Большая шведская семья- особенности людей в Швеции. "Шведская семья": что это такое в современном мире и за что термин стал символом разврата

«Шведская семья» - этот будоражащий воображение советского человека термин возник на территории Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Тогда на волне сексуальной революции с Запада до СССР докатились слухи о совместно проживающих в так называемых коммунах, по-шведски - коллективах, представителях левой шведской молодежи. Вероятно, свою лепту в создание легенды внесла и восхитительная группа АББА, состоящая из двух пар и поющая сладкие песни о любви.

Понятие «шведская семья» закрепилось только на пространствах бывшего СССР и не известно больше нигде в мире. (В лексикон англоязычных стран в 1950-х годах вошло другое выражение: swedish sin - «шведский грех», происхождение которого связывают с достижениями Швеции в области сексуального образования школьников и смелыми экспериментами шведских кинематографистов.) Cами шведы до сих пор остаются в полном неведении относительно имеющихся в России представлений о шведской семье, что, конечно, не означает, что о таком виде совместного существования не знают в Швеции. «Поли» (от греческого poly - много) - так, согласно определению Шведского союза сексуального просвещения, основанного еще в 1933 году, называются «сексуальные и/или романтические отношения, включающие более двух лиц». Впрочем, в современном шведском обществе «поли» представлены довольно слабо. В Швеции образца XXI века куда большее распространение получили такие формы семейной жизни, как «самбу» и «дельсбу», «сербу» и «шельвбу», а также «большие» и «бонусные» семьи.

Мамы разные нужны. И папы тоже

Несмотря на существующее разнообразие, подавляющее большинство шведских семей выглядит все же весьма традиционно: мама, папа и пара ребятишек. При этом примерно треть родителей предпочитают не оформлять свои отношения официально. Таких здесь называют «самбу» - дословно «проживающие вместе». Типичным (для эмансипированного шведского общества) представляется и распределение обязанностей по дому и уходу за детьми. Папы стараются активно помогать мамам, но львиная доля домашних дел по-прежнему ложится на женские плечи. Что касается декретного отпуска (480 дней), то по шведскому законодательству родители сами могут решать, в каких пропорциях распределять его между собой, за исключением 60 дней, которые обязательно должен использовать один из родителей, де-факто отец. В среднем шведские мужчины проводят с ребенком даже больше зарезервированного времени, около 20% декретного отпуска. По этому показателю шведы уступают только исландцам. В перспективе, как надеются и правые, и левые, папы и мамы будут делить отпуск по уходу за ребенком поровну. К этой точке зрения, судя по недавнему опросу общественного мнения, проведенному шведским телевидением, склоняются 7 из 10 взрослых граждан.

Отличительная черта современного шведского общества - существование параллельно с традиционными семьями разнообразных нестандартных форм совместного проживания. Эта постмодернистская вариативность находит отражение в шведском языке. Среди устоявшихся новых терминов фигурируют, например, «бонусные родители» - так называют мам и пап, воспитывающих детей от предыдущего брака (их становится все больше, как и «бонусных детей»).

Вместе с тем встречаются и более сложные варианты, для которых пока не существует общепринятых названий. Так, недавно в одну из центральных газет обратилась шведка (назовем ее Анна) с предложением совместными усилиями найти определение для того вида семьи, частью которой она оказалась. Дело в том, что отец ребенка Анны до знакомства с ней уже имел сына от другой женщины. Через некоторое время, встретив новую любовь, он расстался с Анной. По всей видимости, и новая любовь длилась не слишком долго, так как вскоре, подарив даме очередного симпатичного мальчугана, «благородный рыцарь» вновь отправился на поиски приключений. Любопытно, что каждая покинутая женщина помогала своей подруге по несчастью, и в результате все три мамы и их дети стали добрыми друзьями. При этом папа, будучи настоящим шведом, не забывал о своих отпрысках и частенько навещал их и, соответственно, бывших подруг.

Анну более всего заботил вопрос, как ей называть мам братьев ее ребенка. Так и не найдя ответа в словаре шведского языка, женщина предложила свой вариант для описания отношений такого рода - «большая семья».

Надо сказать, что такие стихийно складывающиеся «большие семьи» и в самом деле не являются чем-то необычным для шведского общества, в котором стремление к индивидуальной свободе и независимости сочетается с взаимной ответственностью и традиционной способностью преодолевать и даже предупреждать конфликты, руководствуясь принципом «дай жить себе и другим людям». В этом смысле столь удивительное для стороннего наблюдателя разнообразие форм шведского общежития, возможно, лишь отражение столь же разнообразных вариантов решения практических проблем и организации жизни.

Один из таких вариантов - коллективные дома, которые в современной Швеции все более популярны. В отличие от своих предшественников 1970-х годов, сегодняшние коллективисты предпочитают обитать в отдельных квартирах обобществляя лишь некоторые обязанности по дому. Существуют разные типы коллективного проживания: для тех, кому за 55, для взрослых без малышей, для смешанных по возрастному составу групп. Основная цель - помочь друг другу в решении бытовых проблем, сократить расходы и при этом найти новых друзей и знакомых. Для Швеции, лидирующей в мире по числу семей или, как говорят статистики, домашних хозяйств из одного человека (более 45%), этот вопрос весьма актуален.

Один, совсем один?

В иностранных СМИ нередко пишут о распространенном среди шведов одиночестве, ведущем к алкоголизму и самоубийствам. Статистика, однако, опровергает эту версию. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень самоубийств в стране не превышает средних показателей по Европе, а по потреблению алкоголя шведы входят в число наименее пьющих в мире. Более того, результаты большинства международных исследований по измерению счастья и удовлетворенности жизнью выводят шведов в число наиболее счастливых и удовлетворенных.

Чем же можно объяснить этот парадокс одиноких и счастливых? Во-первых, количество настоящих «синглов» в Швеции меньше, чем об этом говорит статистика. Дело в том, что к одиноким принадлежат и те, кто предпочитает поддерживать тесные отношения друг с другом, живя порознь. Таких здесь называют «сербу». А ведь есть еще и дельсбу - те шведы, которые живут то вместе, то отдельно, делая задачу статистиков и вовсе невыполнимой.

Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что в Швеции скучно, большинство шведов, причем во всех возрастных группах, ведут активную социальную жизнь. Непосвященные не всегда это замечают, поскольку в этой стране не только работа и учеба, но и отдых и общение проходят по расписанию. А уж посещение различных кружков и клубов по интересам вообще можно считать национальным видом спорта - в этом смысле Швеция образец современного сетевого общества. Добавьте сюда регулярные многочасовые вылазки на природу, так называемые народные школы, где можно научиться чему угодно в любом возрасте, и вы поймете, что у шведов на сведение счетов с жизнью просто нет времени.

И все же. Многочисленные письма «синглов» в прессу, где они делятся наболевшим, свидетельствуют, что проблема одиночества реально существует. Симптоматично, что в современном шведском языке слово «один», отягощенное неприятной коннотацией, стало все чаще заменяться позитивным «сам». Например, звучат такие варианты: «я сам отправился в отпуск» или «я сам живу в своей квартире». Появилось даже понятие «шельвбу» - «живущий сам по себе». Однако сути дела это не меняет.

Если посмотреть, о чем пишут одинокие или, если хотите, самостоятельные шведы, то можно увидеть, что практически каждый из них говорит о чувстве неуверенности и даже страха - страха сделать неправильный выбор, лишиться части своей свободы и прочее. Список причин, вызывающих глубокие переживания и беспокойство, длинный.

С подобными настроениями сталкиваются сегодня все секуляризированные общества, где почти безграничная вера в знания, технологии и возможности человека полностью контролировать свою жизнь привела к возникновению очевидного противоречия между стремлением к абсолютной безопасности (в Швеции психологи уже сравнивают гипертрофированную потребность в защищенности с наркозависимостью) и невозможностью обеспечить ее на практике. На фоне растущего информационного потока это порождает всё новые формы фобий. В шведском обществе проблема, возможно, усугубляется особенностями национальной системы, которая, как здесь говорят, опекает человека от колыбели до могилы. Система помогает избежать многих неприятностей в жизни, но одновременно делает людей менее уверенными - в том числе в формировании и развитии личных отношений.

Ольга, 27 лет, рассказала сайт, как она жила в квартире с двумя мужчинами, каждый из которых был ее любовником.

Когда мне было 22, у меня появился новый бойфренд . Назовем его Т. Он приехал в наш город из другой страны поступать в медицинский, но не прошел по конкурсу из-за плохого знания русского и остался на год на подготовительных курсах.

С самого знакомства Т. вел себя очень скромно и заметно стеснялся. Даже краснел, когда случайно ко мне прикасался. Выглядело все это очень забавно. Думаю, он сам не особо понимал, насколько красив : голубые глаза, длинные черные ресницы, немного смуглая кожа. Я говорила ему, что он больше похож на актера, чем на студента-медика, но он, наверное, думал, что это я так шучу. Свидания у нас были самые целомудренные . По-моему, поцеловал он меня только на третьей встрече, и то по моей инициативе. Мне же, определенно, хотелось большего . Где-то через месяц наших платонических отношений я не выдержала и сама напросилась к нему домой.

Дело было зимой, я замерзла и прямо предложила поехать к нему. Он отнекивался, говорил, что живет не один, но я настояла, и мы взяли такси. Он снимал красивую трехкомнатную квартиру в новостройке. Снимал не один, а со знакомым из его родного города - О. Знакомому было за 30, и в России он жил уже несколько лет. Т. представил нас друг другу, и О. мне сразу же очень понравился. Он был очень открытый и общительный, в отличие от стеснительного Т. По телевизору как раз шел футбол, показывали какой-то матч, который они оба хотели посмотреть, и мне пришлось составить им компанию.

Мы пили пиво и о чем-то болтали. В какой-то момент я почувствовала ладонь О. у себя на бедре. Он как будто случайно прикоснулся ко мне, но не отдернул руку, а начал легонько меня поглаживать. Если бы мы в этот момент были одни, я бы с удовольствием с ним поцеловалась, но я пришла с Т., и поцеловать решила его. Он опешил, но ответил на мои ласки. Я целовала его снова и снова, а О. продолжал поглаживать меня незаметно от Т. На этом «вечеринка» закончилась. К моему разочарованию, Т. не предложил мне остаться у них, а вызвал такси домой. Не знаю, чего именно я ожидала, но явно не такой развязки.

В следующий раз, когда я снова оказалась у них дома, мы с Т. наконец-то нарушили наш «обет целомудрия» и занялись сексом . Это было не то чтобы плохо, но явно не супер. Пока Т. признавался, что я у него чуть ли не первая, я представляла в своих фантазиях , как выйду на кухню в одной футболке и встречу там О. Не встретила. Хотя он знал, что я осталась у них.

Я ночевала в этой квартире все чаще и чаще, и мне уже стало казаться, что историю с футболом и тайными ласками я сама себе придумала, потому что О. со мной просто здоровался и максимум спрашивал, не нужно ли нам чего купить к ужину.

Как-то на выходных у них дома была вечеринка. Я выпила лишнего и, когда в очередной раз столкнулась с О., затащила его в ванную. Он закрыл дверь и поцеловал меня. Мы целовались довольно долго, и я до сих пор помню, насколько это было классно. Я так сильно хотела его, что согласилась на его предложение прийти к ним, когда Т. будет на учебе. В общем, так мы с О. переспали и начали встречаться у Т. за спиной.

О. был супер во всем, но романтики от него ждать не приходилось. Никаких нежных слов, признаний, комплиментов. Просто секс, хотя и очень классный . Т., наоборот, заваливал меня сообщениями со стихами на английском, постоянно говорил, какая я красивая, как он меня любит . Думаю, он ни о чем не догадывался, пока однажды не застал нас с О. целующимися на кухне. Он плакал, просил меня признаться, было у нас с его приятелем что-то или нет, и я почти все ему рассказала. Объявила, что О. мне нравится, и я не могу выбрать кого-то одного из них.

Я ждала, что он разозлится и пошлет меня куда подальше, но Т. просил не бросать его, говорил, что любит и хочет быть со мной. Я в шутку сказала: давай попробуем жить все вместе, чтобы мне было проще решить. И он согласился! Так я поселилась у них в гостиной.

Вся эта ситуация меня в хорошем смысле волновала. Я чувствовала себя роковой женщиной, мне хотелось попробовать что-то новое, и я была готова к экспериментам . Сейчас я думаю, что О. от моего переезда был не в восторге, но тогда эта мысль не приходила мне в голову.

У нас не было никаких правил или графика встреч. Все происходило естественно и без конфликтов. Секс с Т. даже стал лучше, возможно, из-за того, что он продолжал меня ревновать . А вот О. совсем не ревновал, вел себя все немного отстраненно, чем привлекал меня вся больше.

Бытовых проблем у нас не возникало. Они покупали еду, я готовила, чистоту поддерживала приходящая уборщица. Бывало забавно развешивать нашу одежду после стирки, словно у меня два мужа.

Мы прожили вместе почти полгода, даже Т. успел привыкнуть к нашему трио, хотя и продолжал нервничать. Думаю, он был немного склонен к душевному мазохизму , поэтому и не бросил меня. Отчасти я его понимаю, ведь я сама страдала, когда О. приводил домой других девушек. Это бывало нечасто, но больно било по моей самооценке.

В общем, мучались в нашем трио мы с Т., а вот О. просто радовался жизни. Разборок я ему не устраивала, только подшучивала над его вкусами в том, что касалось женской красоты.

Все закончилось, когда я поняла, что с одной из них у него серьезно. Насколько это вообще могло быть серьезно в случае О. Девушка стала оставаться у нас на ночь несколько раз в неделю и даже пыталась со мной подружиться, будучи уверенной, что я встречаюсь только с Т. Я это терпела, но однажды О. отказал мне в сексе, сказал, что он не в настроении. И это стало концом нашего и без того не очень веселого романа. Ситуация стала казаться мне фарсом: Т. бегает за мной, я бегаю за О., а О. не бегает ни за кем. Ему все равно. Я ушла от них без объяснений, просто сказала, что мне больше неинтересно продолжать. О. спокойно со мной попрощался, Т. предложил снять квартиру и жить вдвоем. Я не согласилась, и мы расстались, хотя он еще долго пытался меня вернуть.

Пикантным подтекстом словосочетание «шведская семья» наполнилось всего за какой-то десяток лет. Браком втроем прогрессивная шведская молодежь 60-х годов прошлого столетия решила демонстративно заявить миру, что традиционные отношения, как и все консервативное, морально устарели.

Мода на «любовные треугольники» продержалась всего десятилетие, современная шведская семья выглядит вполне традиционно, и вовсе не стремится поддерживать имидж, введенный в моду хиппи. Официальный шведский брак может похвастать разве что молодоженами одного пола.

Немного истории

Между тем, первое публичное «амур де труа» случилось вовсе не в Швеции, а в консервативной Испании, где король Карл, королева Мария-Луиза и ее возлюбленный премьер министр дон Мануэль долгие годы мирно сосуществовали под крышей одного дворца. Заядлый охотник Карл любезно закрывал глаза на многолетнее увлечение королевы, а королева – на многочисленные похождения любовника.

Была своя известная «шведская семья» и в России – толки о чете Брик и Маяковском взбудоражили в свое время всю Москву. Пожалуй, это чуть ли не единственный случай публичного признания общих отношений в нашей стране, в большинстве случаях шведские семьи не спешат с оглаской своего статуса. И хотя они, безусловно, существуют, известно о них крайне мало.

Что же такое шведская семья?

Понятие шведской семьи – это, по сути, семья из 3 человек. Чаще всего - это любовный треугольник, но иногда случаются и другие геометрические фигуры, и один из известнейших примеров – опять-таки был в Швеции, где популярная группа АВВА не только славилась крепкой дружбой, но и сменой партнеров.

Не важно, кто дублируется: муж или жена. Важно понимать, что семья втроем - это вовсе не обычная семья со скамьей запасных, каждый член шведской семьи имеет равные права.

Как получаются шведские семьи?

Конечно, шведская семья в России - это не официальная семья. Зачастую она начинается с секса втроем, который со временем превращается в семейный. Подруги или друзья сложившейся семьи, начинающие как «приходящие для секса», оставляют в квартире зубную щетку, паспорт и себя. Но секс втроем – необязательный атрибут шведской семьи.

Иногда семья из 3 человек складывается из-за «квартирного вопроса». К примеру, если молодой человек приводит даму сердца в дом, который, в целях экономии, снимает с другом, то шансы на то, что сосед уйдет или присоединится к семье - довольно высоки.

Шведская семья: за и против

Шведская семья вызывает недоумение у многих – как можно жить втроем, деля любовь одного человека на двоих, освободившись от ревности? Безусловно, если паре удалось освободиться от чувства собственности, то в шведской семье есть и свои плюсы:

Получив власть, Советы начали перекраивать жизнь советского человека. Изменения затрагивали все стороны жизни человека, в том числе линчую жизнь. Евгений Замятин в антиутопии «Мы» описывал интимные отношения как единственную сторону жизни человека, которая скрывалась. В 20-х годах СССР наоборот, это был самый обсуждаемый и открытый вопрос.

«Бунт чувственности»

Принято считать, что cekcуальная революция свершилась в 60-х года прошлого века, и это связано с движением хиппи и главным лозунгом (sex, drugs and rock-n-roll). На самом деле, настоящая революция межполовых отношений состоялась в 20-х годах, на государственном уровне. Ленин признавал, что «бунт чувственности» - необходимая составляющая для образа нового, советского человека. Вопросы интимного характера выносили на обсуждение партии РСДРП еще до 1917 года. На третьем съезде Ленин поручил Троцкому изучить и разработать теорию отношения между мужчиной и женщиной. Причем еще в 1904 году Ленин писал, что «раскрепощение духа чувственности…поможет выплеснуть сгусток энергии для победы социализма». Советский вождь не собирался угнетать человеческие потребности в ласке, а на их основе построить здоровое социалистическое общество.
Австрийский психолог Вильгельм Райх в своей работе привел выдержку переписки по этому вопросу Троцкого и Ленина в 1911 году. Троцкий, как идеолог новых интимных отношений, пишет: «любовное угнетение – главное средство порабощения человека. Пока угнетают, речи о свободе быть не может. Семья, как институт, себя изжила» Ленин вторит «…не только семья. Все запреты о вопросах интимного характера надо снять. Стоит применить опыт суфражисток, и разрешить однополую любовь в том числе».

Декрет о личной жизни

Декреты большевиков на интимную тематику предлагали бОльшую свободу, чем можно представить. В группе декретов «о гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния», «об отмене брака» был декрет «об отмене наказания за отношения мужчины с мужчиной». Эти декреты давали женщине возможность «материального и интимного самоопределения». Согласно декретам, интимный (брачный) союз легко заключали и легко расторгали.
Появился Институт социальной гигиены во главе с Григорием Баткисом. В 1919 году Баткис докладывал, что «брак, любовные отношения стали личным делом. Количество интимных извращений из-за раскрепощения нравов стало меньше». Как раз в это время появилась теория о простом получении желаемого, «как о стакане воды».
Ситуация с раскрепощением была удивительной для многих. Герберт Уэллс отмечал, что «слишком просто» в СССР относятся к вопросам интимного характера.

Страна с решенным половым вопросом

В декабре 1918 года в Петрограде прошла демонстрация в честь декрета «Об отмене брака». В честь этого по центральным улицам города с шествием прошлись лесбиянки с плакатами «Долой стыд». Ленин был положительно настроен: так держать, товарищи!». В этом же 1918 году, прошел еще один парад с плакатами «Долой стыд!», когда и мужчины, и женщины прошлись по улицам города без одежды и нижнего белья.
В Москве в 1924-1925 существовало движение радикальных нудистов «Долой стыд!» Основной идеей участников движения было равноправие по признаку наготы, ведь пока есть одежда, будет негласное деление людей по уровню достатка и возможностей. Участники движения ходили по Москве голышом, на них была только ленточка «Долой стыд!».
Историки связывают появление этого движения, как логичное продолжение морального разложения» советских людей. Вслед за свободой интимных отношений, разрешением абортов, коммун это был следующий шаг интимной свободы личности.
В декабре 1925 на 14 съезде ВКП(б) Бухарин обрушился критикой на движение нудистов. После этого милиция стала пресекать нахождение москвичей в голом виде.

Половое просвещение

Отношения изменились не только между мужчиной и женщиной. Теперь брак тоже стал личным делом каждого. Женились и разводились свободно. Если брак распадался, то алименты выплачивались только полгода.
Александра Коллонтай много работала над «Кодексом о браке». Она писала, что необходимо уделять внимание интимному просвещению школьников, начинать стоит в 12-13 лет, в начале полового созревания. Если этого не сделать, что ранняя беременность, разочарование в интимных отношениях обеспечено.
Большевики прислушались к Коллонтай, и запустили масштабную акцию по искоренению невежества в половом вопросе у школьников. Но если в больших городах обсуждения на интимные темы встречали более-менее свободно, то в российской глубинке с косностью мышления было трудно бороться. К тому же было мало преподавателей интимных отношений. Поэтому с 1919 по 1925 года в СССР привезли около 300 специалистов из стран Европы. Преподаватели были в восторге: столько работы, какой простор! Как много свободы! К слову, СССР была одной из первых стран, которая официально признала труды Зигмунда Фрейда.
Проводилось много семинаров на интимные темы, люди свободно обсуждали вопросы «насколько естественна интимность ребенка?»
Ожидаемо был высокий рост рождения детей вне брака. В 1923 году больше половины детей были внебрачными, так как они рождались в контексте «гражданского брака».
Тема абортов также обсуждалась свободно, ведь они освобождали женщину. Выросло производство презервативов, создавались новые контрацептивы, таблетки для оплодотворения женщины, для повышения интимной силы у мужчин.
Конечно, перекосы в интимном воспитании иногда случались. Например, в Вологде существовало такое положение: «каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».

В нашем понимании шведская семья – это группа лиц и мужского и женского пола, которая в большом количестве проживает на одной территории. Оказывается, это советское «изобретение».
Считалось, что брак – это пережиток прошлого, а комсомольская семья – образ семьи будущего. Добровольно в такой советской «шведской семье» проживало по 10, по 12 человек, и мужчин и женщин. Совместно вели хозяйство, кушали, стирали, готовили, убирали и предавались интимным утехам. В отличие от шведской семьи, в советских коммунах дети – нежелательный элемент, ведь воспитание требовали времени, а советские люди строили коммунизм. Если же «казус» случался, то дитя отвали в интренат на воспитание. Постепенно идея половой коммуны распространилась по всему союзу.
Образцом коммуны считалось поселение Болшево. Его создали по распоряжению Дзержинского в 1924 году. В поселении проживало примерно тысяча преступников от 12 до 18 лет, соотношение девочек и мальчиков было неравномерным. Девочки и мальчики жили в общих казармах, поощрялись «совместные сексуальные опыты». Коммуна в Болшево до сих пор остается самым крупным образцом «шведской» семьи в истории.

Завершение революции

С приходом Сталина к власти все поменялось, в том числе и отношение к интимному вопросу. Индустриализация требовала полной концентрации, без траты сил на любовные похождения и воспитание детей. Поэтому «чувственность» стала порицаться на уровне властей, семья снова стала основой общества, а моногамные чувства перестали отвергаться.
Так как за личную жизнь советского человека снова взялось государство, то «посыпались» новые указы взамен старым. Сначала отменили декрет «об отмене брака», потом на законодательном уровне запретили аборты в 1934 году. Позже Калинин подписал указ о запрете интимных отношений между мужчинами. И, конечно, не обошлось без арестов меньшинств в СССР.
Программы по интимному воспитанию прекращались, на долгие годы «возвращалось на сцену» порицание свободных нравов.