Родительское собрание в какими игрушками мы играем. Родительское собрание "Выбор игрушек". Ход родительского собрания
Конкурсанты:
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы, педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.
«Игра – это огромное светлое окно,
через который духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Родительское собрание
в форме дискуссии «Игрушки наших детей».
Цель : помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира.
Задачи:
- заинтересовать проблемой;
- дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;
- вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
- выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Предварительная работа:
- 1. Конкурс №1 «игровой уголок в семье» (ознакомления с игровыми уголками, фотографии игровых уголков, рассказ об игровом уголке)
Конкурс № 2 «Умелые ручки» (Изготовление игры, игрушки совместно с детьми), Стихи и загадки об игрушках (Разучивание стихов, загадок с детьми, можно совместно сочинять)
- 2. Анкета для родителей
Примерно за две недели до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты:
- Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
- Как часто и по кому поводу покупаете игрушки?
- Часто ли ребенок ломает игрушки и как Вы поступаете в таких случаях?
- Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры Вы играете?
- Разрешаете ли Вы друзьям ребенка приходить к нему?
- Какие условия созданы для игр ребенка в Вашей семье?
- Где и как хранятся игрушки, как Вы приучаете ребенка беречь их?
- 3. Приглашение для родителей в виде игрушки:
Уважаемые Иван Иванович и Ольга Петровна!
Приглашаем вас 12. 02. 2012 будет очень интересно
И для вас очень полезно - много разного узнать:
Как игрушку создавать,
Как игрушку выбирать,
Время как найти играть
Со своим любимым чадом
Приглашаем все проблемы обсудить,
Обо всем поговорить!
Приходите на собрание
Ровно в 5 без опоздания!
- 4.
Объявление для родителей в виде пирамидки
/см. приложение/
- 5. Плакаты в виде игрушек с высказываниями великих педагогов про игру.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. По этому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
А. С. Макаренко
«Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра.»
А. С. Макаренко
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
«Игра – это огромное светлое окно, через который духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
- 6. Книжная корзина «Игровая деятельность»
(подбор литературы на данную тематику)
- 7. Эксперсс-интервью с детьми
Вы любите играть?
В какие игры вы играете дома?
У вас есть любимые игрушки? Какие?
Расскажите, как вы играете с ними.
Играют ли с вами в игры взрослые? Кто? (Бабушка, дедушка, мама, папа).
Если нет, то как вы думаете почему?
Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?
- 8. «Шпаргалки» (памятки) для родителей «Как играть с детьми?»
«Какие игрушки нужны ребенку»
Собрание проходит в музыкальном зале, на центральной стене висят плакаты в виде игрушек с высказываниями великих педагогов, на боковой стене сороконожка с изображением семейных игровых уголков, оформлен «Магазин игрушек» с разными видами игрушек, у выхода из зала расположена вертушка со «шпаргалками» и столик для голосования.
Ход собрания.
(Звучит песня «Разноцветная игра» муз. Б.Савельева, слова Л.Рубальской)
1. Вступление.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить
2. Родителям предлагается просмотр учебно-документального фильма (2 части) из жизни детей средней группы детского сада.
Вопрос для обсуждения первой части фильма: «Какую проблемную ситуацию педагог создал в игровой развивающей среде группы?»
В основу первой части фильма входит: игровая развивающая среда средней группы детского сада, которая насыщена игровым материалом в очень большом количестве , в том числе и игрушки не соответствующие возрасту детей.
Дискуссия
Вопрос для обсуждения второй части фильма: «Как вы думаете, что нужно учитывать при выборе игрушки для ребенка?»
В основу второй части фильма входит: игровая развивающая среда средней группы в которую вносятся игрушки (человек – паук и кукла Винкс). Создается проблемная ситуация (дети по-разному реагируют на эти игрушки).
Дискуссия
3. «Поход в магазин игрушек»
Задание: родителям предлагается сходить в импровизированный магазин и выбрать игрушку для своего ребенка.
Под песенку «Карамелька» музыка и слова В.Третьякова, родители выбирают игрушку для своего ребенка и садятся на места.
Затем на видеоэкране родители знакомятся с необходимыми требованиями при выборе игрушек и таким образом, они определяют для себя правильность своего выбора.
v Игрушка должна быть простой и доступной.
Иногда взрослые считают, что чем больше разных свойств и качеств имеет игрушка, тем лучше, но подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша.
v Игрушка должна стимулировать активные действия ребенка.
«Полезность» - далеко не единственный критерий оценки игрового материала, в котором обычно пересекаются задачи взрослого и интересы ребенка. Но игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие.
v Соответствовать интересам самого ребенка- важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой.
v В игрушке должны быть заложены этика, эстетика, культура.
Ее цель - вызывать добрые, гуманные чувства, недопустимо наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия, насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение ко всему живому.
v При выборе игрушек всегда учитывать их художественность, эстетичность.
v Выбирать игрушку, обязательно учитывать возрастные особенности ребенка.
v Пяти - шестилетним детям покупать наборы образных игрушек на интересные для них темы: Зоопарк, Город, железная дорога, Космос.
v Учитывать, что старшим дошкольникам и младшим школьникам интересны настолько печатные игры на развитие памяти, счета, определение количества.
v Помнить, что важным достоинством игрушки является ее связь с народными культурными традициями.
v «Традиционность» игрушки не только имеет этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей.
v И, конечно же, при выборе игрушки важно оценивать ее технические качества, прежде всего прочность и безопасность.
4. Делимся опытом
Родители рассказывают о том, как они создают у себя дома игровое пространство для ребенка, обращаясь к фотоматериалам.
5. Обобщение педагогами:
Выбор игрушки для ребенка - непростая задача для родителей. Вдумчиво и ответственно подходите к приобретению детских игрушек, старайтесь, чтобы они не только приносили малышу радость, но и способствовали его развитию, пробуждали интерес к познанию, раскрывали творческие способности ребенка.
6. Оценка мероприятия.
Родителям предлагается оценить данное мероприятие (при выходе на столике предлагаются для голосования родителям цветные жетоны):
- Красный – данная информация была полезной и интересной;
- Желтый – данная информация была интересной, но не новой;
- Синий – данная информация была неинтересной.
Также родителям предлагается выбрать в читательской корзине необходимую литературу для изучения дома на выбор и воспользоваться памятками в виде «шпаргалок».
Решение родительского собрания:
- Принять к сведению информацию о выборе игрушек для ребенка.
- Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.
- Контролировать детей при выборе игрушек.
ЛИТЕРАТУРА:
Воспитателю о работе с семьей //под ред. Н.Ф.Виноградовой, М., «Просвещение»,1989 г., стр. 107-108
Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома, СПб, «Паритет», 2001 г., стр.123-127
Наумова Л.А. Познавательные праздники-досуги для дошкольников, М., «Мозаика-синтез», 2003 г., стр. 6-7, 9
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников, М., «Просвещение»,1990 г., стр. 14, 21, 59,70, 100, 106, 127,131
Приложение: Приложение.docx (3.32 МБ)
Форма объявления родительского собрания
Вечерние
игры, или как помочь ребенку снять дневное напряжение
Как
использовать игру во время болезни ребенка
Как
найти время для игр с ребенком
Как
выбрать игрушку для ребенка
Игра
- источник радости ребенка
Игрушки для детей от 0 до 7 лет
ТЕМА:Состав участников: родители, дети, воспитатели, психолог.
Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Задачи:
- дать представление родителям о том, что такое игрушка;
Показать значимость игрушки в жизни ребенка;
Познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним требованиями;
Предварительная работа: интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»; беседа с детьми на тему: «Моя любимая игрушка в группе» с использованием кукольного театра; рисование на тему: «Моя любимая игрушка» (старшая и подготовительная группа); выставка работ по изобразительной деятельности; разучивание детских частушек про игрушки (старшие, подготовительные дети) и их инсценировка; изготовление приглашений на родительское собрание; анкетирование родителей на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям?»; анализ анкетирования; создание презентации на данную тему.
Сообщение для родителей разновозрастной группы на тему:
«КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШИМ ДЕТЯМ?»
Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях.
Перед родительским собранием вам было предложено ответить на вопросы анкеты касающейся игрушек детей дошкольного возраста.
Всего было опрошено 41 челок. По результатам анкетирования можно сказать, что все дети дома играют в игрушки, любят это делать и у каждого есть своя любимая игрушка.
Анкетирование также показало, что не все родители дома играют в различные игры совместно с детьми. 60% родителей делают это часто и с удовольствием, 34 % опрошенных играют с детьми редко, а 6% родителей никогда не играют со своим ребенком дома.
Также анкетирование показало, что все родители считают, что у них в доме достаточное количество игрушек для всестороннего развития ребенка. Но в тоже время, на вопрос о видах игрушек многие родители затруднились ответить и 26% опрошенных ничего не ответили на данный вопрос, а 74% родителей имеют не полное представление о видах игрушек.
При покупке игрушки для ребенка 62% родителей руководствуются интересом ребенка к игрушке, 36% стараются приобрести такую игрушку, которая способствует развитию ребенка, а 2% связывают ее приобретение с необходимостью.
Кроме того, 43% учитывают ее качество, 29% - безопасность, 17% - страну производитель, 11% опрошенных не предъявляют никаких требований к игрушке.
Выбирая игрушку для ребенка, 41% родителей учитывает возраст ребенка, а 39% навыки его развития.
На вопрос: «Есть ли в доме игрушки – монстры?» 85% родителей ответили - нет, а у 15% опрошенных все – таки такие игрушки присутствуют.
Таким образом, анкетирование показало, что в каждом доме у детей есть игрушки и дети с удовольствием в них играют, но, тем не менее, чтобы до конца разобраться в этом вопросе, научить вас правильно подбирать игрушки для своих детей мы пригла-сили вас на родительское собрание на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям».
В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неотделима от игрушек.
Что же такое игрушка?
Игрушка - это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.
В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.
Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».
А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. (Вот девочка взяла куклу – малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку).
Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:
- физическому воспитанию детей. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т.д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т.д., т.е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т.д.
- Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.
- Хорошо оформленная, яркая, нарядная игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т.е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.
- Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т.д.
- Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда, ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллекти-визма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.
Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.
Сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, немного рассказать о своей любимой игрушке детства (название игрушке, кто подарил, купил …, чем нравилась и т.д.) в игре «Расскажи о своей игрушки детства».
Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.
Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?
(Рассказ сопровождается демонстрацией самих игрушек).
*Это сюжетные, или образные, игрушки - куклы и фигурки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).
Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Среди сюжетных игрушек центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.
*Следующий вид игрушек - технические игрушки . Они вводят ребенка в мир техники:
Знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда…);
Знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор…);
Знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.
К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»). Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
* Игровые строительные материалы , как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.
Игровые строительные материалы способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.
*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам , с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.
*Кроме этого, есть игрушки-забавы - смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.
* Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки), напоминающие чем-то тот или иной персонаж.
*Особый вид - спортивно-моторные игрушки (самокат, серсо, кегли, волчок). Эти игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
* Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других - руки), Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.
Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
* Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инструменты. Они предназначены для развития музыкального слуха.
* Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т.д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.
Вопрос к родителям:
Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?
Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носорога, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта.
При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования.
Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства и быть:
- гуманистичной , т.е. игрушка должна воспитывать положительное отношение к людям;
- не агрессивна и не должна вызывать жестокость;
- игрушки должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка (игрушки с дефектами, сломанные, плохо укрепленные мелкие детали и т.д.) и отвечать ряду гигиенических требований (качественные полимерные материалы, красители, лаки, не токсичные и т.д.);
- игрушка, должна быть художественно оформлена , привлекательна и, вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Исследователями установлено, что мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.
- игрушка должна быть динамичной , побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Е.А. Флерина: «Чем больше возможностей игрушка представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».
Игрушка должна, содействовать развитию ребенка, и предназначена для игр, а не для коллекции. Если вы коллекционируете игрушки, то необходимо объяснить ребенку целесообразность коллекционирования.
Видеосюжет (исполнение детьми частушек про игрушки).
Подбор игрушек зависит от возраста детей.
Так, детям в возрасте от трех до четырех лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания. Ребенок испытывает потребность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются дверцы, багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины, мишки, куклы. Первая встреча с игрушкой должна вызвать у ребенка радостное удивление, желание играть с ней. Ребенок «оживает» игрушку, воспринимает ее как друга. При внесении новой образной игрушки вместе с ребенком сделайте куклам комнату, чтобы они там «жили». Продумайте, где будет стоять плита, телефон и другие вещи домашнего кукольного обихода.
К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.
Для ребенка 6-7 лет главное - общение с другими детьми, связанное с сюжетом. Они начинают все более требовательно присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом. Для игр они любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бросового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков…
Вопрос к родителям:
На что вы опираетесь в подборе игрушки?
Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно уберите, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Например, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинированность и ответственность в дальнейшем.
Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести новую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.
Выступление педагога – психолога: «Игрушка для ребенка друг и учитель»; организация и проведение игры «Магазин игрушек».
Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы.
Татьяна Ледяева
Родительское собрание «Какие игрушки нужны вашим детям?»
Родительское собрание по теме : "?"
Подготовила Ледяева Т. А., воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Большая Глушица д\с №3"Касная Шапочка"
"Какие игрушки нужны вашим детям ?"
Цель :
повысить уровень педагогической культуры родителей ;
дать родителям знания о значении игрушки , ее роли в игре ребенка;
вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек .
Повестка дня :
Открытие собрания : игра "Разброс мнений".
Доклад воспитателя.
Путешествие по выставке игр и игрушек .
Самостоятельная работа родителей в микрогруппах .
Подведение итогов собрания , принятие решения.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» (В. Сухомлинский)
Девиз собрания : ПЕСОК, РУКА, ФАНТАЗИЯ.
1. Игра «Разброс мнений» .
Воспитатель раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его (предложение) закончить.
Мой ребенок любит играть.
Дома мы с детьми играем в игры.
Эти игры могут научить ребенка.
(самостоятельности, умению рисовать, одеваться, думать, заботиться о других и т. д.)
2. Выступление воспитателя.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, так же нравственные качества : волю, смелость, выдержку, умение уступать.
В игре формируется начало коллективизма, воспитывается отношение к людям, жизни.
Всем известно, что игра неотделима от игрушек . Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от подбора игрушек и их расположения , т. е. Предметно-игровой среды. Что же такое игрушка ?
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности . Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку - куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой , чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста :
сюжетные или образные (куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, фигурки животных) ;
технические (транспорт. ю конструктор) ;
игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане)- в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Назначение - вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе.
спортивно-моторные (способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве);
театральные (Петрушка, куклы бибабо, их назначение- служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.
музыкальные (погремушки, дудочки и т. д.) ;
дидактические игрушки , с помощью которых знакомят с цветом, формой, величиной (матрешки, мозайки, пазлы, лото) .Эти игрушки воспитывают детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, способствуют развитию мелкой моторики.
Строительные игрушки , состоящие из геометричесих тел.
Вопрос к родителям : сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные игрушки , но он не играет с ними?
Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними ирать. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком , подсказывая и показывая действия с ними.
Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.
Подведем итоги игры «Разброс мнени» .
Выяснилось, что дети играют в разные игры со многими игрушками , но никто из вас, дорогие родители , не играет с детьми в песок, а как писал К. Д. Ушинский : «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка» .
Первые контакты детей происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.
Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
И сегодня, я предлагаю вам вспомнить свое детство и поиграть в песок.
Родителям предлагается :
водонепроницаемый деревянный ящик (песочница) голубого цвета. Дно символизирует воду, а борта небо.
Чистый просеянный песок.
Коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.
Родители «играют» в песок.
3. Тренинг.
Игра «Пуговичный массаж»
Воспитатель предлагает закрытую коробочку - ларец с песком, в котором находились пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.
Игра «Чудесный пирог» (используется для сплоченности группы) .
Необходимо испечь вкусный, праздничный пмрог. Затем по кругу с помощью одного слова нужно рассказать связно и последовательно рецепт приготовления.
Игра «Обыкновенное чудо» (завершающий момент тренинга) .
В игре используется камень, закопанный в песок. Каждый игрок по очереди откапывает камень и рассказывает о его свойствах. Воспитатель отмечает, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков. Возникло приятное объединяющее чувство. (Т. е. Каждый з вас отдал частичку себя, поэтому он стал теплее «ожил» в наших руках).
Играя в песок, что вы почувствовали?
Песок : мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий. Прохладный или теплый? Сухой или сырой? Как вы это определили?
4. Воспитатель рассказывает о своих наблюдениях за детьми, играющими в песок, о цели таких занятий.
Занятия «Чудеса на песке» направлены на формирование у ребенка следующих умений :
организовывать совместную игровую деятельность;
принимать и исполнять соответствующую роль;
«слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли;
гармонично и эффективно общаться с другими.
Воспитатель показывает родителям поделки из песка , изготовленные детьми и фотоальбом «Наши будни» .
И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей не просто забава, времяпрепровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Решение :
Доклад воспитателя принять к сведению.
Принимать активное участие в играх детей, в изготовлении игр и игрушек , их починке.
Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.
Список использованных источников :
Епачинцева О. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ » .
Дошкольное воспитание №6\2006г.
Воспитатель №9\2009г.
Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду » .
Родительское собрание вторая младшая группа ДОУ
Тема: « Роль игрушки в развитии ребенка. Как правильно выбрать игрушку для дошкольника »
Цель: Повышение знаний у родителей о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.
Задачи:
Вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе.
Вызвать интерес и желание к совместной игровой деятельности.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, игрушки для инсценировки сказки «Теремок».
Подготовительная работа : написать приглашения для родителей на собрание, подготовить презентацию по теме, изготовить памятки для родителей «Какие игрушки нужны детям», подборка музыкального сопровождения к сказке «Теремок».
Ожидаемый результат: Уточнение и расширение знаний родителей о значении игрушки, её влияние на развитие игровой деятельности детей.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады нашей новой встрече. Сегодня мы с вами поговорим о значении и роли игрушки в развитии ребёнка, научимся правильно выбирать игрушки. Вы познакомитесь с игровой деятельностью детей в группе. Будете учиться играть со своими детьми дома, используя при этом разнообразные, эффективно подобранные с педагогической стороны вопроса, игрушки.
Но сначала вспомните своё детство. Что вспоминается в первую очередь? (заслушиваются ответы родителей)
Конечно мама и любимая игрушка! Ведь именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство.
А какая у вас была в детстве любимая игрушка? Расскажите, пожалуйста, о ней! (рассказ родителе о любимой игрушке)
Я предполагаю, вы со мной согласитесь, что сейчас у наших детей большое количество игрушек. Но случается так, что ребёнок с ними не играет. Хотя основной вид деятельности детей дошкольного возраста именно – игра. Мы, взрослые, сердимся на ребёнка, расстраиваемся, что тратим деньги на игрушки, которые не используются.
В чём дело? Как вы думаете? (ответы родителей)
Ребёнок просто не умеет во всё это играть. Ведь те игрушки, которые ему дарят, покупают – ничего для ребёнка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.
Уважаемые родители! Вы должны обязательно обыгрывать игрушки вместе с детьми, показывая и подсказывая действия с ними. Нужно помнить, что игрушки для ребёнка – эта та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя. Сейчас в магазинах огромный выбор игрушек. Кажется, что подобрать ту или иную игрушку не составляет большого труда. Но на деле оказывается, подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребёнка и прогресс его развития.
А на что вы опираетесь при выборе игрушек? (заслушиваются ответы детей)
Выбирая игрушку для ребёнка нужно обязательно учитывать:
возрастные особенности ребёнка,
игрушка должна вызвать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей,
игрушка должна быть многофункциональной (чем больше действий сможет ребёнок выполнить с игрушкой, тем лучше),
игрушка должна быть безопасной,
иметь эстетичный и реальный вид,
игрушка должна быть доброй.
Чтобы вы смогли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы с вами посмотрим специально приуроченную к теме нашего родительского собрания презентацию «Игровая деятельность в нашей группе».
Сюжетные или образные игрушки – это фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Наши дети очень любят играть с куколками. Они их одушевляют, разговаривают с ними, кормят, купают, укладывают спать, лечат, т.е. учатся проявлять заботу.
Технические игрушки – это транспорт, конструкторы и т.п. Особой популярностью у наших детей пользуются разнообразные конструкторы: «лего», деревянный конструктор, модульный конструктор, которые развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество и т.д.
Спортивно-моторные – эти игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развивают координацию движений, учат ориентироваться в пространстве.
Музыкальные игрушки – это игрушки, развивающие музыкальные и творческие способности ребёнка, формирующие начало музыкальной культуры. Наши дети очень любят пользоваться музыкальными инструментами, устраивают концерты.
Дидактические игрушки знакомят детей с цветом, формой, величиной предметов. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, умение доводить дело до конца.
Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развивают речь детей, их воображение. В нашей группе дети с удовольствием используют в игре куклы би-ба-бо, маски, театральные костюмы.
Игрушки-заместители – эти игрушки дети с удовольствием используют в игре. В случае, если ребёнок по ходу игры не может найти какой-либо предмет, то он заменяет его другим или довольствуется деталями костюмов: например, стул превращается в автобус, кубики в еду и т.п.
Уважаемые родители, вы, конечно, понимаете, что игрушка для ребёнка – это источник радости и мотив для игры. Она создаёт условия для развития, но в тоже время оставляет возможность для самостоятельного творчества. Поэтому, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Но сколько бы не было у детей игрушек, не забывайте о том, что общение ребёнка со взрослыми – это решающий фактор полноценного психического развития, а наиболее полно такое общение проявляется в совместной игре.
Сейчас я вам предлагаю перенестись в детство – поиграть в сказку «Теремок».
Инсценировка русской народной сказки «Теремок» совместно с родителями: распределяют роли, раздаются игрушки-герои, проигрывание сказки.
Уважаемые родители! В нашей сказке подружились не только игрушки-герои, но и мы с вами – стали более сплочённее, дружнее.
В заключение нашего родительского собрания я предлагаю вам продолжить работу далее и организовать мероприятия, направленные на развитие игровой деятельности наших малышей:
Провести конкурс семейных газет «Любимые игры моей семьи».
Уделять больше времени совместным играм детей и родителей.
При покупке игрушек пользоваться простым правилом: игрушки выбираем, а не собираем!
В конце родительского собрания раздаются памятки: «Какие игрушки нужны детям».
Спасибо за совместную работу и надеюсь на дальнейшее продуктивное сотрудничество!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА:
Состав участников: родители, дети, воспитатели, психолог.
Цель: формировать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Задачи:
- дать представление родителям о том, что такое игрушка;
Показать значимость игрушки в жизни ребенка;
Познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним
Требованиями;
Предварительная работа: интервьюирование детей на тему: «Моя любимая игрушка в группе»; беседа с детьми на тему: «Моя любимая игрушка в группе» с использованием кукольного театра; рисование на тему: «Моя любимая игрушка» (старшая и подготовительная группа); выставка работ по изобразительной деятельности; разучивание детских частушек про игрушки (старшие, подготовительные дети) и их инсценировка; изготовление приглашений на родительское собрание; анкетирование родителей на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям?»; анализ анкетирования; создание презентации на данную тему.
Сообщение для родителей разновозрастной группы на тему:
«КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШИМ ДЕТЯМ?»
Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас у нас в гостях.
Перед родительским собранием вам было предложено ответить на вопросы анкеты касающейся игрушек детей дошкольного возраста.
Всего было опрошено 41 челок. По результатам анкетирования можно сказать, что все дети дома играют в игрушки, любят это делать и у каждого есть своя любимая игрушка.
Анкетирование также показало, что не все родители дома играют в различные игры совместно с детьми. 60% родителей делают это часто и с удовольствием, 34 % опрошенных играют с детьми редко, а 6% родителей никогда не играют со своим ребенком дома.
Также анкетирование показало, что все родители считают, что у них в доме достаточное количество игрушек для всестороннего развития ребенка. Но в тоже время, на вопрос о видах игрушек многие родители затруднились ответить и 26% опрошенных ничего не ответили на данный вопрос, а 74% родителей имеют не полное представление о видах игрушек.
При покупке игрушки для ребенка 62% родителей руководствуются интересом ребенка к игрушке, 36% стараются приобрести такую игрушку, которая способствует развитию ребенка, а 2% связывают ее приобретение с необходимостью.
Кроме того, 43% учитывают ее качество, 29% - безопасность, 17% - страну производитель, 11% опрошенных не предъявляют никаких требований к игрушке.
Выбирая игрушку для ребенка, 41% родителей учитывает возраст ребенка, а 39% навыки его развития.
На вопрос: «Есть ли в доме игрушки – монстры?» 85% родителей ответили - нет, а у 15% опрошенных все – таки такие игрушки присутствуют.
Таким образом, анкетирование показало, что в каждом доме у детей есть игрушки и дети с удовольствием в них играют, но, тем не менее, чтобы до конца разобраться в этом вопросе, научить вас правильно подбирать игрушки для своих детей мы пригласили вас на родительское собрание на тему: «Какие игрушки нужны вашим детям».
В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неот делима от игрушек.
Что же такое игрушка?
Игрушка - это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замы сел, приближает игру к действительности.
В жизни ребенка игрушка имеет большое значение.
Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать».
А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. (Вот девочка взяла куклу – малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку).
Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели всестороннего развития ребенка и способствует:
- физическому воспитанию детей. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч, серсо и т.д.) побуждают ребят бегать, прыгать, метать и т.д., т.е., удовлетворяют потребности в двигательной активности, развивают определенные группы мышц, координацию движений, сноровку, выдержку и т.д.
- Также игрушка способствует умственному воспитанию детей. Для маленького ребенка они являются своеобразным окном в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность, активность, дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, экспериментировать.
- Хорошо оформленная, яркая, нарядная игрушка формирует эстетические переживания, прививает художественный вкус, т.е. способствует эстетическому воспитанию ребенка.
- Кроме того, игрушка влияет на нравственное воспитание ребенка. У детей формируется заботливое отношение к людям, чувство ответственности, дружбы, доброты, переживания и т.д.
- Игрушка знакомят детей с разнообразными профессиями взрослых, с орудиями их труда, ориентируют их на будущую профессию, воспитывают чувство коллективизма, ответственности, таким образом, решая задачу трудового воспитания.
Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы.
Сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, немного рассказать о своей любимой игрушке детства (название игрушке, кто подарил, купил …, чем нравилась и т.д.) в игре «Расскажи о своей игрушки детства».
Самостоятельная игра ребенка - дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Пра вильный подбор игрушек - серьезное дело.
Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре и жить радостной жизнью?
(Рассказ сопровождается демонстрацией са мих игрушек).
*Это сюжетные, или образные, игрушки - куклы и фигур ки, изображающие людей и животных; мебель, посуда, предметы домашнего обихода; сказочные персонажи; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки).
Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
Среди сюжетных игрушек центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Дети ее кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ней на прогулку.
*Следующий вид игрушек - технические игрушки . Они вводят ребенка в мир техники:
Знакомят со средствами передвижения (самолеты, машины, поезда…);
Знакомят с техникой, которую используют в труде взрослые (трактор, комбайн, экскаватор…);
Знакомят со средствами связи и информации (радио, телефон, кинокамера). Очень часто технические игрушки бывают электронные, заводные, инерционные.
К техническим игрушкам также относятся конструкторы (металлический, «Лего»). Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструк торы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
* Игровые строительные материалы , как следующий вид игрушек, включают в себя наборы мелкого строительного материала, для работы за столом и крупный строительный материал для конструирования построек на полу.
Игровые строительные материалы способствуют развитию конструктивных умений и навыков, творческого воображения, мышления, мелкой и крупной моторики.
*Особое место принадлежит дидактическим игрушкам , с помощью которых детей знакомят с цветом, формой, вели чиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, грибочки, пирамидки, мозаики, пазлы, настольно - печатные игры…. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрешку). Эти иг рушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики, мышления.
*Кроме этого, есть игрушки-забавы - смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу, клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице. В основе их ле жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, вос питать чувство юмора. Они помогают установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.
* Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Это игрушки, предназначенные для украшения елки или элементы костюма (хвост, клюв, ушки), напоминающие чем-то тот или иной персонаж.
*Особый вид - спортивно-моторные игрушки (самокат, серсо, кегли, волчок). Эти игрушки способству ют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
* Театральные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы – марионетки, куклы бибабо (игрушка-перчат ка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал ее головку, а два других - руки), Петрушка, различные виды театров; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театральные игрушки служат целям эстетиче ского воспитания, развития речи, воображения.
Театральные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
* Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб ражающие пианино, балалайки, металлофон и др. музыкальные инстру менты. Они предназначены для развития музыкального слуха.
* Игрушки - самоделки изготавливаются самими детьми, взрослыми. Например: для театральной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры – «продукты» и т.д. В основе изготовления игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится работать с различными материалами, развивается воображение, творчество, эстетический вкус.
Вопрос к родителям:
Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними?
Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ре бенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Ребенку говорят: «Играй!» Он берет игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носоро га, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребен ка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ре бенком, подсказывая и показывая действия с ними. Особен но это важно для самых маленьких детей, у которых еще нет достаточного опыта.
При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования.
Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства и быть:
Гуманистичной , т.е. игрушка должна воспитывать положительное отношение к людям;
Не агрессивна и не должна вызывать жестокость;
- игрушки должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка (игрушки с дефектами, сломанные, плохо укрепленные мелкие детали и т.д.) и отвечать ряду гигиенических требований (качественные полимерные материалы, красители, лаки, не токсичные и т.д.);
- игрушка, должна быть художественно оформлена , привлекательна и, вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Исследователями установлено, что мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.
- игрушка должна быть динамичной , побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Е.А. Флерина: «Чем больше возможностей игрушка представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».
Игрушка должна, содействовать развитию ребенка, и предназначена для игр, а не для коллекции. Если вы коллекционируете игрушки, то необходимо объяснить ребенку целесообразность коллекционирования.
Видеосюжет (исполнение детьми частушек про игрушки).
Подбор игрушек зависит от возраста детей.
Так, детям в возрасте от трех до четырех лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчи востью внимания. Ребенок испытывает потребность в действи ях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются двер цы, багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины, мишки, куклы. Первая встреча с игруш кой должна вызвать у ребенка радостное удивление, желание играть с ней. Ребенок «оживает» игрушку, воспринимает ее как друга. При внесении новой образной игрушки вместе с ребенком сделайте куклам комнату, чтобы они там «жили». Продумайте, где будет стоять плита, телефон и другие вещи домашнего кукольного обихода.
К 4-5 годам особое значение для детей приобретают пред меты, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с крас ным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Можно изго товить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям по старше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они мо гут найти его заменитель или довольствоваться деталями ко стюмов, биноклем, шапочками и т. д.
Для ребенка 6-7 лет главное - общение с другими деть ми, связанное с сюжетом. Они начинают все более требова тельно присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом. Для игр они любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бросового материала, например из лис тьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных ко робочек, пузырьков…
Вопрос к родителям:
На что вы опираетесь в подборе игрушки?
Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотре нию, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности иг рушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Напри мер, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован ность и ответственность в дальнейшем.
Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситу ации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.
Выступление педагога – психолога: «Игрушка для ребенка друг и учитель»; организация и проведение игры «Магазин игрушек».
Вывод: чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей иг рать, использовать предметы-заместители, воображаемые пред меты.