Обычаи и традиции народов севера. Обряд кормления духов - Carpe Diem «Кормление духа – хозяина моря»

Древнее предание коренных малочисленных народов Севера гласит: «если не задобрить духа моря перед главной путиной – он рассердится и не даст рыбы». Поэтому аборигены Сахалина ежегодно собираются на морском берегу, выполнить традиционный обряд - «Кормление духа - Хозяина моря».

Екатерина Королева, начальник отдела КМНС аппарата губернатора и правительства Сахалинской области:

Этот праздник уже второй год проводится в статусе областного. Очень уважаемые люди – старейшины, совершают обряд: приходят на берег моря, приносят блюдо, с определенной национальной едой и задабривают духа моря, чтобы он дал большой, богатый улов.

В этом году праздник проходил в Поронайском районе на берегу залива Терпения. Здесь собрались представители всех сахалинских родовых хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера. Неподдельный интерес к обряду проявили и простые сахалинцы.

Елена Мельникова, жительница г. Поронайска:

Мы тоже верим, что кормление духа – это такой нужный обряд, своеобразная дань природе. Хочется верить, что после этого обряда и рыбы будет больше.

В деревянной чаше для кормления духа моря, должно быть лакомство от каждого родового хозяйства и общины. Чтобы угодить морской пучине аборигены отдают самые лучшие блюда - из ягод, грибов, мяса и других ингредиентов. Самое главное – не положить, по ошибке, рыбу. Дух моря, приняв такой гостинец, «подумает», что рыба человеку не нужна.

Минато Сирюко, старейшина:

Вообще мы просим немного. Главное, чтобы дети были сытые, и взрослым хватило. Много просить нельзя, иначе, что останется будущим поколениям?

Традиционный обряд совершают старейшины – они бросают в морские волны фрагменты всех блюд, представленных в чаше. Оставшаяся часть морского меню достается духу леса и духу огня. У хозяина тайги старейшины просят сил и здоровья, а дым от костра, по поверью, прогоняет злых духов. Для сахалинских аборигенов – эти обряды не просто праздничная традиция. Национальные ритуалы стараются проводить и в будни. Жить в гармонии с природой – иначе они не могут. Но реалии современной жизни вносят свои коррективы.

Анастасия Бугрей, зам. председателя этнокультурного центра КМНС:

Ой, вы знаете, все так боялись этой Фукусимы и до сих пор боятся. Очень хотят, чтобы рыба все-таки была, и чтобы была хорошая. Но нам старики уже сказали, что путина будет поздней, рыба придет чуть позже. Потому что даже шиповник еще не расцвел. Когда шиповник расцветает, то сима идет полным ходом, а вслед за ней горбуша и кета.

Праздник продолжился спортивными конкурсами. В прыжках через нарты, стрельбе из лука, вольной борьбе и других национальных состязаниях мог поучаствовать любой желающий. Пока одни соревновались, другие пробовали национальную кухню. Блюда питательные и изысканные. От традиционной ухи и юколы до вареного медвежьего сердца.

Марина Левицкая, представительница родовой общины «Ильгуш»:

У нас видите, какая кухня богатая. Люди ходят, пробуют, всем очень нравится, никто не брезгает. Самое уникальное у нас блюдо – это мос. Его делают из рыбьих шкур, и туда добавляется любая ягода, иногда и орехи. Очень сытное и питательное блюдо.

Завершилось мероприятие праздничным концертом. Аборигены исполнили национальные песни и музыкальные композиции. А в унисон звучащей со сцены музыке шумело «сытое» море.

Закатной значок

Варианты размера и окраса значка

В Поронайске провели обряд кормления духа - хозяина моря


В субботу в Поронайске представители коренных народов Севера провели традиционный обряд кормления духа - хозяина моря. Этот древний обычай нивхов всегда предшествовал началу хода лососей и, очевидно, сродни славянским, еще языческим, зажинкам - празднику начала сбора урожая. Так как нива нивхов - море, то и мифология этого народа связана с ним самым тесным образом.
Обычай кормить духа моря передавался у нивхов из поколения в поколение, и даже в наши дни обряд проводят старейшины в местах традиционного проживания этого народа. В последнее время в Поронайске, благодаря усилиям местной организации коренных малочисленных народов Севера, кормление хозяина моря стали отмечать как праздник. В этом году - межмуниципальный, но в планах организаторов сделать его областным. Организаторы - это также администрация городского округа и региональный совет КМНС. Единственный спонсор - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед".
Главными участниками праздника стали команды районов - Поронайского, Смирныховского, Ногликского, Охинского, а также Южно-Сахалинска. При этом Поронайский и Охинский районы были представлены двумя командами. Им предстояло показать гостям свое творчество и посостязаться в национальных видах спорта. Обряд провели на берегу залива Терпения на южной окраине Поронайска. С раннего утра там уже ждали гостей сцена, полевая кухня с ухой и чаем, полицейские, пожарная машина, спасательный катер, цистерна с водой, туалеты и мусорные баки... Хорошую работу организаторов стоит отметить особо. А также - чистоту берега, на котором практически весь мусор - ракушки и морские звезды.
Большая часть поронайцев пришли на праздник пешком, вдоль моря, поэтому не было ни пробок, ни скопления машин.

Первое задание командам - построить "палеодеревню". На сооружение древних жилищ пошли жерди, еловые ветки и подручные материалы. Рядом развесили юколу, развели костер, повесили медвежью шкуру. Завершающий штрих - в "палеодеревню" привезли трех добродушных лаек-мамутов.

Организаторы и команды-участницы приготовили для дегустации национальные блюда.Довольно часто - перед началом и в перерывах соревнований - из динамиков на сцене звучал нивхский фольклор - сказания, напевы. Особый колорит происходящему придавало и то, что многие вокруг были в национальных костюмах - организаторы, участники и зрители.
Мероприятие началось традиционно - с приветственных выступлений официальных лиц, представления команд и танцевального номера поронайского коллектива "Серебряные узоры".
Затем приступили к главному - собственно обряду.

Кормление хозяина моря доверили старейшинам двух команд - из Поронайска и Некрасовки. Вслед за ними к краю воды устремились многочисленные зрители и операторы.Хозяина моря угостили разнообразной национальной снедью - всем понемногу, кроме рыбы.
К этому времени над поронайским пляжем установилась замечательная погода. Было нежарко, но ясно и безветренно.Начались соревнования. Прежде всего в программе значился выход в море на лодках.Начались соревнования. Прежде всего в программе значился выход в море на лодках.

Следующий вид - стрельба из лука. От каждой команды по участнику - пять зачетных выстрелов. Многие попадали в мишень, но "десятка" в центре так и осталась нетронутой.К середине дня на берегу собралось довольно много поронайцев. Мамы с детьми в колясках и за руку, целые семьи. Полевая кухня угощала ухой, в палатке рядом жарили шашлыки и чебуреки.

А в палатках команд-участниц можно было попробовать национальные блюда.
При этом все состязания собирали много зрителей.Особенно плотное кольцо окружило стол, за которым соревновались в разделке рыбы. У каждой мастерицы свои секреты, не обошлось без споров - как правильнее резать и какой толщины должна быть юкола.Тем не менее, по общему решению, вот она, "правильная" юкола - "15 минут, и на нее не сядет ни одна муха".Затем команды соревновались в починке снастей - с помощью специального челнока - игилички, и клубка бечевки нужно было заштопать дыру в рыболовной сети. Заштопали все, но, как выяснилось, не все правильно.

В программе были также ловля "условного оленя" с помощью маута и тройной прыжок (вместо прыжков через нарты). Очень азартными были соревнования в перетягивании каната и национальной борьбе на поясах.
Труднее всего командам дался фольклорный конкурс. Не все смогли побороть страх перед сценой, однако на суд зрителей все же были представлены прыжки через канат, "танец с веточками", сказка на нивхском языке - "о мифических животных, живших давным-давно"...
Затем с несколькими номерами выступили более опытные артисты - из поронайского ансамбля "Серебряные узоры". А завершилось субботнее мероприятие награждением победителей призами, которые предоставила компания "Эксон".

Наталья Крапивина.
ИА Sakh.com

В этом году (2013), в Поронайске так же прошел традиционный фестиваль праздник коренных народов Сахалина. Старейшины провели древний обряд Кормления духа Моря, Земли и Огня.

Каждый из пяти районов - Охинский, Ногликский, Тымовский, Смирныховский, Поронайский и Южно-Сахалинский в качестве визитной карточки представил юрту. Самой зрелищной, безусловно, стала юрта хозяев фестиваля. Впрочем, и во многих состязаниях и конкурсах коренной народ Поронайского района был лидером. Но и гости не отставали. Сородичи из Охи, Тымовска и Ноглик продемонстрировали бойцовские качества, смекалку и мастерство.

Несмотря на прохладную и пасмурную погоду, на фестивале было многолюдно. Гостей хлебосольно потчевали горячей ухой и традиционными блюдами коренных народов.

Фото 2013 от Шулуновой С.В.

Отдельное спасибо за подаренный значок Шулуновой Стелле (г.Поронайск, Сахалинская область)

Самые интересные праздники на которых можно познакомиться с историей и самобытной культурой народов нашей России. Конечно надо ездить на такие мероприятия. Много нового узнаешь не только о местности, где проходят праздники, но и о том как жили наши предки, их быт, традиции и фольклор.

Место проведения: хутор Кружилинский, Ростовская область. Проводится в первую декаду сентября.

На малой родине великого русского писателя Михаила Шолохова, на казачьем подворье Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова ежегодно проходит литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки». «Толоки» — это когда любую работу делают «всем миром». У каждого, кто примет участие в празднике, будет возможность увидеть увлекательную реконструкцию жизни казачьего хутора конца XIX — начала ХХ веков, испытать радость дружного совместного труда и отдыха, узнать много нового и интересного.
Посмотрев театрализованную композицию «Польска́я каша, или Сватовство в Кружилине», гости узнают, как молодой казак Андрей выбрал себе жену, примут участие в старинном обряде сватовства.
Главные герои праздника и их семьи покажут себя в деле, в крестьянском труде с использованием традиционных на Дону приёмов землепользования. Все желающие смогут подключиться к полевым и другим работам, продемонстрировать мастерство и навыки, которыми некогда славились наши предки, получат уроки гончарного дела, лозоплетения, резьбы по дереву, разных видов женского рукоделия, отведают казачьих разносолов, услышат народные казачьи песни.

«Кружилинские толоки» — это праздник крестьянского труда, праздник яркий, зрелищный, поющий, увлекательный и познавательный. Слово «толоки» — у казаков означало товарищескую помощь в сельских работах, стаpый добpый обычай безвозмездно помогать соседям. Обычно тот, для которого работали, угощал работников, и завершались толоки народным гулянием.

На празднике вы почувствуете атмосферу казачьего быта и встретитесь с героями шолоховских произведений. Здесь можно увидеть, как жили казаки 100 лет назад, и попробовать себя в роли домовитого хозяина, «вписать свою строку» в уникальный Роман под открытым небом. В художественно-этнографической композиции представлена реконструкция старинных казачьих обрядов и демонстрация традиционных приёмов землепользования на Дону. Желающие могут сами пахать землю плугом на быках, веять зерно грохотом, молоть муку жерновами, освоить кузнечное ремесло и искусство лозоплетения, научиться отбивать косу, плести рыбацкую сеть, расписывать деревянные ложки, делать корчажки из глины на гончарном кругу, выжигать узоры по дереву, сбивать масло маслобойкой, вязать крючком и на спицах, прясть на старинной прялке, печь блины и лепить вареники. В народном гулянии принимают участие лучшие фольклорные коллективы.

«Мир Сибири «

Фестиваль проходит в поселке. Шушенское Красноярский край, в июле месяце.

За многолетнюю историю фестиваль превратился в масштабное этническое пространство.В программе фестиваля несколько творческих площадок: Большая фестивальная площадка, Малая фестивальная площадка «Этнотехнопарк», Обрядовая площадка, «Город мастеров», «Этноинтерактив», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», парк семейного отдыха.

« МИР Сибири» – это не только музыка! Это масштабное этническое пространство, на котором каждый зритель может стать действующим лицом фестивальной жизни: знакомство с ремеслами, участие в этнических обрядах и действах, просмотры этнофильмов сразу нескольких кино- и видеофестивалей, народные театральные представления. Арт-проекты актуального искусства, органично вписанные в пространство фестиваля, докажут удивительную близость исконной культуры современному человеку.
Ремесленники и умельцы со всей России и зарубежных стран привозят в Шушенское лучшие образцы своего творчества. Лоскутные одеяла, необычные этнические украшения, редкие виды музыкальных инструментов, аксессуары ручной работы – здесь каждый желающий сможет купить произведение декоративно-прикладного искусства.

На фестивале можно послушать музыку на главной сцене, которая находится на стадионе. Здесь проходят концерты групп из России и зарубежных стран и днем и вечером. Много посетителей привлекает Город мастеров. где можно посмотреть и купить изделия ручной работы из разных материалов: дерева, бисера, кожи, меха и многого другого.Где можно также пройти мастер-классы по бисероплетению, плетению корзинок, шитью игрушек из фетра, плетению браслетов.
Достопримечательности рядом: Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего, государственный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», музей И. Ярыгина, природный парк «Ергаки», национальный парк «Шушенский бор».

Где можно разместиться на время праздника: Архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня», туркомплекс «Турист», база отдыха «Мираж», санаторий «Шушенский».

Самые дешевые билеты из Москвы в Красноярск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

«Кормление духа — хозяина моря»

Этот праздник-обряд кормления Духа-хозяина моря, проводится в июле перед летней путиной в Поронайске — городе Сахалинской области, в заливе Терпения.

Этот город ежегодно гостеприимно встречает представителей коренных малочисленных народов Севера и проводит этот обряд. Обряд проводится на берегу залива Терпения. Построена палео-деревня,воссоздающая быт местных народов, приглашает отведать свежую уху из горбуши полевая кухня, звучит народная музыка. Национальная борьба, прыжки через нарты, дефиле в национальных костюмах, игра на медвежьем бревне, варгане, кухня коренных народов Севера, «ловля оленя» (бросают маут на рога оленя), просто общение — всё это необычно и очень интересно.

Сам обряд «Кормление духа-хозяина моря» проводят уважаемые люди – старейшины из числа коренных народов Севера. Для его проведения специально изготавливают ритуальное блюдо, в него укладывают пищу, приготовленную для задабривания духов.
Суть обряда — старейшины (мужчина и женщина) просят «хозяев» стихий милости во время путины, ведь по народному мировосприятию Человек и Природа является единым целым, и они не могут «бороться» друг с другом. Заручившись поддержкой духов-хозяев с помощью кормления, подношение им человеческой пищи люди осуществляют профессиональные действия.
В программе: игрища, детские и взрослые национальные спортивные игры, выступление национальных творческих коллективов, дегустация блюд национальных кухонь.

На выставке-продаже, проводимой в ходе можно будет купить изделия национального декоративно-прикладного творчества.

Самые дешевые билеты из Москвы в Южно-Сахалинск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров»

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров» проходит летом, в июле, в городе Златоусте Челябинской области.

Цель проекта: пропаганда и возрождение исконных уральских народных промыслов: кузнечного ремесла, оружейного дела, гравюры на металле. Девиз мероприятия: мужчина – кузнец семейного счастья, женщина – хранительница очага, дети – яркие и горячие искры семейного очага.

В течение всего времени работы фестиваля посетители смогут посмотреть и научиться художественной ковке, выплавке тигельных сталей, ковке и формовке клинков, изготовлению ножей, ковке дамаска, гравюре на стали и многому другому.

Формат фестиваля — создание города-мечты, города мастеров, где показаны традиционные для Златоуста ремесла и производства. Для гостей — возможность прикоснуться к производственной и культурной деятельности города, узнать историю и традиции города.

Фестиваль русского чая в Меховицах

В июле в селе Меховицы Савинского района Ивановской области проходит Фестиваль русского чая.

Настоящий русский чай из всевозможных трав и мастер-классы по приготовлению чайных сборов, имбирные пряники и ярмарка сладостей, выставка самоваров и даже костромская Снегурочка – радовали гостей на празднике, который традиционно растянулся на все выходные.

Издревле наши предки заваривали кипрей — Иван-чай. Этот напиток имеет множество преимуществ перед черными и зелеными чаями. И за хорошим фиточаем далеко ездить не нужно. Ивановские торговые марки «Чайная трапеза» и «Фито-леди» на протяжении всех выходных делились секретами травяного дела. Есть, чем гордиться ивановской земле! Ведь главная цель фестиваля — сохранение национальных традиций.

Для тех, кто приехал отдохнуть на празднике есть много развлечений. Одно из них — русские карусели без автоматики, ведь механизм приводится в действие своими руками. Для барышень умеющих петь, плясать, готовить и шить. проходит конкурс «Красавица фестиваля». Десятки сильных мужчин разных возрастов поучаствовали в силовом турнире от секции гиревого спорта города Иваново. Это исконно русский спорт, показывающий удаль молодецкую. В конкурсе частушек и гармонистов победителей назвало народное жюри. Здесь можно было поучаствовать в конкурсе на скоростное поедание торта «Медовик», да и просто отведать гречневую кашу из полевой кухни.

Много здесь развлечений для детей, основанных исключительно на фольклоре и странных русских традициях. Например, викторина на знание старославянских слов и имен, обучающая игра «Секреты трав».
Гости праздника могут не только приобрести готовые с увениры на чайную тему, но и сделать их собственными руками. На празднике работает мастер-класс по изготовлению бумажных открыток на чайную тему; из соленого теста желающие могут сделать мини-чашечки, а в технике лаковой миниатюры Палеха – брошку с самоваром. Также работают мастер-классы по изготовлению цветов из фоамирана, «чайного тюльпана», лозоплетению.

«Атмановские кулачки»

«Атмановские кулАчки» – это аутентичные традиционные игры русского народа, проходящие ежегодно в августе месяце, в месте их исконного бытования: в селе Атманов Угол, Сосновского района, Тамбовской области на престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы.

Ядром праздника, как и раньше, являются большие кулАчки (кулачный бой стенка-на-стенку), проходящие по народным правилам, и курагодное гулянье боярское колесо, в рамках которого проходят состязания гармонистов, плясунов и плясуний и прибасников и прибасниц (исполнителей частушек). Помимо этого в программу игр включены соревнования в дисциплинах русского этноспорта и состязания в исконных забавах.

«Атмановские кулАчки» стали исторической основой для возрождения цикла игр русского народа. Сегодня, в рамах проекта «Русские игры», возрождены и регулярно проводятся традиционные игры на Святки, на Масленицу, на Красную горку, на Троицу и др.

Из истории села Атманов Угол.

Село Атманов Угол основано в 1648 году на реке Челновой, выходцами из шацких сёл Алгамасово и Берёзово, во главе с Саввой Отмановым. Позднее за ватагой удальцов двинулась основная масса переселенцев. Переселенцы принесли с собой древнюю систему военно-физического воспитания и контроля уровня боевой подготовки населения, сложившуюся у русских в глубокой древности. В её основе — коллективные кулачные бои, характеризующиеся общинным характером демонстрации силы и удали, объединением мужчин на военизированной основе, возрастной иерархией и определенной ролью каждой возрастной группы в боевой игре, строгими правилами поведения бойцов, символичностью битвы.

Традиционные игры – этнокультурные традиции публичных состязаний – исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в местах, связанных с историей и культурой коренных народов; они формируют телесное и духовное выражение адаптации человека к природной и историко-культурной среде. Понятие «традиционные игры» широко используется в мире и включает в себя многообразие традиционных видов физической активности.

«Атмановские кулачки» — это праздник, благодаря которому возрождаются народные традиции. Сегодня старинные правила боя в селе Атманов Угол соблюдаются неукоснительно, ведь смысл праздника как раз в том, чтобы реконструировать этнокультурную среду, тот сценарий престольного праздника, который сложился исторически

Как видим — есть большое разнообразие праздников, проводимых в России. И это еще не все…

Праздник- обряд кормления духа хозяина моря

Шулунова С.В.

Земля нивхов со всех сторон омывается «голубым континентом», их земля на материке находится в бассейне великой реки Амур и многочисленных ее притоках, а также озер. На востоке нивхскую землю омывает Охотское море. Это обстоятельство нашло отражение в мировоззрении нивхов и их древней духовной культуре. Вода у нивхов также одухотворена. В местах горных источников, по представлениям нивхов, живет хозяин (хозяйка) горного источника, а на дне Охотского моря и Тихого океана - седовласый хозяин моря, которого нивхи называют тол-ыз. В мифологии он известен как Тайр-надз. «Бог моря Тайр-надз живет на дне Охотского моря. Это глубокий старик с седой бородой, который живет со своей старухой в подводной юрте. В юрте масса ящиков с самой разнообразной икрой, которую он время от времени пригоршнями бросает в море. Это он в определенное время посылает несметные отряды лососей, без которых жизнь гиляка была бы невозможна; это он рассылает касаток наводить порядок в морях и гнать навстречу гиляку всяких зверей морских».

Среди нивхов распространены предания, в которых описывается жизнь в морской пучине. Морем, как говорится в мифологии, управляет семья седовласого старика. Нередко в голодные годы, особенно в годы плохих промыслов рыбы, нивхи отправлялись на поклон к хозяину воды/моря и показывали ему хвосты сушеной рыбы. Так они «сообщали» о том, что голодают.

В преданиях есть немало описаний, как нивхи добирались до хозяина воды. В плохие промысловые годы нивхи решались отправить в дальнее путешествие к хозяину воды кого-нибудь из молодых людей, сильного и выносливого, знающего дорогу. При встрече с «хозяином воды» посланец излагал просьбу своих сородичей и соплеменников послать им рыбу и позволить добывать ее в нужном количестве. Выслушав посланца, «хозяин воды» с пониманием относился к просьбе людей, всегда принимал гостя, угощал его и беседовал с ним, во время разговора расспрашивал о жизни людей и выяснял подробно их нужды. Затем провожал гостя домой, брал горсть икры разных рыб и бросал вслед за гостем. Икра превращалась в косяки рыб и устремлялась к реке, на побережьях которой живут нивхи. Таким образом нивхи обеспечивали хорошие промыслы и средства для существования.

В свою очередь, нивхи дважды в год устраивали большие ритуальные праздники «кормления» воды: весной во время вскрытия реки и морских побережий ото льда и глубокой осенью перед самым становлением льда на реках и на море. Люди тщательно и серьезно подходили к этому празднику, готовили ритуальные блюда: мось - студень из рыбных кож и ягод, разные ягоды с рыбьим жиром, юколу - вяленую сушеную рыбу, табак, съедобные травы и т.д. Всю еду клали в специальные блюда в форме рыб разных пород, морских зверей, водоплавающих, птицы-гагары. Каждая семейно-родовая группа на своем берегу устраивала «кормление», бросая в воду пищу из этой посуды. Оставшуюся еду и посуду уносили домой, и каждого члена семьи обязательно угощали ритуальной едой. Угощали этой едой и членов других родов. Но так как большинство нивхских семей были малочисленными и в них жили представители родственных семей, то все семьи совместно устраивали праздники «кормления» воды - «тол ардъ». Ритуальную посуду хранили старейшие нивхи в амбарах. Ее использовали только на празднике «кормления» воды.

В повседневной жизни нивхи устраивали «кормление» воды во время плавания по реке, бросая табак или еду, приговаривая «Тол-ыза нъын намагур хумгуя, колавтилыгыр вигуя» - «Хозяин воды, позволь нам хорошо жить и без болезни ездить».