Фуражка морская - головной убор для тех, кто связан с флотом. Из истории армейского и флотского головного убора Головной убор матроса


Армия всегда стремилась отличаться от гражданских лиц своей одеждой и головными уборами. Но в отличии от цивильной, армейская мода всегда была более консервативной… Благодаря этому, а также уважению к армейским традициям, до наших времен дожили некоторые образцы военной формы и головных уборов армий мира, которые не менялись практически на протяжении сотен лет.

И так, головные уборы в армиях мира. Для удобства, расположим их в алфавитном порядке .

Балаклава – головной убор, который охватывает всю голову, оставляя открытыми только небольшую часть лица, например, нос и глаза. Назван в честь города Балаклава в Крыму. Во время Крымской войны 1853-1856 годов, такие вязаные шлемы защищали британские войска от холода. Но другое название этого предмета одежды, подшлемник, упоминается в печати гораздо раньше. Вообще, этот головной убор стал известен с 19 века.

Бандана – треугольный или квадратный платок. Изначально банданы использовались американскими ковбоями для защиты от пыли. Они повязывались на шее так, чтобы можно было их быстро надеть на лицо. В конце 1980-х – начале 90-х годов в Калифорнии банданы использовали, как знак принадлежности к определенной преступной группировке.

Бейсбольная кепка представляет собой мягкую шапочку с жесткими краями и козырьком. История кепки началась в 1860 году, когда ее стали носить игроки команды Brooklyn Excelsiors. К 1900 году этот головной убор стал популярным. В 1940-ом произошло рождение современной бейсболки. Козырек стал намного короче, и шляпа стала более удобной. В настоящее время бейсболки стали популярным предметом гардероба не только спортсменов, но и военных.

Берет. Современный берет происходит от традиционной шляпы пиренейских пастухов. Промышленное производство этого головного убора началось только в 17 веке на юге Франции. А к 1920 году береты выпускали уже более 20-ти французских заводов. Берет является частью униформы многих военных подразделений армий мира.

Бескозырка - форменный головной убор (фуражка без козырька) солдат, матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ ряда армий и флотов. В российской армии и флоте с 1811. В 1872 в российском флоте на бескозырки были введены ленточки, на которых обозначались наименование корабля или номер флотского экипажа. В 1921 году был утвержден образец обмундирования для военных моряков.
Со временем бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям. Вместо названия корабля на лентах появилось название флота или военно-морского училища. Бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.Американские моряки носят бескозырки, больше похожие на панамы. Красные помпоны на белых шапочках французских военных моряков - давняя традиция. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

Гленгарри (Glengarry). Шапочка, сплюснутая с боков (наподобие пилотки), декорированная двумя ленточкам, прикреплёнными сзади, и небольшим помпоном, пришитым сверху. Обычно шьётся из плотной шерстяной ткани. По легенде гленгарри в конце XVIII века изобрёл британский полковник Александр Рэнелдсон МакДоннелл из Гленгарри. Прототипом для нового головного убора стал национальный шотландский берет балморал, также украшавшийся лентами и помпоном. Изначально гленгарри носился с рабочей формой одежды как военный головной убор в британской армии. Позже гленгарри стали популярны в британской армии, благодаря своей практичности и удобству ношения. Также гленгарри стали носиться в качестве основного головного убора волынщиков шотландских полков. Обычно окраска гленгарри черная или темно-синяя, современные военные гленгарри всегда темно-синего цвета. Сегодня гленгарри носят многие шотландские полки британской армии.

Конфедератка - известный с XVIII века четырёхугольный головной убор в польской армии.

Куфия (другие возможные варианты написания – каффия, кафия и кеффия) является традиционным арабским головным убором для мужчин. Как правило, делается из куска хлопка и представляет собой шарф, иногда с кистями на концах. Его складывали по диагонали и повязывали на голову разнообразными способами при помощи агала (петли или кольца из толстого скрученного шнура) или ленты. Чаще всего этот головной убор можно встретить в засушливых районах, носят его для защиты головы от солнца, а глаз и рта от пыли и песка. Активно используется в вооруженных силах многих стран.

Кепи представляет собой разновидность кепки с плоской круглой тульей и небольшим козырьком. Кепи изначально был наиболее распространенным головным убором во французской армии. Его предшественник появился в 1830-х годах в ходе оккупации Алжира, и представлял собой легкий тростниковый каркас, обтянутый тканью. Позже дешевизна сделала кепи самым популярным головным убором военных, начиная с середины 19 века. В настоящее время кепи несколько видоизменился и стал очень популярным головным убором.

Кепка Корпуса Морской Пехоты США
(utility cover, utility cap, eight-pointed cover). Используется также на флоте и в Береговой Охране США.

Медвежья шапка. Знаменитые шапки королевских гвардейцев Великобритании сделаны из меха североамериканского медведя-гризли. У офицеров шапки более высокие и более блестящие. Дело в том, что их делают из меха самца, а шапки рядовых и унтер-офицеров – из меха самки гризли (он не столь эффектно выглядит). Но и шапки рядовых гвардейцев, которые, так сказать, передаются по наследству, от демобилизующихся солдат – молодым призывникам, служат, чуть ли не сто лет, так что члены общества охраны животных могут быть спокойны за поголовье медведей.

Пакол, пакуль или читарли. Пакуль получил большую популярность среди пуштунских племен в начале XX века в значительной мере из-за громоздкости тюрбанов.

Папаха. В русской армии этот головной убор появился в 1817 году в войсках, ведущих боевые действия на Кавказе. Впрочем, тогда он представлял собой лишь меховую шапку. С 1855 года папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск. Шилась она обычно из каракуля, овчины или медвежьего меха. Приказ 1871 года по Военному ведомству вводил черную папаху из смушки или мерлушки (шкура ягненка) высотой от 15 до 25 см. А в Сибирском и Оренбургском казачьих войсках были приняты и так называемые трухменки - мохнатые папахи туркменского образца. К Русско-японской войне 1904-1905 годов в действующей армии носили папахи из черного бараньего меха. В 1913-м, накануне Первой мировой войны, на папахи перешла вся армия. Изготавливались они из серой смушки, а разработаны и введены были еще в 1910 году.
В Красной Армии папаха по идеологическим соображениям («это атрибут царских войск и белогвардейщины») была отменена (так же, как и погоны). Но ненадолго. Приказом наркома обороны СССР от 23 апреля 1936 года она вводилась вновь - правда, только для донских казачьих частей. Но уже 1 февраля 1941 года приказом военного наркома эта казачья папаха была вновь отменена: с 1 октября 1941 года армия должна была начать переход на новые виды обмундирования. Папаха в ее современном виде была введена в 1940 году для маршалов и генералов.
А в 1943-м ее смогли примерить и полковники. Папаха была исключена из перечня предметов экипировки защитников Отечества в 1994-м указом Ельцина, который тогда ввел новую, нынешнюю, форму одежды военнослужащих. Президент Владимир Путин вернул армии папаху в 2005 году.

Пилотка (garrison cap, side cap, wedge cap, field service cap). Предполагается, что пилотка впервые появилась в австрийской армии в конце XIX века. Прототипом для неё послужила национальная сербская шапочка шайкача, которую носили отряды австрийских сербов, нападавших на приграничные турецкие территории. В российской армии пилотка была введена во время первой мировой войны в качестве головного убора для лётчиков. Её можно было легко спрятать в карман и одеть вместо шлема после окончания полёта, фуражка в этом случае не походила. По этой причине пилотка (от слова пилот) первоначально называлась полётной шапкой или полёткой. Со временем пилотка стала форменным головным убором различных военных и полувоенных (пионеры, кадеты, скауты и др.) формирований.

Полевая кепка (patrol cap, field cap) - мягкая кепка с жестким, округлым козырьком и плоской вершиной, которую военнослужащие некоторых стран используют, когда не требуется боевой шле

Рыбацкая шляпа (bucket hat, fishing hat, beanie hat). Представляет собой мягкую хлопковую шляпу с широкими сильно наклоненными вниз полями. В тулье чаще всего делают несколько отверстий, в результате чего происходит вентиляция, и в шляпе не так жарко. Такие шляпы используются в ВМС и армии США, а также в армиях других стран. У нас такая шляпа называется «панамой», хотя это не совсем верно.

Терай (terai). Представляет собой шляпу для защиты от солнца, с широкими полями и вентиляцией в тулье, чаще всего сделанную из войлока. Эта шляпа приобрела огромную популярность в конце 19 века. Использовалась в качестве альтернативы тропическому шлему. Сейчас эти шляпы носят в основном подразделения непальских гуркхов.

Тропический шлем. Каска с широкими полями и полусферической тульей. Часто имеет подбородный ремешок и навершие в виде маленькой пики или эмблемы. Обычно изготавливается из пробки или растительных волокон, а сверху обтягивается тканью. Колониальный шлем появился в британской армии в середине XIX века во время войн с другими европейскими державами за свои колонии в тропиках и вооружённых восстаний в Индии. Позже колониальный шлем использовался американцами во время войн во Вьетнаме и Корее. Сегодня колониальный шлем – элемент парадной формы некоторых армейских подразделений Великобритании и стран Британского Содружества.

Тэм о шэнтер (tam o shanter). Традиционный головной убор в Шотландии. Круглая шапочка с плотно облегающей лентой вокруг головы и мягким объемным верхом. На макушке обычно украшена помпоном. Носят ее, заломив на одну сторону. Британская и канадская пехота начала носить тэм-о-шентеры цвета хаки во время Второй мировой войны. В условиях окопной войны такой берет являлся наиболее практичной альтернативой другому головному убору – гленгарри. Современные тэм-о-шентеры, которые носят в разнообразных шотландских полках, отличаются эмблемами и перьевыми султанчиками различных цветов. Сейчас встречается только в качестве головного убора шотландских полков в армии Великобритании, и в некоторых воинских подразделениях Канады.

Тюрбан (turban) - мужской и женский головной убор у народов Азии и Северной Африки - полотнище лёгкой ткани, обёрнутое вокруг головы. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи. Тюрбан сейчас носят во многих армиях, где служат индусы-сикхи.

Ушанки считаются традиционным головным убором в России. Ушанка сделана из меха или овчины и предназначается для защиты от холода. В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника. В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу. Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих - из меха цигейки чёрного цвета. С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Фуражка (forage cap). Головной убор с высокой тульей, околышем и козырьком. Обычно декорируется по околышу и верхнему краю тульи специальным ремнём, рантом и кокардами, крепящимися на тулью и околыш. Фуражка получила своё название от слова «фураж» (корм для лошадей). Дело в том, что первые фуражки появились во время наполеоновских войн, и их носили русские, прусские и британские кавалеристы, занимавшиеся поиском корма для лошадей. Сегодня фуражка, в различных её формах является частью военной формы армий многих стран мира. Следует добавить, что в Великобритании и странах Британского Содружества термин forage cap используют также и для обозначения пилотки.

Шляпа рейнджера (campaign hat). Эти шляпы также называют шляпой сержанта или шляпой бойскаутов. Широкополая фетровая шляпа, с высокой верхушкой, симметрично «защипнутая» с четырех сторон, и таким образом образующая пик в центре – «пик Монтаны». Изначально верхушка шляпы заканчивалась обычной складкой, но из-за обильных тропических дождей, дизайн шляпы был изменен в угоду практичности: в «складках Монтаны» вода не задерживается. Сегодня эти шляпы в обиходе у королевской полиции Канады, новозеландской армии, вооруженных сил США, правоохранительных органов США, а также у бойскаутов.

Шляпа-таблетка (pillbox hat). Небольшая шляпа без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. В это трудно поверить, но ещё совсем недавно шляпа-таблетка, дополненная подбородочным ремешком, была военным головным убором. Её и сейчас в этом качестве используют в некоторых странах Британского содружества.

как называется головной убор моряков? и получил лучший ответ

Ответ от OldMonkey[гуру]
бескозырка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называется головной убор моряков?

Ответ от K [гуру]
Бескозырка.


Ответ от Natali Dgavani [гуру]
безкозырка


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Бескозырка.


Ответ от Мария Мартынова (Филиппова) [активный]
бескозырка конечно.


Ответ от Laral [гуру]
Зимой-ушанка


Ответ от Василий Зайцев [гуру]
пишы на мыло мне дурень))) или видео мои позырь


Ответ от Dr-blood [гуру]
треуголка.


Ответ от Александра [гуру]
бескозырка белая...


Ответ от Rjewsky [гуру]
а у офицеров - фуражка... а у десанта - берет... а у десанта при выполнении боевой операции десантирования на берег - каска...)


Ответ от Евгений [гуру]
Бескозырка была изобретена в России.
Прототипом бескозырки была фуражная шапка - форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зеленым цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.
В ноябре 1811 года бескозырка была введена в Российской армии как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.
С середины XIX в. на бескозырках стали делать белые выпушки - узкие белые канты - деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках.
В 70-х годах XIX в. на российском флоте вводится черная бескозырка с лентой, на которой наносились надписи названиий флотского экипажа и корабля.
Кроме того, лента служила для удерживания в ветренную погоду бескозырки на голове матросов - концы ленты обвязывалась вокруг шеи. Длина ленты была больше, чем у современных бескозырок и составляла около 160 см.
Впоследствии наряду с черными лентами были введены георгиевские - по имени ордена, имеющие такой же вид, как и современные гвардейские ленты.
Следует отметить тот факт, что бескозырка - очень удобный форменный флотский головной убор и по этой причине бескозырки были введены на многих флотах с теми или иными изменениями в качестве форменного головного убора для матросов.


Ответ от Hermione Granger [мастер]
бескозырка

У кого-то море ассоциируется с отважными капитанами, с романтикой, увлекательными путешествиями и дальними странствиями. Кто-то, приобретя фуражку моряка, представляет себя на пляже с тёплым песком под жгучим солнцем или же плеск ласкающих прибрежных волн. Одним словом трудно найти человека, которого не привлекал бы такой атрибут как фуражка капитана. Данный головной убор является прекрасным напоминанием об искрящемся солнечными бликами море, о солёном ветре и беспокойных волнах. Бесспорно, многие согласятся, что достаточно один раз видеть море, чтобы оно на всегда поселилось в памяти как самое незабываемое впечатление. Поэтому люди и стремятся окружать себя вещами морской тематики, украшать свой дом и дарить близким предметы, напоминающие о море. К таким предметам в первую очередь относится морская фуражка.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.

Купить кепку – фуражку. Основные элементы морской капитанской фуражки.

Настоящая фуражка «морского волка» - это в первую очередь атрибут власти над самой стихией и над ситуацией, полный контроль судна и авторитет среди подчинённых. Правильно изготовленная фуражка способна выдержать любые погодные условия и стать настоящим попутчиком хозяина корабля-капитана. К основным элементам фуражки правильно будет отнести: околыш, кокарду, тулью, рант, кант и козырёк. Если предстоит купить фуражку, то стоит знать, что она должна обязательно иметь армирующую вставку из упругого стального обруча, который во время ношения прекрасно поддерживает и сохраняет форму головного убора. Для наполнения тульи в основном используют ватные валики.

Море любят все. У некоторых оно ассоциируется с храбрыми капитанами. У некоторых - с невероятными путешествиями и дальними странами. Для кого-то главной ассоциацией является фуражка морская.

Такое приобретение позволяет человеку представить себя прямо на пляже под жарким солнцем на тёплом песке при плеске прибрежных ласкающих волн. Вобщем, найти такого человека, которого не привлекла бы фуражка морская, крайне сложно. Это замечательное напоминание о беспокойных волнах и солёном ветре. Люди, которые хотя бы раз видели море, всегда стараются окружить себя вещами такой тематики. Данный головной убор - одна из них.

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская - идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Большая популярность

Фуражка морская (белая) - излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.

Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.

Напоследок

Будь то морская бескозырка или же другие вариации головных уборов для тех людей, кто каким-либо образом связан с флотом, данные вещи не перестают пользоваться огромным спросом. Рассмотрим основные модели.

  • Военно-морские летние фуражки - один из самых известных вариантов. Носят их также и на торговом флоте. Только в этом случае к ним добавляются «крабы» (кокарды) и не устанавливаются «дубки» на козырьке (за исключением капитанов). Изготавливаются они из лёгких материалов. Хотя бывают и исключения (всё зависит от желаний заказчиков). Первые, конечно же, в жаркое время года использовать намного удобнее. Они позволяют голове «дышать».
  • Фуражки гражданского флота обычно имеют козырьки, вышитые бронзовой канителью. Существуют зимние и летние модели, прекрасно защищающие голову от холода и жары. Идеально смотрятся с длинными пальто и о многом говорят!
  • Адмиральские фуражки выполняются из сукна с использованием верха с пружиной («аэродромом»). Козырёк вышивается канителью с позолотой. Этим адмиральская фуражка от обычной, в принципе, и отличается. Высота тульи оговаривается с будущим владельцем перед изготовлением. Общепринятый размер составляет шестьдесят пять миллиметров. Высший комсостав носит фуражки с большей тульей.
  • Курсантские военно-морские фуражки - классический фасон. От офицерских отличаются они более бюджетным вариантом, низкой тульей и кокардой под названием «орех». Очень часто такие головные уборы заказываются работниками гражданского флота. Естественно, с соответствующими козырьками и без белых кантов. Данная ностальгическая вещь напоминает о старых добрых традициях и царского, и советского флота. Великолепно смотрится с плащом и прочей форменной верхней одеждой. В торжественных случаях - аксессуар незаменимый для моряка.

Кто сказал, что шляпа капитана -это головной убор, который носят только моряки? Сегодня капитанская фуражка -это модный аксессуар, который станет отличным дополнением к наряду.

Капитанка это сленговое название фуражки капитана. Настоящая капитанская фуражка является элементом униформы и регламентируется различными приказами.Капитанки как правило только копируют настоящую морскую фуражку и не имеют ничего общего с аутентичными фуражками.

Капитанка это традиционный атрибут членов различных яхт-клубов или просто владельцев небольших судов на котором капитан может "ввести" свои знаки различия и геральдику. В морских туристических городах капитанки являются традиционным туристическим сувениром.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.