3 мм;

Прогулки босиком по песку, мелкому гравию, траве;

закаливающие процедуры для ног;

массаж стоп;

комплексные физические упражнения (для детей старшего возраста).

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Заключение

С первыми шагами ребенка начинается и процесс формирования его стоп. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало (иными словами, возникло плоскостопие), то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болям в спине и шейном отделе, артритам, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия с самого раннего детства.

Не следует забывать, что успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей.

Родители, педагоги, медицинский персонал образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребенка на боли при относительно невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться систематически. Это ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильная организация физического воспитания.

Список используемой литературы

1.Краснова И. Плоскостопие: мишка косолапый [Текст] / Краснова И. // Няня. - 2006. - №10. - с. 30-31

2.Максимова А. Мягкие шаги [Текст] / Максимова А. // Здоровье школьника. - 2010. - №8. - с. 50-51

.Нагорнова С. Здоровые стопы - уверенный шаг [Текст] / Нагорнова С. // Вы и ваш ребенок. - 2008. - №1. - с. 38-39

.Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия - М., 2002.

Профилактика плоскостопия: можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Какой должна быть первая обувь малышей и какую нельзя использовать? Как сделать плантограф своими руками? Упражнения для профилактики плоскостопия.

Малыши любят прыгать. Можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Как такой вид движения связан с состоянием стопы малыша? Какие упражнения полезны для ребенка? Как сделать плантограф своими руками? Как выбрать обувь?

Профилактика плоскостопия у маленьких детей.

Лето – пора прогулок. Малыши очень любят двигаться, и это замечательно! Но не все движения полезны и безопасны для них. Вот малыш 2,5 лет забрался на крылечко подъезда и минут десять подряд с радостью и упоением повторяет одно и то же движение – забирается на крыльцо и спрыгивает с него на асфальт. А мама беззаботно в это время разговаривает с подружкой – малыш занят делом, двигается, всё вроде бы хорошо. Но это не так!

Почему маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты на твердую поверхность?

Дело в том, в первые три с половиной года жизни ребенка его стопа еще не развита и находится в состоянии формирования. Поэтому детям до трех лет категорически нельзя разрешать прыгать с высоты (с крыльца, скамейки, бордюра) на асфальт или на дорожку в парке, покрытую каменными плитами. Ведь опорно — связывающий аппарат стопы еще слаб в этом нежном возрасте. Тем более нельзя ребенку делать такие движения постоянно и длительное время!

Что делать, если малыш обожает прыгать с высоты? Ведь нельзя же запретить малышу прыгать? Конечно, запретов для ребенка должно быть очень мало, чем меньше – тем лучше. Поэтому нужно не запрещать прыгать, а дать ему альтернативу: «На асфальте прыгать нельзя, а на песочке можно. Давай попрыгаем на песочке!» Причем это «нельзя» должно быть запретом на всё время – нельзя прыгать на асфальт и при маме, и при бабушке, и при папе, и утром, и вечером, и во дворе, и в парке. И ребенок тогда понимает требование взрослых и без проблем его выполняет. А вот так не должно быть – что сегодня «Ничего, один раз можно, прыгни», а в следующий раз – «Я тебе сколько раз говорила не прыгать на асфальте!». Требование к малышу должно быть единым и постоянным, тогда оно не будет его нервировать и вызывать капризы и слезы. Если малыш спрашивает, почему нельзя спрыгивать на асфальт, то можно ему объяснить причину – скажите, что ножкам полезно прыгать на песке, а вот прыгать на асфальте — это вредно для ножек.

Действительно, совершенно безопасно и даже полезно ребенку прыгать и спрыгивать с небольшой высоты на мягкую поверхность – мат, песок, мягкую землю покрытую травой. Очень полезно прыгать через лужи или через ручейки, как лягушки или как зайчики, быстрее и медленнее, выше и ниже, «с кочку на кочку». Эти упражнения малыш сможет выполнить, только когда стопа будет готова к нагрузке. Если стопа не готова, то малыш просто не сможет перепрыгнуть и шагнет вместо этого. А значит, вреда себе не нанесет. Также полезно перешагивать через палочки или через веревочку, поднятую над землей на 5-15 см, перешагивать через препятствия (разложите, например, кубики в ряд на расстоянии 20 см друг от друга), преодолевать препятствия чередующимся шагом, пролезать через обруч, подлезать под веревочкой (высота 25-30 см).

Как только малыш начинает ходить, можно сделать плантограф своими руками и получать с его помощью достоверную информацию о том, как постепенно формируется его стопа. Изготовление плантографа я даю в этой статье по технологии врача – педиатра, кандидата медицинских наук Л.Г. Голубевой (Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М., 2012). Я очень советую всем родителям маленьких деток и тем, кто еще собирается стать мамами малышей приобрести эту книгу.

Как сделать плантограф своими руками?

Вы сделаете плантограф своими руками за 1 минуту! Возьмите большие пяльцы для вышивания и заправьте в них хлопчатобумажную ткань, а на нее заправьте – полиэтиленовую пленку. Вот и всё!

Теперь учимся пользоваться плантографом.

  • Разводим тушь водой в соотношении 1:1. Смачиваем ватный тампон в получившейся смеси и смачиваем смесью хлопковый слой плантографа.
  • Кладем на пол лист бумаги, на него кладем пяльцы хлопковой смоченной стороной вниз. Сверху хлопкового слоя находится слой полиэтилена, на который встает ребенок. Т.е. получается слоеный пирог: вверху пленка, под ней смоченная ткань, а под тканью лист бумаги. На этом «слоеном пироге» стоит малыш.
  • Получается отпечаток стоп.

Такую процедуру можно делать раз в три месяца, отслеживая, как изменяется стопа ребенка и как развивается связочно – мышечный аппарат.

Более простой вариант – после ванной поставить малыша с мокрыми ножками на лист бумаги. Или смазать его ножки детским кремом и поставить на лист бумаги. Получится отпечаток стопы.

Как оценить результаты?

На отпечатке стопы ребенка нужно отследить две линии – нарисуйте их:

  1. Линия от середины пятки до точки А. Точка А находится во втором межпальцевом промежутке, т.е. между вторым и третьим пальчиком на стопе.
  2. Линия от середины пятки до основания большого пальца.

Если обе эти линии у Вас получились внутри контура стопы – то она плоская. Если вне линий отпечатка стопы – то стопа нормальная.

У большинства деток созревание стопы завершается в возрасте 3 лет – 3 лет 3 месяцев. Если же ребенку больше 3 лет, а стопа плоская, то это повод для беспокойства.

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание и при необходимости обратиться к врачу – это положение пятки. Его можно определить по обуви малыша: если ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, то это вальгусное положение. Если малыш стаптывает наружную часть подошвы, то это варусное положение. При нормальной стопе ось голени и пятки совпадает. При продольном плоскостопии они образуют угол, открытый кнаружи (вальгусная стопа).

Очень важно видеть не состояние стопы на данный момент, а его изменение в динамике – улучшается ситуация или усугубляется. Например, плоско-вальгусные стопы – это естественный этап формирования стопы при переходе ребенка к прямохождению. И он проходит сам примерно к полутора годам. Ведь на ножки малыш встает в год, и ходьба сразу же дает на ноги нагрузку, которой раньше не было. Поэтому еще до начала ходьбы и во время обучения ходьбе нужно проводить с малышом упражнения в стоянии и ходьбе у опоры, чтобы мышцы и суставы укрепились.

Нужно помнить, что чем раньше выявлены признаки плоскостопия, чем меньше деформация, тем легче плоскостопие поддается коррекции. Сейчас существуют и специальные группы в детских садах для детей с плоскостопием и нарушением осанки, в которых вся помощь этим малышам оказывается бесплатно.

Профилактика плоскостопия у детей 1-2 лет.

Для развития стопы малыш не должен быть всё время в обуви. Ему нужно ходить и босиком по траве, по камешкам, по гальке, по песку, по массажному коврику. А еще замечательнее, если малыш сможет бегать по морскому песочку! Это закаляет и укрепляет стопу. Вспомните наших предков – малыши бегали в лаптях (а лапти дают эффект массажа стоп) или босиком по земле и не имели проблем с плоскостопием! Но постоянное хождение босиком также вредно, как и постоянное хождение в обуви!

Сейчас в продаже есть специальные валики для массажа стоп, детские массажные коврики. Очень полезно походить по коврику вместе с ребенком утром, покатать массажный валик. Лучший пример для ребенка – это взрослый! А лучшее время для таких занятий — утро, когда мышцы еще не утомлены. Такая очень простая гимнастика улучшает кровообращение и тонус мышц.

Очень важно, чтобы у ребенка сразу же была правильная обувь. Даже когда он еще не ходит, а только начал стоять и делать первые шаги.

Требования к детской обуви для самых маленьких для профилактики плоскостопия:

По мнению врачей, первая обувь малыша должна быть такой: (А. Петухов, ортопед горбольницы № 19 им. Т.С. Зацепина – «Мама и малыш» 2004. №12):

Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или “липучек”, но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.
Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.
Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.
Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли “дышать”.
Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1 — 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора , ведь функцию амортизатора выполняет та самая “жировая подушечка”, в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально.Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом , не мешающим ребенку ходить — около 1,5 см.
После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка — обувь необходимо сменить».

В продаже сейчас очень много обуви вредной для развития стопы маленьких деток! Как же выбрать детскую обувь и не ошибиться? Я нашла очень хороший видеоролик о том, как правильно выбрать обувь для самых маленьких детей. Но эти же требования предъявляются к обуви и детей постарше. В видео Вы увидите детскую обувь правильную и неправильную, вредную для малыша! Очень советую посмотреть – это обязательно нужно знать!!! На примерах конкретной обуви Вы увидите, какую нужно покупать обувь и какой следует избегать! И еще раз убедимся, что «не всё то золото, что блестит» и рекламируется.

Видео. Профилактика плоскостопия для детей. Как выбрать обувь для ребенка 1-3 лет?

Если Вас волнует состояние стопы малыша – то нужно обратиться к врачу — ортопеду. Но не стоит сразу же впадать в панику. Очень многим знакомым мне детям ставили ужасающие диагнозы. Но при обращении мам в другую поликлинику диагнозы малышей не подтверждались. И получалось, что одному и тому же ребенку три разных детских ортопеда поставили диагнозы от «здоров, возрастная норма» до «может стать инвалидом». Поэтому всегда лучше всего выслушать несколько мнений врачей для выяснения истинного положения дел – к сожалению, это так. И обязательно самой отслеживать динамику – лучше становится ситуация или хуже.

Гимнастика для профилактики плоскостопия:

Гимнастику лучше проводить «небольшими порциями» как игру 2-3 раза в день по 2- 3 упражнения.

Варианты упражнений

  • Пройди по узкой дорожке (10-15 см) – положите полосу обоев, ограничьте дорожку двумя веревками или нарисуйте мелом. Малыш идет, не выходя за пределы дорожки.
  • Мишка. Ходьба на наружных краях стоп.
  • Ходьба и бег по песку, гальке, жестким камешкам, земле.
  • Собери в корзинку. Захват мелких предметов пальцами ног. Можно делать сидя и стоя. А летом можно делать на прогулке в лесу, захватывая веточки и шишки.
  • Положи в корзинку. Предложите малышу взять пальчиками платочек, карандаш и перенести в корзинку.
  • Большие и маленькие. Ребенок встает на носочки – он стал большим. А потом приседает на полную стопу – он становится маленьким.
  • Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Плоскостопие у детей разного возраста связано с ослаблением мышц и сухожилий стоп. Вследствие этого страдают суставы и связки, нарушается амортизация, которая необходима для правильного распределения массы тела и давления на ноги при хождении. Основную нагрузку во время движения принимают на себя кости пальцев, предплюсны и плюсны, которые участвуют в формировании правильного свода. Если ослабляются продольные или поперечные связки, которые придают стопе правильную форму, происходит ее уплощение, у ребенка диагностируется плоскостопие.

Причины возникновения плоскостопия у детей

Деформация свода стоп бывает врожденной как следствие наличия генетических аномалий и приобретенной. В первом случае болезнь ребенка сопровождается нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата. Детское приобретенное плоскостопие — результат наличия:

  • Травм костей предплюсны и лодыжек, разрыва сухожилий и связок стоп;
  • — дефицита D;
  • Паралича мышц стопы и голени;
  • Длительных статических нагрузок на ноги;
  • Избыточного веса;
  • Ношения неудобной и неудачно подобранной .

У малышей до плоскостопие является нормой. Правильная с анатомической точки зрения формы стопа формируется при активном хождении. В этом возрасте и в 3-4 года углубление свода стопы может быть заполнено жировой тканью, что затрудняет диагностику заболевания.

В зависимости от степени деформации плоскостопие бывает слабовыраженным без изменения формы стопы (I степени), комбинированным с очевидным ослаблением сводов (II степени) и резко выраженным, сопровождающимся артритами, артрозами и (III степени).

Видео плоскостопие у детей

Симптомы наличия плоскостопия у ребенка

Ребенок может жаловаться на усталость от хождения и боль в ногах при незначительных для его возраста физических нагрузках. У малыша может нарушаться осанка, меняться установка стоп и начинает стираться по внутреннему краю обувной каблук. При плоскостопии III степени ребенок начинаю хромать, жаловаться на боль в спине.

Деформация стопы определяется визуально. В зависимости от типа изменений свода плоскостопие бывает

  • Продольным, сопровождающееся ослаблением связок по внутреннему краю подошвы ног от пятки до большого пальца;
  • Поперечным, при котором отсутствует арка у основания пальцев в местах окончания костей плюсны.

Родители в домашних условиях могут самостоятельно определить наличие деформации стоп у ребенка. Для этого малыш оставляет отпечатки подошвы ног на ровной поверхности. Мокрый след должен иметь значительный пробел по внутреннему краю. При любых отклонениях и жалобах ребенка на боль в ногах следует обратиться за консультацией к врачу.

Лечение и профилактика плоскостопия у детей

Организм ребенка находится в состоянии роста и постоянно меняется, поэтому шансы удачной корректировки строения стопы достаточно велики. Плоскостопие у детей, диагностированное на ранних стадиях, поддается лечению. Для этого применяют консервативные методы воздействия без оперативного вмешательства. Необратимых изменений структуры нижних конечностей можно избежать. С этой целью детям назначают физиотерапевтические процедуры, некоторые из которых являются как лечением, так и профилактикой заболевания.

  1. ЛФК, гимнастика по методу Бубновского и ног;
  2. Мануальная терапия;
  3. Физиотерапевтические процедуры — электрофорез, магнитотерапия, гидромассаж, ударно-волновая терапия и СМТ;
  4. Иглоукалывание;
  5. Герудотерапия;
  6. Прием контрастных ножных ванн, грязелечение.

Ортопед или хирург, как правило, назначают ношение ортопедических стелек. Обувные вкладыши могут быть как полноконтактыми, так и являться супинаторами или пронаторами, которые подкрадываются под пятку или передний отдел стопы. Стельки, как и ортопедическая обувь с поддерживающим стопу задником, приобретаются в специализированных отделах аптек и магазинов или изготавливаются индивидуально на заказ.

Вальгусное плоскостопие требует оперативного вмешательства — проведения операций по иссеченную сухожилия мышцы большого пальца, вживлению имплантов из титана и установки протезов.


К основным мерам профилактики плоскостопия относят использование в домашних условиях массажных ковриков — от хождения по ним у детей улучшается кровоснабжение и формируется необходимый подъем стопы. Для укрепления связок и сухожилий ног ребенку нужно чаще ходить по рельефной поверхности, лазить по веревочному канату, регулярно выполнять определенные гимнастические упражнения. Для самостоятельного массажа стоп применяют валики и шарики, в целях профилактики развития плоскостопия используют напольный аппликатор.

В рационе питания у ребенка должно быть большое количество белков, которые принимают участие в формировании тканей организма, молочные и рыбные продукты для предупреждения возникновения дефицита Ca. У детей маленького возраста деформация структуры мышц и связок стопы возникает из-за рахита, потому родителям должны восполнять недостаток у малыша витамина D.

Необходимы профилактические осмотры ребенка хирургом и ортопедом в первый и шестой месяцы жизни, далее — ежегодно. Выполнение рекомендаций врачей поможет предотвратить развитие плоскостопия, вылечить его на ранних стадиях с помощью консервативных методов без операционного вмешательства.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.