С любимыми не расставайтесь. Театральная афиша - отзывы о спектакле С любимыми не расставайтесь володин спектакль

Генриетта Яновская поставила спектакль по текстам Александра Володина.

Первой премьерой нового сезона в московском ТЮЗе стал спектакль худрука театра, Генриетты Наумовны Яновской. Ее выбор пал на пьесу лучшего советского драматурга « ». Также в спектакль включены отрывки из однактовок Володина — «Агафья Тихоновна» и «Все наши комплексы». А кроме того, «Записки нетрезвого человека». На выходе случился спектакль-крик обо всех наших потерях и болях. Надрывный, истошный, страшный.

Старая володинская пьеса ставилась на самых разных сценах страны бессчётное количество раз. Не театралы прекрасно помнят кинофильм, в котором снялись Александр Абдулов, Ирина Алферова и другие звезды. Во всех версиях история про разводы, рассказанная Володиным, воспринималась исключительно как мелодрама. Яновская сделала мелодраму душераздирающей настолько, что приблизила ее к жанру трагедии. Что значит узнать и потерять любовь, как жить с чувством собственной вины, можно ли смириться с тем, что никогда впредь не будешь счастлив. Вопросы к каждому из нас. Заданные так, что сомнений в том, что задающий находится в тихом отчаянии, нет. Смотришь на длинную очередь к судье, так похожую на трагический клоун-парад из разбившихся пар и несбывшихся судеб, и задыхаешься. От боли, неловкости и чувства полного бессилия перед судьбой. Яновская возвела душевную боль в степень, «сгустила» отчаяние и убила всякую надежду. Никто не обретет друг друга вновь, никто не научится быть счастливым.

«С любимыми не ра. Источник: «С любимыми не ра.

Быт, измены, алкоголизм, глупые подозрения, дурацкие обвинения, упущенные возможности, — всё это прямо здесь и сейчас. Выстраданные труппой театра (одной из лучших в Москве), истории эти перестают казаться банальностью. С потрясающей психологической точностью сыграна неуютная правда жизни. Отдельно стоит сказать о работе Виктории Верберг, играющей судью. Работе ошеломляющей. Актриса сумела показать зрителю не черствую и недалекую бюрократку (какой ее обычно представляли до сих пор), но безумно несчастную и одинокую женщину, вынужденную воспринимать чужие страдания. И ни взглядом, ни жестом не выдать свои собственные. В ее образе хорошо различима судьба человека, слишком поздно прозревшего и покорившегося несчастью.

Пьеса «С любимыми не расставайтесь», несмотря на советское свое рождение, актуальна как никогда. И спектакль Яновской вместе с ней. Володин в принципе необходим сегодня. В развращенной уголовной стране так хочется смотреть и слушать не о вождях и идеях, а о людях. Кругом несчастных и таких похожих на нас с вами.

Спектакль 4-го курса Виктора Рыжакова

«С любимыми не расставайтесь» Александра Володина
Режиссёр Георгий Сурков
Сценограф Ольга Никитина
Ассистент режиссёра Ольга Топунова

Действующие лица и исполнители:
Судьи – Варвара Шмыкова, Сергей Шадрин
Катя – Дарья Жовнер
Митя – Степан Азарян
Валера – Роман Васильев
Ирина – Джордан Фрай
Козловы – Варвара Феофанова, Артем Дубра
Монтер – Сергей Новосад
Женщина – Алевтина Тукан
Керилашвили – Варвара Феофанова, Рональд Пелин
Мать – Ирина Обручкова
Никулины – Ирина Обручкова, Алексей Каманин
Мироновы – Алевтина Тукан, Никита Юськов
Беляевы – Ирина Обручкова, Алексей Ермошкин
Шумиловы – Ирина Обручкова, Алексей Каманин
Он, Она – Рональд Пелин, Варвара Феофанова
Девушка – Алевтина Тукан
Медбрат – Сергей Новосад

В спектакле звучат песни:
из репертуара ВИА «Верасы» «Любви прощальный бал» (музыка: В. Раинчик, слова: В. Некляев)
из репертуара Нины Бродской «Не пройди» (музыка: Ю. Акулов, слова С. Льясов)
«Давай никогда не ссориться» (музыка и слова: Ю. Цейтлин)
из репертуара Аиды Ведищевой «Смешной паренек» (музыка: В. Шаинский, слова: В. Аленин)
из репертуара бит-квартета «Секрет» «Я люблю буги-вуги» (музыка и слова: М. Науменко)

«С любимыми не расставайтесь» Володина – тот материал, который непременно должен был появиться в репертуаре «Мастерской Виктора Рыжакова».
Больше десяти лет на сцене Художественного театра идет спектакль Рыжакова по одноименной пьесе, в котором играет уже третье поколение самых молодых артистов МХТ. Возможно, в него бы когда-то даже ввели сегодняшних студентов Мастерской. Но судьба распорядилась иначе. Тем интереснее.
Сегодня к пьесе Володина обращается молодой латвийский режиссер Георгий Сурков. Режиссер работает со знаками 1970-х годов – точно воспроизводит его эстетику и фактуру, музыкальный и визуальный ряд. При этом парадоксальным образом спектакль обретает абсолютно современное звучание. Складывается актуальным.
Режиссер работает с сокращенной версией пьесы, скроенной по законам киносценария. Быстрый монтаж. Склейка. Вслед за ритмом сегодняшней Москвы – перед зрителем пролетают бесконечные истории расставаний. Дела о разводах. Чем ближе к финалу – тем быстрее, «легкомысленнее» и циничней люди покидают друг друга. Расстаются. Делят имущество. Ругаются. И всё это впроброс. Всё это как бы неважно.
Важно – то, что вокруг. Танцы, музыка, веселье. Главный здесь – конферансье, который «шутками-прибаутками» закрывает каждое следующее дело. «Лучше не думать». Не задумываться о том, что ты сейчас натворил, что совершил. Как твое быстрое действие может разрушить что-то главное. Такое время. Такие ритмы.
Артисты работают крупным планом. Сценическое пространство складывается прямо на наших глазах с той же скоростью, с какой герои пьесы «перестраивают» свои судьбы. Возникает. И тут же схлопывается.
Это история поколения – больших потерь в жизни этих ребят и девушек еще не случалось. Им по 20. И, кажется, что всё впереди, всё можно переиграть – «о плохом» просто лучше не думать. Всё черновик, а завтра мы заживем начисто. Или развод - это просто понарошку.
Финал пьесы разрешается с легкостью. Нужно было просто кому-то подойти, сделать первый шаг. Ничего не исчезло. С любимыми не расставайтесь. Подумайте об этом.

Фото Екатерины Цветковой и Натальи Базовой

Вообще-то мы с мужем собирались посмотреть в МТЮЗе спектакль "Квадратура круга", но была замена из-за болезни артиста. Давали "С любимыми не расставайтесь". И хотя я уже видела спектакль в другом театре по пьесе А.Володина, сравнить захотелось, да и предпраздничному вечеру (это было 7 марта) не пропадать же. Наверняка, я думала тогда, что вновь увижу незамысловатый сюжет о крушении любви в вихрях совесткого быта, приправленный комсомольскими песнями 70-х, и смешными бракоразводными историями. Но как я ошибалась! Постановка Генриетты Яновской меня потрясла. Это было похоже на круги дантова ада, где современные Франчески и Паоло теряют и ищут свою любовь за частоколом недоразумения, неверия и ревности. Заневес раскрылся и сцена явила нечно фантасмагорическое- зеленая трава, унылый стол, заваленный папками "Дело", скамейка, чемоданы, раскладушка и ванна с водой, телефонная будка, качели и лестница, уходящие в небеса.. Тут не "пахнет" обыденностью, с коей вершатся судебные разборы расторжения брака. Ведь, насколько вы знаете(фильм-то многие смотрели) действие пьесы происходит в суде. К народному судье приходят пары, желающие развода-"не сошлись характерами, мол", а во главе угла история Кати и Мити, разведенных, но любящих друг друга. Но тут, на сцене МТЮЗа не кабинет заседателя и даже не зал суда, а целая вселенная одиноких людей. Без боли в сердце на это невозможно смотреть. Самый одинокий человек -Судья(Виктория Верберг)- решает судьбы пар. Она несчастна без любви, и ей не трудно понять все отговорки типа "не сошлись характерами".. Стихи А.Кочеткова в в исполнении Виктории Верберг это крик боли и отчаяния. КАК можно отказаться от любимого в угоду мелких и глупых притязаний? Ведь недаром судьба свела двоих вместе, подарила Любовь..а люди ее не хранят. А потом..будут искусаны локти, затравлена душа и навсегда наступит боль и одиночество. Поэтому на сцене мечутся в поисках любви и согласия Катя(София Сливина) и Митя(Антон Коршунов). Беспочвенная ревность обернулась трагедией,и только пройдя "круги ада"-гордыни, они осознают необходимости друг в друге. А другие пары, пришедшие к Судье? Они немного инфернальны. Вроде бы разводиться пришли, а у самих на лицах радость. Со смехом жена Шумилова подтверждает, что муж ее поколачивает, а жена пьяного Миронова улыбается, слушая росказни своего "теплого "муженька. Вроде бы плакать надо, а они..Весь этот диссонанс, по моему, наоборот подчеркивает несерьезность решений пар. Ведь можно было иначе распорядиться своим счастьем. Ведь были когда-то счастливые пары, радующиеся вместе, баюкающие своих детей...куда все делось? как дошло до такого? почему не сберегли? Потеря любви это безжизненная жизнь. Недаром на сцене появляются две сестры "потеряшки во времени", одинокие и нужные только друг другу. Или полусумасшедшая "Агафья Тихоновна", вспоминающая неудавшееся сватовство своего Ивана Кузьмича. А рассказ уборщицы Тани, о нелюбви в браке? Это тоже тяжелая тема.. Версия Яновской намного глубже и масштабнее, чем просто рассказ об испытаниях любви. Это настоящий призыв к Любви. Это призыв сохранять Любовь, как гарантию жизни и счастья. Что бы слова "Я скучаю по тебе" и "Я тебя люблю" звучали чаще и чаще.

С ергей Афанасьев с пьесой Александра Володина, написанной в семидесятые годы прошлого века, установил свою корректную дистанцию. Для режиссера эта драматургия не принадлежит истории, но для молодежи, играющей в спектакле, время пьесы — удаленное прошлое, эпоха, которая переживалась не ими.

Для молодых генераций время семидесятых провоцирует играть ретро, для старшей части труппы — это ими незабытая, прожитая жизнь, которую им трудно сыграть отстранено. Одно дело, когда ты сам носил платформы и кримплен, и другое дело, когда из твоего сундука твой ребенок достает то, что было модным. Так в спектакле Афанасьева встречается отцы и дети, чтобы сыграть пьесу о своих отцах и дедах, но и о себе. Режиссер пошел в меру навстречу и тем, и другим.

«С любимыми не расставайтесь» — почти слоган, который должен был бы висеть в советском загсе (автор строк — поэт А. С. Кочетков). Володин же написал пьесу как раз об обратном: о том, как разводятся и расстаются. И еще вопрос, не надо ли, в ином случае расставаться. Восемь пар в этом спектакле проходят через бракоразводные процессы. В череду жанровых полусмешных, полупечальных сценок вклинивается одна полноценно прописанная драматургом история молодой пары, переживающей расставание на грани отчаяния. Это Катя (Анна Ермолович) и Митя (Пётр Шуликов) которым дано право на драму. Полноценную любовь в этой пьесе переживают только они. Все остальные разводятся, поскольку имели неосторожность зарегистрироваться.

Только что эти двое были счастливы, но вдруг ревность, обида, и, глядишь, молодые уже стремительно разводятся, продолжая притом, любить и мучить друг друга. И как следствие в пьесе — Митя под судом, а она — с нервным срывом в больнице. Катю в спектакле играет совсем юная актриса, к тому же по фактуре даже не девочка — подросток, а пичужка, малышка. И вот в этом воробышке бушует отчаяние. На больничной койке она издает такой истошный крик, в котором слышится не просто боль потери, а — крик человека, который умирает. Расставание и есть умирание. Кажется, ее физика не соизмерима с тем, что она должна пережить.

Эту пьесу режиссер ставит еще и для того, чтобы рассказать о частном провинциальном человеке. Место действия — вокзал, мимо все время проносятся поезда, оставляя на станции людей, которые вроде бы и хотели куда-то сорваться, уехать, но живут здесь жизнью предместья под песни Майи Кристаллинской, чередующиеся с объявлениями о продаже пива. В спектакле все — вокзал: и загс, и больница, и танцплощадка, и частная квартира.

Мелькает калейдоскоп бесприютных судеб: в этом ряду даже Судья (Любовь Дмитриенко). Появляясь, такая советская, в черном, партийном костюме, уверенная в нехитрых истинах, она однажды все — таки приходит в ужас от того мира, который видит ежедневно. В короткой сцене актриса играет всю свою судьбу, все свое разочарование. И понимаешь, что она сама, наверное, одинока, просидела в несчастном суде и не видела никакого счастья. Вдруг она осознает собственное бессилие и бессмысленность своих казенных стараний, пятится от бракоразводных наваждений, понимая, что никого никогда она не примирит, не спасет, не поможет. Зачем, кому принесена ее жертва длиной в жизнь...

Сергей Новиков играет пришедшего пьяненьким в суд Миронова. Тихий мужичонка тайком от жены пропускает рюмочку одну за другой, и как-то незаметно для себя самого становится «тепленьким». В суде он собирает остатки воли в кулак, с трудом удерживает равновесие. И под привычные для него бабьи, визгливые причитания своей жены (Ирина Ефимова), он все-таки пусть не крепко, но стоит на ногах и держит свою сверхзадачу. Главное — произвести положительное впечатление на Судью. Оттого ему хочется выражаться высокопарно, почти величественно. И вдруг его становится жалко. Да отстань ты, глупая баба, от него. Попивает он, чтобы невыносимая жизнь стала для него чуточку радостней в этом забытом миром полустанке.

На этой территории любви есть персонажи, просто выпавшие из времени. Женщину играет Зоя Терехова. Она — существо из эпоса. Именно она читает стихи Володина о женщине, о расставании. Именно с ней в спектакль входит тема смерти, вечности. В нелепой шляпке, с дамской сумочкой, прижатой к груди, как будто кто-то ее сейчас отнимет, она ходит из квартиры в квартиру без всякого шанса на успех помирить разводящихся. Но вдруг из обнищавшей интеллигентки, привыкшей к тому, что ее гонят отовсюду, она превращается в Женщину с судьбой. От ее глаз не ускользает драма Кати и Мити, и когда она выходит из глубины на авансцену, чтобы прочитать стихи, как гроза разражается поэзия: надо, надо уметь любить потому, что все умрем. И у гробового входа будем ли мы одиноки или все-таки вспоминать, как были любимы?

Спектакль то и дело прерывается эпизодами массовой радости, казалось бы, не мотивированной с точки зрения пьесы. У Афанасьева в спектаклях актеры всегда находят повод попеть. В хоре каждый слишком старается, кое-кто из массовки тянет одеяло на себя весьма наивными уловками. Но поют — то маленькие, несчастные люди.

И как раз вот эти режиссерские вставки и делают свое дело, сообщая, как ни странно, масштаб пьесе, укрупняя ее. Нет, то не камерная история о разводах и несчастливых браках. Это спектакль — о затерянных в пространстве, брошенных судьбах, несчастных, бедных, тяжело живущих людях, душа которых тоскует по праздникам.

Танцуют под французский шансон на танцплощадке пары. Но в этих парах — женщина ведет женщину. Стихает в рубке голос Сальвадора Адамо. Видимо там забыли сменить пластинку. А женские пары продолжают двигаться в такт. И мелодия этих шуршащих шагов одиноких женщин, белый танец — наш русский снежный шансон.

С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, -
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг! ©
Жила-была молодая семья...Но однажды жена задержалась, а муж начал ревновать. Подозревать. Не верить. И не стало семьи.
А можно так: жила-была молодая семья. Они были счастливы, у них родился чудесный ребенок,но быт...И не стало семьи...
А ещё бывает так: жила-была молодая семья...У них был очаровательный сын. Они жили в согласии 24 года,а потом муж встретил первую любовь...И не стало семьи...
Или: жила-была молодая семья. Но теща вмешивалась в жизнь дочери так, что так и не сумевшая выйти из-под влияния матери девушка подаёт на развод. И не стало семьи...
Для судьи в исполнении Виктории Верберг эти истории стали рутиной. Она устало опрашивает супругов, желающих развестись, по шаблону и даже не особо пытается примирить. Казалось бы, ну капельку внимания,и глядишь, Лавровы бы не развелись (первая история). История Кати и Мити (София Сливина и Антон Коршунов) развивается на фоне других семейных драм. Неспособность супругов, любящих друг друга, найти общий язык, приводит к тому,что окончательно бывшие супруги помирятся только когда измученная переживаниями и любовью к Мите Катя попадет в больницу, после крика:"Я скучаю по тебе, Митя!"Только тогда он забудет все подозрения. На протяжении всего спектакля Антон Коршунов показывает метущегося Митю, терзаемого подозрениями,но которого так и тянет к бывшей супруге. Герой всего исполнении то вызывает сочувствие,то недоумение,то даже возмущение. Козловы...(Наталья Златова и Константин Ельчанинов) тоже ведь любят друг друга. Но устав от быта, решают разбить свои жизни и разойтись. Керилашвили. Ещё одна история о том,как опасно вмешиваться в жизнь детей. И момент, когда после вердикта судьи Алена (Илона Борисова) отпихивает маму и обнимает мужа, очень показателен. Никулины. Муж решил уйти к своей первой любви после 24 лет брака!А жена его любит и просит судью:"Ради меня, разведите!"Она любит его,но из любви отпускает. И на фоне этих историй мы видим жизнь после развода Кати и Мити.
Спектакль вызвал противоречивые чувства. Но для меня эта постановка из тех, у которых есть послевкусие. Когда вспоминаешь, проводишь параллели со знакомыми историями. Заставляет задуматься. И права одна из сестер, пришедших к Лавровым на счёт размена,что нельзя постоянно размениваться своей жизнью, нельзя отпускать любимых. Потому что можно остаться в одиночестве. И Митя этого пока не понимает. Мы можем только поразмышлять:что стоит за такими решениями?Эгоизм или усталость? Любовь или незрелость?